Уважаемому редактору газеты “Наш Мир”, Айдару Каипову
Ниже привожу текст отзыва на книгу о Хамасе.
О Хамасе и революционности
Отзыв на презентацию книги Александра Проханова “Хвала Героям”
Автор: поэт Шмуэль Ерушалми. Израиль
Недельку две назад, во время очередной прогулки по интернет-паутине, наткнулся на статью на сайте вашей газеты “Наш Мир”, о выходе в свет новой книги главредактора газеты “Завтра” Александра Проханова, о палестинском движении Хамас. Поинтересовавшись содержанием этого труда, а также прочитав выдержки из книги и выступления участников её презентации в Москве, могу сказать, что со всем уважением к борьбе которую вот уже много десятилетий народ Палестины ведёт за свои права — книга получилась довольно однобокой, и не отражающей всей ближневосточной действительности.
Автор видит борьбу палестинцев за свою независимость, в спектре противостояния между исламом с одной стороны, и иудаизмом и западными течениями в христианстве, с другой. Прежде чем продолжить, хочу рассказать немного о себе.
Я приехал в Израиль в 1988 году, в возрасте 16-ти лет. Сначала был сионистом и сторонним целого и неделимого Израиля. Потом, пожив несколько лет на так называемой “исторической Родине”, где-то в районе 93-94 гг. я понял, что сионизм и всё что с ним связано, это психически ненормальная идея, которая сродни бреду сумасшедшего. С тех пор началось моё последовательное отдаление от этой реакционной идеи, которая между всем остальным пытается поссорить евреев с мусульманским миром. Я коммунист, верящий в Мировую Социалистическую революцию, с учётом ошибок советского прошлого. Я являюсь, может быть единственным из известных поэтов пишущих на иврите, который пишет поистине пролетарскую и антисионистскую поэзию.
А теперь вернёмся к теме письма. По-моему, сама постановка вопроса о существовании в современном мире противостояния между религиями, неверна, так как сегодня, любой на первый взгляд межрелигиозный, или межэтнический конфликт — является на самом деле социальным, как впрочем и само возникновение религий было прямым следствием социальной борьбы масс.
В Палестине, сегодня идёт фактически гражданская война между проимпериалистическими силами в лице сионизма, и палестинскими народными массами, ведущими борьбу за возвращение им прав отнятых при создании Государства Израиль. Уже давно, я, да и не только я — пришёл к правильному, на мой взгляд выводу, что идея двух государств для двух народов на земле Палестины, это бред в неменьшей степени чем сионизм.
Ну что поделаешь, невозможно решить проблемы беженцев, не дав им права на возвращение. И Израиль тут не исключение. Как можно заставить палестинцев, вынужденных в 1948-49 гг. оставить свои дома, поля, а главное — свою Родину — отказаться от права, когда-нибудь вернуться на свою землю? Ведь события 48-го ещё не так далеки от нас. У многих из беженцев уже после Накбы родились дети и внуки, которые не знают о Родине, с которой были изгнаны их родители, ставшие беженцами. Поэтому идея двух государств для двух народов не является решением палестино-израильского конфликта, так как проблема не только, и не так в том, кому будет принадлежать Иерусалим и какая часть Палестины будет принадлежать арабам или евреям. Проблема в том, смогут ли вернуться на эту землю, палестинские беженцы, вынужденные бежать отсюда во время войны 48 года. Без решения данной проблемы в пользу признания полного права палестинцев на возвращение, и создания на земле Палестины единого и полностью равноправного государства для евреев и арабов — проблема еврейско-арабского мира не решится никогда.
Поэтому, тут не идёт борьба между исламом и остальными религиями; Речь идёт о борьбе двух систем — западного империализма с одной стороны, и угнетённых масс с другой. Задаётся закономерный вопрос: Является ли Хамас той альтернативой, которая решит проблемы палестинского народа? Всего пару недель назад, весь мир пристально наблюдал за тем, как Израиль развязал кровавую бойню против населения Сектора Газа, цинично использовав не совсем разумную политику Хамаса, основанную на обстрелах израильских городов ракетами Кассам и Град. Мы все видели, как израильские бомбардировщики и боевые вертолёты израильских ВВС подвергали обстрелам школы, мечети, торговые лавки — бомбардировки, в которых погибли многие сотни мирных жителей. Особенно меня потрясла бесцеремонность израильских военных, когда израильский танк, всего за несколько дней до прекращения огня, открыл огонь по дому известного палестинского врача, работающего в израильской больнице Шиба. Огонь по дому был открыт в тот момент, когда этот врач давал интервью израильскому телеканалу, и, несмотря на то, что военные знали, что в доме находятся люди. Во время обстрела погибло четверо дочерей владельца дома.
Мы видели и видим до сих пор, какие страдания выпадают на долю палестинского народа, из-за непрекращающейся блокады Сектора Газа израильскими войсками. Мы все с палестинским народом, в его праве обороняться и защищать своё право жить на этой земле. В конце концов, мы признаём право Хамаса отвечать на атаки израильских ВВС и артиллерии на палестинские города и сёла — при условии, что эти атаки не будут направлены против мирных израильских городов, а только против военных, участвующих в атаках на Газу. Но всё же. Является ли Хамас прогрессивным движением?
Начнём с того, что Хамас фактически был создан израильским Шабаком (Шабак – Контрразведка, общая служба безопасности Израиля) ещё в начале 70-х годов прошлого века, с целью помешать усилению Фатха, а также других палестинских движений близких в то время к Советскому Союзу. Много лет подряд, Хамас на оккупированных территориях — как Хизбалла в Ливане — помогал израильским властям в подавлении истинной борьбы палестинского народа против оккупации и империализма. Только, начиная с первой Интифады, начавшейся в 1989 году — Хамас присоединился к борьбе против израильской оккупации. Но вопрос в том, как, с каких позиций было это присоединение?
Хамас, являясь чисто религиозным движением, не имеющим понятия о классовом сознании, о классовом интересе — видит конфликт между Израилем и палестинским населением как борьбу между мусульманами и иудеями. Хамас не понимает того, что бедные, эксплуатируемые и страдающие, есть не только среди мусульман но и среди иудеев, что в конце концов рядовые евреи, живущие в Израиле не враги, а жертвы сионистского режима в не меньшей степени, чем палестинцы. Поэтому я считаю, что было бы куда эффективнее забрасывания израильских городов Кассамами — обратиться к еврейскому населению Израиля, и предложить совместную борьбу за права простых тружеников, безработных и обездоленных — как мусульман, так и иудеев, христиан и представителей других вероисповеданий.
Хочу подчеркнуть, что я не против религии. Лично у меня нет проблем – хотя бы на первом этапе социалистического строительства с тем, чтобы революция проходила под знамёнами ислама, иудаизма либо любой другой религии. Я как человек интересующийся историей человечества, знаю немало примеров того, как именно религиозные деятели вставали во главе социальных восстаний. Приведу лишь пару- другую наиболее известных примеров: Моисей, Иисус Христос, Магомет, Ян Гус в Богемии (ныне часть Чехии), Сонаверола в Италии, Оливер Кромвель в Британии... Эти люди, для своего времени были не меньшими революционерами, чем сегодня Маркс, Энгельс, Ленин или скажем, Эйнштейн. Поэтому повторюсь, у меня лично нет никакой неприязни к религии как таковой, и к идеям религиозного социализма.
Проблема только в том, что многие религиозные организации смотрят на все происходящие в мире процессы, сквозь чисто внутрирелигиозную призму, не замечая того, что проблемы типа голода, социального неравенства, массовых эпидемий, братоубийственных войн — все эти проблемы волнуют в равной степени представителей всех без исключения религий и религиозных конфессий. Если мы хотим действительно изменить мир, если мы и в правду хотим решить насущные проблемы человечества — наш подход (в том числе и подход Хамаса) должен быть классовым, и видеть в представителе любой иной религии не врага, а союзника в борьбе за общечеловеческие цели. Только тогда произойдёт истинная Революция, способная повернуть мир в правильном, в интересах простого народа — направлении.
С огромным уважением! Шмуэль ЕРУШАЛМИ, Израиль 2009 год.
У редакционной коллегии газеты «Наш Мир» есть свой взгляд на описываемые Шмуэлем Ерушалми события. Однако хотелось бы, чтобы и наши читатели высказали свое мнение по этому острому вопросу.
Отправляйте Ваши письма в редакцию газеты, или через редакционный сайт – nm2000.kz.
С уважением, Каипов Айдар
|