Как мы все хорошо знаем, маршал д'Артаньян при штурме
очередной крепости получает смертельное ранение. Барон Портос гибнет,
прикрывая своего друга и по совместительству епископа Арамиса,
которого, в свою очередь, протыкает шпагой заносчивый отпрыск Портоса.
Гибель друзей приводит к инфаркту графа Атоса, и он дает дуба на руках
у сына. Но такая мелочь, как смерть, не может остановить великолепную
четверку, и они возвращаются с небес, наглядевшись на безуспешные
попытки своих многочисленных потомков найти сокровища кардинала
Мазарини. В этом им мешают расплодившиеся как тараканы придворные
вельможи, гвардейцы кардинала и невесть откуда взявшиеся иезуиты.
Главного злодея, советника короля Кольбера, играет Александр Ширвиндт.
Людовика XIV – Дмитрий Харатьян. В образе лейтенанта Леона (сына
Портоса) – шоумен Дмитрий Нагиев. Роль дочери д'Артаньяна, которую
должна была сыграть Анастасия Заворотнюк, досталась румынке Лянке Грыу.
Остальных вы и так знаете.
К французскому оригиналу сценарий фильма
не имеет никакого отношения. Поэтому
рассказывать о его недостатках – лишь портить впечатление тем, кто
всеж-таки решится посмотреть картину. Новейший
закон по авторскому праву, который грозится принять Госдума, не ровен
час может запретить пользоваться придуманными не тобой персонажами без
ведома автора или его наследников, но пока этого не случилось, мы имеем
счастье лицезреть, как "жгут" воскресшие французы из наших любимых
романов.
Первые "Мушкетеры" действительно
были забавными.
Расцвеченный хитами Дунаевского-младшего, со звездами в расцвете
карьеры, в 1979 г. фильм смотрелся свежим глотком на фоне советской
бурды, которая бесконечным потоком лилась с экранов. Больше того.
Многие актеры, снявшиеся в первой картине Юнгвальд-Хилькевича, стали
заложниками "масскультовых" образов, а некоторые, особенно Смехов,
Смирнитский, Старыгин, да отчасти и сам Боярский, так навсегда и
остались "мушкетерами", несмотря ни на какие дальнейшие шаги в театре и
кино. И в этом неоспоримая заслуга режиссера, хотя время никому не
подвластно.
Публике любопытно, как
выглядят артисты спустя 30 лет
после премьеры, и она купит билеты и поглядит. Да, собственно, и сам
старик Дюма, повинуясь читательскому спросу, регулярно состаривал своих
наиболее удачных персонажей. Правда, он не додумался вернуть их с того
света, но ведь в его время не было возможности зарабатывать на сиквелах
такие деньги, пользуясь психологической привязанностью читателей к
полюбившимся героям.
Сама
по себе эта практика в индустрии развлечений – бесконечно плодить
ремейки, сиквелы, приквелы и проекты "по мотивам" бестселлеров –
совершенно легитимна. Глупо упускать возможность получить успех, не
особо напрягаясь, и любой продюсер скорее даст с легким сердцем $5 млн
на воскрешение мушкетеров, чем будет вкладываться в новую экранизацию с
совершенно неясными перспективами. Тем более если учесть, что и музыку
переписывать не надо – заказал тому же Максиму Дунаевскому, и айда;
актерские задачи разнообразные тоже можно заново не решать – сто раз
уже эти фехтовальные упражнения да гримасы проходили.
Главное что – побольше крика, шума, феерических
костюмов, блесток, грима и пиротехники. Это специфическое кино, жанр
называется "ностальгия по совку", и нечего предъявлять к нему какие бы
то ни было требования, помимо удовлетворения любопытства
аудитории.
Рассуждения
пенсионеров-поклонников будут на тему "как
же они плохо/хорошо выглядят", и вряд ли актеры на этом поле проиграют.
Что до молодежи – ну да, сценарий предельно идиотский, особенно
учитывая, что мертвые мушкетеры превратились в мутантов, на манер людей
икс. Ну да, "не бойтесь, это не старик Дюма, мы все сами
придумали"
написано поперек каждого кадра. Ну да, ни разу нигде не смешно, скорей
грустно – ну и что? Собирают же всяческие "Лучшие фильмы" приличную
кассу – чем хуже мертвые мушкетеры? К тому же, все нормальные страны
сняли по пучку фильмов о д'Артаньяне, его дочерях, любовницах, слугах и
домашних животных.
Киношники точно так же
хотят есть, как все остальные
люди, включая бедных критиков, вынужденных смотреть все подряд.
Ни
одного удачного сиквела в российском кино новейшего времени не
было. В
мировом – и то единичные случаи. В общем, каждый занят
своим делом: прокатчики открывают кассу, наивный зритель ее наполняет,
создатели получают гонорар. И все
довольны.