Газета «Наш Мир»
Разговоры о переходе к информационному
обществу поутихли, ведь такой переход уже произошел, и мы живем в мире,
пронизанном миллиардами информационных нитей. Описанию бонусов,
получаемых человечеством от такой информатизации, посвящено сегодня уже
достаточно научных трудов. Мы же взглянем с несколько иной точки
зрения. Наряду с несомненной пользой от информатизации общества не
стоит закрывать глаза и на грядущие проблемы, которые сегодня нам
кажутся незначительными, но способны очень серьезно повлиять на ход
истории. Задумывались ли вы, что самыми незащищенными в этой ситуации
становятся ваши дети? К интересным результатам пришли
исследователи из Миннесотского университета, возглавляемые доктором
Дахеей Барр-Андерсон. Была прослежена зависимость между тем, сколько
времени дети уделяют просмотру телепередач, и тем, какого типа питания
они будут придерживаться через пять лет. Выяснилось, что пять часов у
телевизора в день практически гарантированно стимулируют употребление
жирной жареной пищи, сладких газировок и фастфуда. А этот набор
продуктов, как сегодня известно, ведет к проблеме избыточного веса.
Причиной такой странной на первый взгляд зависимости между телевизором
сегодня и гамбургером через пять лет исследователи называют рекламу,
которая как раз фастфуд и рекламирует, а вот рекламе полезной пищи,
такой как фрукты, овощи или злаки, уделяется значительно меньше
внимания. Следующим интересным исследованием, на этот раз
проводившимся Патрицией Гринфилд, профессором психологии и
руководителем Детского цифрового медиацентра в Лос-Анджелесе, стало
изучение влияния обилия информации на способность ребенка или подростка
принимать обоснованные и взвешенные решения. Выяснилось, что такие
условия негативно сказываются на способности человека критически
размышлять и анализировать ситуацию. По условиям первого эксперимента
группе из 50 студентов было дано определенное задание. Причем части
испытуемых для выполнения задачи разрешалось и даже поощрялось
использование Интернета, а другая часть была лишена дополнительной
информационной подпитки. Выяснилось, что, несмотря на кажущуюся более
выгодной позицию, имеющие доступ к Сети решили свои задания хуже, чем
те, кто такой возможности был лишен. И поисковые запросы подростков
редко совпадали с целью задания. Из таких предпосылок были сделаны
выводы о том, что наличие избыточной информации скорее мешает, потому
что много времени тратится только на ее поиск и первичную обработку, не
говоря уже о каком-то анализе и критических размышлениях. Вторым
экспериментом, подтверждающим, по мнению исследователей, эту теорию,
стал анализ разницы восприятия подростками однотипной и сложной
информации. Снова было проведено деление фокус-группы на-двое.
Участники одной половины работали с новостным сайтом в его привычном
для нас виде, вторая половина испытуемых была избавлена от
сопутствующих новостям рубрик и разделов. Было убрано все: погодные и
финансовые информеры, реклама, все излишнее графическое оформление. И
выяснилось, что пользователи «обедненных» ресурсов запомнили информации
больше и запомнили ее лучше. Проанализировав результаты, ученые
призывают людей развивать свои аналитические способности и воображение
при помощи чтения. Вспомните, как в детстве вы зачитывались историями
про пиратов, непременно представляя себя на месте главного героя. Все
это позволяло говорить о живости воображения у ребенка. А часто ли
сейчас вы берете в руки интересную книгу, чтобы, как и раньше, уделить
ей в кресле или на диване пару часов? И хуже всего, опять же,
приходится вашим детям, которые, находясь в том возрасте, когда им
нужно учиться осмыслению жизни, теряют способность к размышлению.
Необходимо всячески поощрять и поддерживать желание детей читать. Не
стоит забывать, что через какое-то время сегодняшние дети возьмут в
свои руки управление нашим миром. Однако и поднимать панику по
поводу влияния информационных технологий на детей тоже не стоит.
Необходимо лишь найти разумный компромисс между традиционными и новыми
методами и инструментами воспитания. Телевидение, Интернет и видеоигры
способны привнести в нашу жизнь очень много полезных новшеств. Например,
исследования Пола Кирни из Новой Зеландии говорят о том, что
компьютерные игры, моделирующие реальность, помогают человеку в
принятии правильных решений в этой самой реальности. Критику эти
исследования заслуживают лишь с той стороны, что в них испытуемым
предлагалось сначала поиграть в компьютерную игрушку-шуттер, а затем
показать свои способности на более дорогой и приближенной к реальности
армейской компьютерной программе — симуляторе боя. Но
компьютерные модели реальности могут быть очень полезны и в других
областях, считает Патриция Гринфилд. Использование компьютерных
симуляторов хирургической операции благотворно сказалось на
эффективности работы хирургов: те, кто лучше показал себя в
компьютерной игре, сделали на 47% меньше ошибок в реальной операции и
провели эти операции на 39% быстрее. Также может быть полезно и
телевидение — есть исследования, указывающие на то, что люди, которые
регулярно видят по телевизору, как оказывают первую помощь, на 30%
вероятнее применят эти знания в критической ситуации в реальной жизни.
Вопрос остается за квалификацией и развитием навыков в предпринимаемых
действиях, но сама тенденция не может не радовать.
Автор Игорь Речменский |