Газета «Наш Мир» О возникновении новой аристократии говорится уже давно. Кто-то мечтает
о ней, а кто-то наоборот панически боится. Для начала разговора
хотелось бы сразу отсечь всех тех, кто действительно верит в
демократические институты и возможность реального самоуправления.
Хотелось бы, но не получится, потому как таких людей, как ни странно,
действительно очень много. Впрочем, что касается местного
самоуправления, так в мрачные времена Средневековья, этого
самоуправления было не в пример больше, чем в самой демократической
стране современности. Ровно, как и справедливых судов, социального
перераспределения и даже свободного предпринимательства. С
подачи старика Гегеля весь мир пребывает в странном заблуждении
относительно того, что вся человеческая история это путь ко все
большему освобождению, такая историческая парадигма сейчас стала
общественной аксиомой. А вместе с тем, очевидно, что общество склонно
ко все большему упорядочиванию и все большей регламентации жизни
каждого человека. Если бы мы могли рассказать средневековому человеку о
состоянии личной свободы в ХХI веке, тот ужаснулся бы и посчитал наше
общество царством дьявола. Государственные границы, охраняемые
пограничниками с собаками, камеры видеонаблюдения тут и там, паспорта,
запрет на выражение тех или иных политических взглядов, запреты на
курение, на выбрасывание мусора, где вздумается, регистрация по месту
жительства, запрет на вырубку леса, на ловлю рыбы и охоту отнюдь не
только в лесах принадлежащих знати, но и вообще в любых, запрет на
добычу золота, запрет на ношение оружия… Перечислять эти запреты можно
бесконечно. В то же время рад занятий, постыднейших для
средневекового человека сейчас оказались легитимированы и даже
считаются уважаемыми и вполне достойными. Ростовщичество, лицедейство,
магия, манипуляция людьми, все это строго осуждалось моралью. Но
сейчас, после триумфальной победы над моралью (мы сейчас даже не очень
представляем, что это такое было), все это считается нормой. Космополитизм
поразил большую часть общества, любовь же к Родине представляется
чем-то архаичным, глупым пережитком прошлого. Парадокс, но когда не
было никаких буржуазных национальных государств и четких госграниц,
предательство и космополитизм осуждались и карались куда строже, чем
сейчас, когда сложились нации, а государства обнесены колючей
проволокой. Безусловно для финансовых дельцов и тех самых
«100 семей, которые управляют миром», такая ситуация идеальна. За
последние несколько сотен лет, последовательно уничтожались и
дискредитировались все социальные институты, которые мешали свободному
обороту денежных средств и власти финансистов. А людей прекрасно смогли
убедить, что мир строго по Гегелю движется к своему освобождению, и мы
живем в самую счастливую и свободную эпоху. Итак, все институты и
механизмы в обществе, которые ограничивали влияние на власть богатеев,
к сегодняшнему моменту практически уничтожены, а Фукуяма объявил конец
истории. Сейчас, что характерно покаялся, порвал с неоконами и в
последней книге выступает уже, фактически, с критикой классического
либерализма в духе Айн Ранд. Однако конструкторы нового мира
не учли многого. Людям можно долго парить мозги относительно Темного
Средневековья, «ужасов инквизиции» и «небывалого подъема культуры в
Возрождение», однако чудовищное и небывалое ограничение человеческой
воли в современном мире конфликтует с красивыми словами и замшелыми
идеологическими конструкциями. Современный мир находится в
состоянии глубокого кризиса. Кажется это понятно теперь уже всем. И
речь идет вовсе не о пресловутом экономическом кризисе, нет, это было
бы слишком просто. Речь идет о более глубоком системном кризисе.
Кризисе идеологий. Абсолютно всех политических идеологий, от марксизма
и либерализма, до либертарианства и национал-социализма. Кризисе самого
понятия политической идеологии, как таковой. И совершенно понятно, что
общество не может быть устроено на базе той или иной политэкономической
теории. Сейчас больше нет капиталистической системы или
социалистической системы. У всех более-менее прагматичная смешанная
система и только человеку, совершенно оторванному от реальных
процессов, придет в голову как-то однозначно классифицировать экономики
и политические режимы разных стран. Мы не идем «вперед», а
напротив возвращаемся к ситуации начала ХХ века, к периоду до Первой
Мировой Войны, когда тоже ещё не было никаких идеологий, кроме
прагматизма. И с высоты века двадцать первого двадцатый, представляется
нелепым выпадением из истории. Временем, когда люди пытались жить в
соответствии с придуманными политическими идеологиями, ломая о колено
объективную ситуацию и подвергая свои народы глупым экспериментам в
соответствии с не очень хорошо продуманными теориями. В этих
условиях все большее количество людей начинает пересматривать казалось
бы намертво вдолбленные в голову постулаты о прогрессе, о построении
будущего справедливого общества и о темном прошлом, из которого мы
якобы вышли. Люди начинают понимать, что демократия - это вовсе не
высшее и сложное устройство общества, а просто осовремененный
первобытнообщинный строй. Да что там, первобытнообщинный строй даже
посложней будет, а демократия это устройство семьи обезьян, где кто
громче кричит, тот и побеждает. Кто сильней, тот и правит, ведь в
больших коллективах сила измеряется в богатстве, а не в умении дать
кому-то в глаз. По сути, средневековые институты родовой
аристократии и церкви были и созданы для того, чтобы ограничить влияние
сильных деньгами на общество. Именно о восстановлении таких институтов
и нужно мечтать каждому настоящему гуманисту. Восстановлении сословий,
призванных управлять обществом. Возникновении правителей, которые с
детства всю жизнь готовятся стать руководителями государства и которые
не зависят от денег, которые им выделяют олигархи на избирательные
компании и на жизнь. Нации необходим класс, берущий ответственность за
происходящее в стране. Нужна новая аристократия, да только
где же её взять? Есть идея, что место новой аристократии России
призвана стать современная бизнес-элита. И на первый взгляд эта идея
действительно похожа на истинную. Во-первых, сразу понятно, как
выстроить феодальную лестницу, в зависимости от уровня доходов и
статуса компаний. Во-вторых, ясно как бизнес будет служить государству
и власти. Это похоже на вассальные отношения. Не зря в ходу термин
«финансовая аристократия». Однако, понятно, что никакой аристократии из
торгашеского племени не получиться. Сколько бы они не обвешивались
мишурой и не рядились в дорогие костюмы, не делали бы себе овальных
кабинетов в пентхаусах, истинного благородства в людях стригущих барыши
никогда не будет. Аристократ не может заниматься бизнесом, как верблюд
не может пройти в игольное ушко. Опять же они встроены в ту самую
финансовую систему, о которой речь шла выше. Современная
армия тоже заточена на выполнение приказов, а не на ответственное
управление. И требовать от офицеров и генералов нести эту
ответственность за судьбы страны, значит разлагать армию. Остаётся
чиновничество. Тут и иерархия, подкрепленная с недавнего времени
введением государственных чинов. И служение Государству, которое как
идея культивируется среди чиновников. И реальная возможность
управления, транслирования идей власти в общество через принятие
решений. И строгий этикет, выражающийся во внешнем виде, поведении и
многих других тонкостях. И суровое благородство бюрократических
процедур. Но главное – это отношение общества к чиновникам. У
народа – боязнь и почтение, иногда переходящее в ненависть, но от этого
ещё более похожее на отношение средневековых простолюдинов к
аристократам. У бизнеса – высмеивание в своем кругу, но бесконечная
униженность и заискивание в личном общении. «Коррупция!»,
скажете вы. Да. И с ней надо бороться. И искоренять её надо во всем
обществе. Как будто ей подвержено только чиновничество. И в
правоохранительных органах, и в бизнесе, и в бюджетных организациях, и
в коммунальном хозяйстве. Безусловно, есть огромное
количество факторов, которые делают теорию, о том, что чиновничество
это и есть Новая Аристократия, сыроватой и далекой от совершенства.
Например, то, что приходят на мелкие чиновничьи должности зачастую люди
далеко не самые в жизни успешные, что все ещё часто происходит
проникновение на государственные посты лоббистов того или иного
бизнеса, что пока плохо работает социальный лифт, и на руководящие
должности часто приходят случайные люди. Однако шанс на выковывание
новой аристократии из числа чиновников все же представляется возможным.
Русское чиновничество стремительно движется к тому, чтобы окончательно
утвердится ценностно и онтологически в качестве Новой Аристократии. И
не беда, что моральный облик чиновника ещё оставляет желать лучшего.
Предки старой аристократии тоже не отличались идеальными манерами и
вести свой род от варвара, пившего вино из черепа убитого врага, не
представлялось зазорным ни королям, ни баронам.
|