Газета «Наш Мир»
О том, что нынешний кризис является структурным и его результатом
станут качественные изменения в мировой экономике, написано уже
довольно много, и тема эта неплохо разработана. Большинство
среднесрочных и долгосрочных прогнозов по-прежнему исходят из
существующей экономической структуры и финансовой архитектуры, но есть
сценарии, рассматривающие иные варианты развития. Появились и
прогнозы относительно того, что следующей трансформацией кризиса (после
перехода из разряда финансового в экономический) станет его превращение
в социально-политический. Волнения в Исландии, Прибалтике, Франции,
Германии и даже избрание Барака Обамы свидетельствуют о том, что
перемены назрели. Однако, на мой взгляд, гораздо интереснее
другие трансформации — мировоззренческие, изменение образа жизни, целей
и идеалов. Последней, до сих пор не изжитой тенденцией развитых стран,
к которым в последние годы с энтузиазмом неофита присоединилась Россия,
стал консюмеризм. Кризис застал мир на пике «потребительского безумия»,
подогревавшегося надуванием многочисленных пузырей, генерирующих для
своих участников деньги в почти неограниченных объемах. Компании
и корпорации, работающие на потребительский рынок, перестали думать о
том, как удовлетворить потребности своих покупателей. Первостепенной
задачей стало формирование новых потребностей, которые потом можно было
бы удовлетворить. Все это было первыми проявлениями кризиса
перепроизводства, равно как и стремительное движение по пути к
«одноразовому миру». Срок службы товаров — от автомобилей до мобильных
телефонов — стремительно сокращался. В порядке вещей отказаться от
вполне сносно работающей вещи в пользу новой, более «навороченной». Нынешний
кризис ударил по доходам, сделав процветавший и культивировавшийся
«гламуром» и «постгламуром» образ жизни невозможным. Это удар не только
и даже наверное не столько по кошельку, сколько по сознанию. Реклама
силами длинноногих моделей с высокой грудью и шелковистыми волосами
продолжает продавать «идеальный» образ жизни, соответствовать которому
у слишком многих людей уже нет никаких шансов. Причем, что важно, всего
полгода-год назад эти шансы были, надежда оставалась, поэтому были цели
и стимулы. Этот перелом чреват серьезным ростом неврозов,
депрессий, психической нестабильности. Во что это может вылиться? Если
брать Россию, то все обстоит не так серьезно. Большинство населения
переживало и худшие времена, поэтому какой-то иммунитет приобрело. Тем
не менее, традиционный доступный способ справиться со стрессом —
алкоголь — будет чрезвычайно востребован. Рост алкоголизма как способа
спрятаться от проблем, уйти от действительности, вероятно, будет
наблюдаться по всему миру. Еще один способ компенсировать
комплексы, возникающие из-за неспособности соответствовать привычному и
культивируемому образу жизни (главные усилия большинства правительств
направлены на то, чтобы стимулировать потребление, сделать более
доступными кредиты, поддержать привычный образ жизни в кредит) —
разного рода эскапизм, уход от действительности, примеривание на себя
другой, более успешной личности. Возможностей для этого
довольно много. Есть разного рода ролевые компьютерные игры, где другая
реальность, в которой нет кризиса, а есть все, что душе угодно — от
магии до возможности ощутить себя полководцем многомиллионной армии,
абсолютным монархом или трактирщиком в средневековой таверне. Другой
вариант — ролевые игры на пленэре. Толкиенисты, реконструкторы и даже
готы и эмо, которые тоже старательно играют придуманные для себя роли,
получат мощный приток последователей. Не менее мощный приток неофитов
получат традиционные религии и всевозможные секты, куда потянутся в
поисках новых смыслов и идеалов те, кто разочаруются в культе
потребления. Появятся «гуру», которые будут тем более успешны, чем
убедительнее будут вещать о том, что материальное благополучие и
способность поменять «Лексус» на «Майбах» не является достойной
человека целью. «Простая жизнь на лоне природы», возрождение гэльского
языка, народных обрядов и традиций станут повальным увлечением. Еще
одной защитной реакцией может, к сожалению, стать поиск виноватых.
Правительство, инородцы, американцы, олигархи, рыжие, лысые, толстые —
все они потенциальные объекты ненависти. Причем эти настроения будут
подогреваться популистскими правительствами, которые будут пользоваться
популярностью только потому, что укажут людям виновных в их бедах. В
общественном сознании не может не произойти серьезного сдвига. Одной из
главных тенденций станет упрощение всего и вся — от пищи и одежды до
нравов и отношений. Как ни парадоксально, но индустрия продвижения
товаров и формирования потребностей очень быстро отреагирует на эти
тенденции. Иначе она просто не выживет. |