Газета «Наш
Мир» Нынешний год будет для рынка печатных СМИ непростым. По оценкам
председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции
(АРПП) Александра Оськина, в нынешнем году количество периодических
изданий сократится на треть — в основном из-за падения рекламных
доходов и снижения покупательского спроса. «Издания сокращают
количество полос, увеличивают промежуток между выходами в свет издания,
урезают тиражи», — констатирует эксперт. Больше всего от кризиса
пострадают чисто рекламные издания, глянцевый бизнес. По прогнозам
Гильдии издателей периодической печати (ГИПП), российский рекламный
рынок, к которому жестко привязана ситуация в СМИ, может сократиться в
2009 году на 20-30%. Так, в декабре 2008 года по сравнению с тем же
месяцем 2007 года рекламные доходы российских изданий уже снизились на
4,5% — до 4,5 млрд рублей, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные
аналитического центра «Видео Интернешнл». По итогам января этого года,
по оценкам вице-президента ГИПП Евгения Абова, падение рекламных сборов
в печатной прессе по сравнению с январем 2008 года составит порядка 20%. При
этом объемы розничных продаж печатных изданий начали падать с октября
прошлого года и к его концу снизились на 40%. По оценкам АРПП, объем
рынка периодической печати (по продаже в розницу, оптом и по подписке,
без учета рекламы) по итогам 2008 года составил 2 млрд долларов. По
данным аналитического центра «Видео Интернешнл», рекламные доходы
центральной прессы (то есть московские, федеральные издания и их
приложения, которые попадают в мониториг TNS Media Intelligence) по
итогам 2008 года составили порядка 5,8 млрд рублей. Однако
некоторые положительные моменты у этого процесса есть. По мнению
Александра Оськина, на рынке много «издательского мусора»: «Только в
Москве издается около 300 районных и окружных газет. Для сравнения: в
Германии выходит порядка 7 тысяч газет. Поэтому можно сказать, что в
нынешних условиях кризис имеет очистительную функцию. В среднем по
стране ежегодно появлялось до нескольких тысяч новых СМИ (с учетом
регионов и центра). В этом году новых изданий появится в десять меньше.
Если их количество достигнет 600, то это уже будет неплохо. Для
сравнения: во Франции ежегодно появляется не более 100 изданий». По его
словам, в нынешнем году можно прогнозировать рост спроса на дешевые
издания. Спрос на глянец упал, но вырос на газеты стоимостью до 10
рублей и телегиды (до 30 рублей). По данным Россвязькомнадзора,
в течение 2008 года в России было зарегистрировано 7,842 тысячи СМИ
(6,79 тысяч печатных и 1,052 тысяча электронных). Однако только 45%
журналов и половина газет из официально зарегистрированных в России
регулярно поступает в продажу. По данным Роспечати на декабрь прошлого
года, в общей сложности в России было зарегистрировано 51,7 тысячи
печатных СМИ, из них 27,47 тысяч газет и 20,43 тысячи журналов.
Несколько другие данные приводит АРПП: по ее оценкам, на 2008 год в
России было формально зарегистрировано 120 тысяч печатных и электронных
СМИ. Всего в период с 2006 по 2008 год, по оценке Роспечати, на
российском рынке появилось более тысячи новых изданий. Как бы то
ни было, ряд издательских домов анонсировал на 2009 год старт новых
печатных изданий. В частности, с 5 февраля начинает выпуск серии газет
Plus («Plus ТВ», «Plus Досуг», «Plus Скидки», «Plus Кадры», «Plus
Семья») санкт-петербургский холдинг All Media, специализирующийся на
размещении рекламы в метрополитене. Издание будет распространятся
бесплатно на станциях петербургского метро. Общий недельный тираж Plus
составит 2 млн экземпляров, то есть 400 тысяч экземпляров у каждого
приложения. С 1 января издательский дом «Актион-Медиа» начал
выпуск журнала «Экономические преступления», предназначенного для
бухгалтеров, руководителей компаний и практикующих юристов. Со 2
февраля у «Актион-Медиа» стартует еще один журнал — «Бухгалтерия ИП»,
предназначенный для бухгалтеров индивидуальных предпринимателей России.
Журнал будет выходить один раз в два месяца, а его стартовый тираж
составит 5,33 тысяч экземпляров. Планируется, что через год количество
постоянных подписчиков журнала достигнет 7 тысяч, что позволит ему
существовать не за счет рекламы, а за счет подписки. По словам
главного редактора журнала «Экономические преступления» Юлии
Комисаровой, издание распространяется исключительно по подписке, и в
нынешних условиях сверхприбылей в этом году журнал не ожидает: «Но мы
уже сейчас вышли на уровень безубыточности, количество подписчиков
растет с каждым днем, и уже сейчас составляет 7-8 тысяч. Мы особо не
рассчитываем на рекламу, и не предпринимали каких-то попыток привлечь
рекламодателей, но они пришли сами». Не побоялись запустить в
кризис новый журнал и в издательском доме «Афиша» (входит в холдинг
«ПрофМедиа»). «В конце прошлого года «Афиша» запустила новый проект —
журнал «Еда» (тираж 90 тысяч), который сразу же стал очень популярным и
превзошел все наши ожидания. Пожалуй, пока на рекламном рынке
наблюдается спад, запускать новые проекты не имеет смысла», —
рассказывает директор по связям с общественностью «ПрофМедиа» Екатерина
Долгошеева. Однако многие издательские дома не собираются
запускать новые проекты, например, «Hachette Filipacchi Shkulev и
ИнтерМедиаГруп» (издает в России глянцевые журналы Elle, Maxim, Marie
Clare, городской гид «Антенна-Телесемь» и др.). «Сейчас по всем
категориям потребительских товаров наблюдается падение спроса, и глянец
не стал исключением, — рассказывает менеджер по связям с
общественностью этого издательского дома Марина Головченко. — В
настоящее время мы занимаемся адаптацией редакционной формулы под новую
экономическую систему». По оценкам вице-президента ГИПП Евгения
Абова, для того, чтобы запустить качественное издание, необходимо не
менее 1 млн долларов: «Это тот минимум, который надо потратить, чтобы
выйти на искомые показатели». Поэтому новые издания будут появляться,
но интенсивный запуск новых печатных СМИ снизится. По мнению Евгения
Абова, в целом по стране сейчас пустует ниша городских ежедневных
газет, хотя запускать проекты в ней проблематично. «Федеральные тиражи
будут сокращаться, распространение также будет сжиматься,
распространители не смогут покрыть прежние территории. Таким образом, у
региональных издателей появляется больше возможностей укрепить свои
позиции, практически в любых категориях», — отмечает Абов. По его
мнению, среди печатных изданий могут быть успешными запуски проектов,
ориентированных на разные потребительские категории (молодежные,
спортивные, женские), но в региональных масштабах. А на федеральном
уровне могут усилить позиции издания b2b. Александра Ходонова |