Газета «Наш Мир»
Нацбанк Казахстана провел резкую девальвацию тенге. Старый коридор – 117–123 тенге за доллар сменен на новый – 145–155 тенге за доллар
Как объяснил председатель Нацбанка Григорий Марченко: «Мы сделали разовое движение, вместо того чтобы снижать курс постепенно, как это делают другие страны и тем самым сохраняют девальвационные ожидания. Мы уходим от неявного коридора к коридору, который всем теперь понятен».
Кроме того, по его словам, девальвация направлена против спекулянтов. «Чтобы предотвратить спекулятивные действия и убрать накопившиеся девальвационные ожидания, это и было сделано», – объяснил главный банкир страны.
В последнее время Нацбанк был вынужден увеличить объемы интервенций, чтобы предотвратить ослабление тенге. Поддержание курса в условиях падения мировых цен на нефть, занимающую до 60% экспорта Казахстана, и уменьшение валютной выручки чревато истощением золотовалютных резервов. С четвертого квартала 2008 года по начало февраля 2009−го Нацбанк потратил шесть миллиардов долларов из своих золотовалютных резервов для поддержания курса тенге, из этой суммы 2,7 млрд были выброшены на рынок только в январе. В результате тенге девальвировал всего на 1%, хотя национальные валюты стран, основных торговых партнеров Казахстана, потеряли по отношению к доллару намного больше: российский рубль девальвировал на 44,3%, украинская гривна – на 52,5%, белорусские рубли – на 28%. Отметим, что буквально накануне девальвации тенге российский рубль «пробил» коридор, установленный для него Центробанком РФ – не более 36 рублей за доллар. После этого на рынке сложилась неопределенная ситуация – возникли сомнения в способности Центробанка удержать курс российской валюты. Между тем ее удешевление чревато дальнейшей потерей конкурентоспособности казахстанских товаров на рынке нашего главного внешнеторгового партнера и, наоборот, ростом привлекательности российских продуктов на нашем внутреннем рынке.
Отказ от поддержания курса нацвалюты связан и с последними событиями вокруг крупнейших казахстанских банков. Буквально накануне девальвации, в воскресенье 1 февраля, правительство приняло решение о временной национализации двух банков из первой четверки – Альянс Банка и БТА Банка для избежания этими банками дефолта и поддержания устойчивости финансовой системы страны.
Г-н Марченко подчеркнул, что девальвацию нельзя было проводить до тех пор, пока не была решена ситуация с крупными банками. «В том состоянии, в котором находились эти банки, они бы этой девальвации не выдержали», – заявил он. А с помощью государства, по его мнению, выдержат. В 2009 году казахстанским банкам нужно выплатить порядка 11 млрд долларов (из них три миллиарда приходятся на БТА Банк). И плавная девальвация тенге должна была снизить давление на банки при погашении внешних долгов. Резкая девальвация, напротив, усилит валютный риск для тех банков, которые не попали под крыло государства. Не говоря уже о том, что вслед за снижением курса неизбежно последовал рост стоимости продуктов и товаров широкого потребления, прежде всего импортных, которые теперь отчасти потеряют свои ценовые преимущества перед отечественными..
|