Газета «Наш
Мир» Блокада Первый удар по Ленинграду был нанесен с воздуха 22 июня 1941 года. С 4.00 до 5.40 утра — “мессершмитты” минировали Финский залив севернее Выборга, одновременно пытаясь блокировать аэродром под Выборгом. В Прибалтике войска Северо — Западного фронта терпят поражение в приграничных сражениях, немецкая группа армий “Север” начинает стремительное продвижение на Северо — Восток: одной из ее первоочередных задач является захват Ленинграда и Кронштадта. 9 июля 1941 года, преодолев слабую оборону советских войск, подвижные соединения гитлеровцев овладели Псковом. Почти в то же время группа войск “Норвегия” двинулась на Ленинград через Карельский перешеек, наступая одновременно на Мурманск, Кандалакшу, Ухту, Петрозаводск, Свирь. В составе группировки “Север”: 18 — я армия, 4 — я танковая группа (1 000 машин) и часть сил 16 — й армии. Всего — 23 дивизии, в том числе 3 танковые и 3 моторизованные с численным составом солдат и офицеров в полмиллиона человек. Наступая на Лугу, немцы рвались к Киевскому шоссе, чтобы с ходу подойти к Ленинграду. Однако попытка не удалась — на Лужском оборонительном рубеже завязались ожесточенные бои. Понесенные в связи с этим противником большие потери вынудили гитлеровское командование предпринять обходной маневр и ударить по Кингисеппу. Форсировав Лугу юго — восточнее города, там, где его не ожидали, враг 14 июля занял на ее правом берегу два плацдарма. Почти месяц обороняющие Лугу будут сдерживать натиск противника на этом направлении. В первой половине августа, завершив перегруппировку войск и подтянув тылы, немцы перешли в наступление сразу на 3 — х направлениях: Красногвардейском, Лужско — Вырицком и Новгородско — Чудовском. Почти одновременно финские войска нанесли удар на Карельском перешейке. 10 августа захвачен Кингисепп, 16 — го — Новгород, а 20 — го — Чудово. Перерезанными оказались обе железные дороги, связывающие Ленинград с Москвой (Октябрьская и Варшавская ЖД). 24 августа части красной армии оставили Лугу. 29 августа за линией фронта оказались Тосно, Саблино и другие населенные пункты. Неприятель был остановлен только на подступах к Колпину. К началу сентября вражеские войска вышли к Финскому заливу (в районе Лигова) и заградительной полосе у Пулковских высот. В их планах было форсировать Неву, чтобы соединиться с частями финской армии, занявшими часть Карельского перешейка. Осуществлению этого плана помешали соединения, закрепившиеся в районе Невской Дубровки (“Невский пятачок”) с левого берега Невы и оказывающие упорное сопротивление. В связи с этим, немецкое наступление в дальнейшем разворачивается вдоль левого берега Невы. Бои за плацдарм, получивший название “Невский пятачок” 3 км. в длину и 2 км. в глубину), продолжались до апреля 1942 г. Здесь погибло 200 000 советских солдат. Взяв 28 августа станцию Мга, фашисты отрезали от Ленинграда последнюю железную дорогу, связывавшую его со страной. После захвата немцами Шлиссельбурга Ленинград оказался блокированным с суши. (В тылу у врага оставался плацдарм в р — не Ораниенбаума — между Петергофом и Сосновым Бором, который немцам так и не удалось взять). На Карельском перешейке с начала августа бои велись от Ладоги до Финского залива. Между Онегой и Ладогой войска группы “Норвегия” рвались к Свири, чтобы, соединившись с финскими войсками опоясать Ленинград еще одним кольцом. Битва за Ленинград Первые попытки штурма города противник предпринимает уже в первых числах сентября 41 — го. Наступление войск предваряют массированные удары по городу с воздуха и обстрелы орудий тяжелой и зенитной артиллерий. 9 сентября немцы нанесли сокрушительный удар по Красносельскому сектору Красногвардейской укреплинии: 12 сентября советские части оставили Красное Село, а 13 — го — Красногвардейск (Гатчину). В этот критический для Ленинграда момент командование Ленинградским фронтом принял Г.К. Жуков. Он сумел предугадать, что основной удар по Ленинграду будет нанесен со стороны Урицка и Пулковских высот. В связи с этим, по его приказу за 6 — 8 дней на самые опасные участки переброшены войска с Карельского перешейка, усилена противотанковая и зенитная оборона южных подступов города, создана глубоко эшелонированная инженерная оборона на всех уязвимых направлениях, сформированы воинские резервы из моряков Балтийского флота, учащихся военно — учебных учреждений города, подразделений НКВД. Северный и Северо — Западный фронты были созданы в первые дни войны. В августе 1941 года Северный фронт был разделен на два: Ленинградский и Карельский. Почти одновременно сложилась Волховская группа войск, а в декабре 1941 года на ее основе создан Волховский фронт. 14 сентября началась битва за Ленинград. Пулково бомбили непрерывно. Несмотря на брошенные Жуковым к Урицку резервы, к вечеру 15 сентября немцы отрезали советские части от Пулкова и Урицка, и танки противника вышли на шоссе Петергоф — Ленинград (до Ленинграда оставалось менее 30 км). 18 сентября был захвачен Пушкин, враг утвердился в Урицке и Лигове. Немцы упорно штурмовали Пулковские высоты, пытаясь обойти их с запада и пробиться к Ораниенбауму. Почти до конца сентября враг продолжал настойчиво атаковать город. Несмотря на огромные потери (с обеих сторон) попытки противника продвинуться дальше оказались безрезультатными. Со стороны Кронштадта (с северо — запада) враг был остановлен в 30 — 40 км, а с юга (на линии Урицк — Пулково) его отделяли от города лишь 3 — 4 км. Фронт на подступах к Ленинграду в основном стабилизировался. Большие потери (одна треть вооруженных сил Германии была брошена под Ленинград) убедили Гитлера отказаться от дальнейшего штурма города. Согласно директиве Военно — Морского штаба Германских вооруженных сил от 29.09.41 за № 1 — а 1601/4 Ленинград надлежало физически уничтожить: “…после поражения Советского Союза нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта…”. О своей незаинтересованности в дальнейшем существовании города — порта непосредственно у своей границы заявила также Финляндия. Для осуществления данного решения Ленинград надлежало тесно блокировать и путем обстрела артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки сравнять его с землей. Любые просьбы о сдаче вследствие создавшегося положения должны были быть отвергнуты. На случай сдачи города немцам был издан приказ Сталина о заминировании промышленных объектов и кораблей Балтфлота. Все это при отступлении надлежало взорвать, чтобы через образовавшуюся брешь можно было вывести войска из окружения. С этого момента Ленинград ежедневно подвергается мощнейшим бомбардировкам и обстрелам. Во внутреннем кольце блокады город обороняют несколько армий и Балтийский флот со всей своей морской пехотой, а также Ладожская военная флотилия. Голод В начале ноября 1941 г. над осажденным Ленинградом нависла смертельная опасность. С потерей Тихвина возникла реальная угроза создания второго кольца блокады, а, следовательно, и полного прекращения подвоза продовольствия и горючего. На 9 ноября 1941 года в самом Ленинграде имелось муки на 7 дней, крупы — на 8 дней, жиров — на 14 дней; большая же часть запасов находилась за Ладожским озером, которое к этому времени еще не замерзло. Это обстоятельство вынудило руководство обороны города в четвертый раз снизить нормы выдачи продовольствия населению. С 13 ноября рабочие получали 300 г, а остальное население — 150 г хлеба. Через неделю, чтобы не прекратить выдачу хлеба совсем, Военный совет Ленинградскою фронта был вынужден принять решение о сокращении и без того голодных норм. С 20 ноября ленинградцы стали получать самую низкую норму хлеба за все время блокады — 250 г по рабочей карточке и 125 г по служащей и детской. Если учесть, что рабочие карточки в ноябре — декабре 1941 года получала только третья часть населения, то мизерность этих норм станет очевидной. Теперь для снабжения жителей Ленинграда расходовалось ежедневно всего 510 т муки. Надеяться на увеличение запасов продовольствия благодаря только что вступившей в строй Ладожской ледовой дороге в ближайшее время не приходилось; из — за чрезвычайно сложных условий работы трассы в первые дни с трудом удавалось удовлетворить дневную потребность города в продовольствии. Мизерный кусочек хлеба стал с этого времени основным средством поддержания жизни. Из этого кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день. Один — два таких сухарика да кружка горячей воды — вот из чего в основном состояли в дни голодной зимы завтрак, обед и ужин населения осажденного города. Другие продукты, которые полагались по карточкам, население получало нерегулярно и не полностью, а иногда и вовсе не получало из — за их отсутствия в городе. В пригородах под огнем противника ленинградцы добывали из — под снега не выкопанную картошку и овощи. На территории Бадаевских складов население собирало промерзлую землю, пропитанную в результате пожара сахаром. Чтобы притупить голодные мучения и хоть немного поддержать свои силы, люди ели касторку, вазелин, глицерин, столярный клей, охотились за собаками, кошками и птицами. Жестокий голод усугублялся наступившими сильными холодами, почти полным отсутствием топлива и электроэнергии. В декабре 1941 года топлива не хватало даже для обеспечения работы важнейших оборонных предприятий, электростанций, госпиталей. Суточная выработка электроэнергии с сентября по декабрь 1941 года сократилась почти в 7 раз. Чтобы сократить расходы электроэнергии, в декабре пришлось остановить городской транспорт. Теперь ленинградцы на работу и с работы добирались пешком. Изнурительные переходы выматывали последние силы. Придя домой с работы, люди не имели возможности даже согреться, так как система центрального отопления из — за отсутствия топлива оказалась замороженной. В январе 1942 года в большинстве домов вышли из строя водопровод и канализация. 25 января 1942 года Главная водопроводная станция не получила электроэнергии, что грозило оставить предприятия без воды. На помощь пришли военные моряки, которые в труднейших условиях смонтировали 4 дизеля аварийной станции. Все вышеперечисленное резко увеличило смертность среди населения блокадного Ленинграда. Главной причиной смертности была так называемая алиментарная дистрофия, то есть голодное истощение. Первые больные истощением появились в больницах в начале ноября 1941 года, а уже к концу месяца от голода погибло свыше 11 тыс. человек. В декабре 1941 года умерло почти 53 тыс. мирных жителей. В первое время ленинградцы регистрировали смерть своих родных и близких в загсах, у которых можно было наблюдать длинные печальные очереди. Но с наступлением зимы и резким увеличением смертности ослабленные голодом люди были не в силах похоронить умерших и далеко не всегда регистрировали их смерть. Захоронение умерших в больницах и госпиталях временно разрешалось по составленным спискам с последующим оформлением в загсе. Поэтому вести сколько — нибудь точный учет погибших от голода в тех условиях не было возможности. По заваленным сугробами улицам, под гул артиллерийских обстрелов и завывание сирен тянулись многочисленные похоронные процессии, если их так можно было назвать. Умершего завертывали в простыни, клали на детские саночки и везли на кладбище. Смертность приобрела настолько массовый характер, что мертвых не успевали хоронить. В домах и на улицах лежали тысячи незахороненных трупов. Жители были не в состоянии даже отправить их в морги. С ноября 1941 года бойцы МПВО стали собирать трупы на улицах, а позднее вместе с дружинницами Красного Креста стали с этой целью обходить квартиры. Зима 1941/42 года была в Ленинграде очень суровой. На улице стояли 30 — градусные морозы. Скованная морозом земля не поддавалась лопате. Подходы к кладбищам были завалены трупами, завернутыми в простыни. Мертвых стали хоронить в братских могилах, которые отрывались экскаваторами и при помощи взрывчатки. В дни первой блокадной зимы захоронением погибших от голода ежедневно занимались около 4 тыс. бойцов МПВО, подрывников, рабочих фабрик и заводов. За первый год блокады на ленинградских кладбищах было отрыто 662 братские могилы. Команды МПВО справлялись с этой работой с большим трудом, так как и сами они несли значительные потери. Очень много трупов оставалось не захороненными или в траншеях не засыпанными землей. Прорыв блокады После успеха советских войск под Тихвином (освобожденным 18.12.41) Верховное главнокомандование рассчитывало деблокировать Ленинград силами Ленинградского, Волховского и Северо — Западного фронтов. С этой целью было задействовано много техники, людей, но прорвать блокаду не удалось — бои приняли затяжной кровопролитный характер. (Сломить вражеские укрепления удалось только на 2 — х участках в районе Любани — к концу января 1942 г. 2 — я ударная армия, подступив к Любани, вернула под свой контроль железнодорожную ветку Новгород — Ленинград и Новгород — Чудово). С 8 ноября Тихвин находился в руках противника. Вследствие чего осуществлявшееся до этого момента через него железнодорожное сообщение было прервано. В течение 1942 г. существенных изменений на фронте под Ленинградом не произошло. В начале декабря 1942 г. ставка Верховного главнокомандования СССР утвердила план операции под кодовым названием “Искра” — по прорыву блокады Ленинграда. По замыслу надлежало встречными ударами 2 — х фронтов: Ленинградского и Волховского разгромить противника в районе Шлиссельбургско — Синявинского выступа, соединиться южнее Ладожского озера и тем же путем прорвать кольцо вражеского окружения. В операции по прорыву предусматривалось также участие артиллерии Балтийского флота. Прикрытие операции с воздуха возлагалось на 13 — ю и 14 — ю воздушные армии соответственно Ленинградского и Волховского фронтов, а также авиацию Балтийского флота. (Всего для участия в прорыве блокады было привлечено около 900 боевых самолетов). 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов одновременно перешли в наступление на Шлиссельбургско — Синявинском направлении. Форсировав по льду Неву и преодолев оборонительную полосу (минные и проволочные заграждения, огневые точки дотов и дзотов) на восточной окраине Рабочего поселка № 1 под Шлиссельбургом части 123 — й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372 — й дивизии Волховского фронта. К концу дня произошли встречи и других соединений советских войск. В этот же день был освобожден Шлиссельбург (особенно упорными были бои в самом городе). Блокада была прорвана. На очищенном от врага южном побережье Ладожского озера образовался сухопутный коридор для сообщения с Большой землей. В образовавшемся прорыве шириной 12 — 13 километров (простреливаемом с Синявинских высот противником) железнодорожники в кратчайшие сроки проложили рельсовые пути длиной 33 км и 1300 — метровый мост через Неву от платформы “Поляны” до станции “Шлиссельбург”. Эту дорогу ленинградцы окрестили Дорогой победы. В ночь на 6 февраля 1943 года по ней (после полуторагодового перерыва) к Финляндскому вокзалу прошел первый поезд из неоккупированных территорий. Поезда, доставлявшие в Ленинград продукты, топливо, оружие и боеприпасы по этой трассе следовали ночью непрерывно (с 10 — минутными промежутками). До февраля 1944 года, когда открылось сообщение по железной дороге Москва — Ленинград, по этой дороге прошло в общей сложности 100 000 вагонов. Утром 19 января 1944 года части Ленинградского фронта очистили от немцев Красное село и Ропшу, выбили их из Урицка, Стрельны, Володарского, Петергофа. 20 января был освобожден Новгород, 21 — го — Мга, а в конце января — Кингисепп. 27 января вражеская блокада была полностью снята. В феврале 1944 г. гитлеровцы были отброшены от Ленинграда с юга и запада на 200 км. Анна ТИРЛЕ |