Газета «Наш
Мир»
Откуда в Бразилии мусульмане
По общепризнанной версии, история ислама и мусульман в Бразилии
началась с 1550 года, когда португальские колонизаторы стали ввозить на
эти территории африканских рабов. По оценкам ученых, Бразилия приняла
около 37% всех рабов из Африки, и больше порабощенных мусульман, чем
любая другая страна Южной Америки. Впрочем, существуют и иные версии.
Археологи находят надписи на арабском языке, упоминающие Аллаха,
которые явно относятся к более раннему времени, а в языках индейских
племен некоторые ученые замечают арабское влияние. Однако, построение
выводов на основе этих открытий и создание новых научных концепций -
дело будущего.
Бразильская «мусульманская революция»
Ужасные условия существования, тяжелый труд и само состояние угнетения
не могли оставить привезенных для работ на плантациях приверженцев
ислама спокойными и пассивными. Все это привело в 1835 году к крупному
восстанию в штате Бахия. В ночь на 24 января малес, так в Бразилии
называли африканцев-мусульман, заняли улицы столицы штата, города
Сальвадор, после чего несколько часов отбивали атаки превосходящих сил
армии и вооруженных жителей. Несмотря на кажущуюся незначительность
восстания (в нем участвовало лишь 300 человек), оно было крупнейшим на
всем континенте выступлением рабов, и вызвало общенациональный
резонанс. Бразильское правительство оказалось настолько напуганным,
что, несмотря на подавление восстания и жестокое наказание его
участников, увеличило свое внимание и скорректировало политику по
отношению к мусульманам. Среди них началась форсированная проповедь
католичества, однако и она не достигла серьезных успехов. По подсчетам
на 1910 год, в стране проживало более 100 тысяч мусульман-африканцев.
Становление и развитие бразильского мусульманского сообщества
Вскоре количество приверженцев ислама в Бразилии еще пополнилось.
Причиной тому была иммиграция из арабских стран, прежде всего из Сирии
и Ливана. И если первая ее волна, в конце 19-го - начале 20 веков,
стала, прежде всего, христианской, то вторая, в 40-е годы прошлого
столетия, оказалась по большей части именно мусульманской. Еще в 1929
году образовалась первая исламская организация в стране - Мусульманское
благотворительное общество Сан-Пауло (Sociedade Beneficente Muçulmana
de São Paulo). А в 1956 году в городе открылась первая в Бразилии и во
всей Южной Америке мечеть. В последующие годы мусульманские
благотворительные общества стали появляться и в других городах:
Куритиба, Паранагуа, Рио-де-Жанейро , Бразилиа. Наиболее сильные общины
сложились в Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро. Эти два города до сих пор
являются центрами распространения ислама в Бразилии.
Основными задачами первых мусульманских организаций страны были -
собрать разрозненных мусульман, организовать пятничные молитвы и другие
религиозные и социальные мероприятия, в частности, благотворительные.
Первая проблема, с которой столкнулись организованные таким образом
мусульманские сообщества, это отсутствие кадров образованных
религиозных руководителей. Первые бразильские шейхи приглашались из
стран Ближнего Востока. Особые преимущества в этом отношении были у
алимов из Маврикия и Марокко, так как некоторые из них владели
португальским языком. В начале 80-х мусульманам Сан-Пауло пришло в
голову послать группу бразильских граждан для изучения исламских наук
за границу, чтобы получить собственных, бразильских ученых. С помощью
Исламского центра, основанной в 1985 году организации дипломатов из
мусульманских стран, работавших в Бразилии, идея была воплощена в
жизнь. Бразильские студенты отправились в Исламский университет
Саудовской Аравии. Закончили его только два человека, которые и стали
первыми бразильскими шейхами. Они проживают в Сан-Пауло, и участвовали
в образовании всех трех наиболее влиятельных на данный момент
мусульманских организаций страны: Союза мусульманских студентов
Бразилии, Мировой ассамблеи молодежи и Международного центра развития
ислама в Латинской Америке (CDIAL).
Ислам в Бразилии сегодня
На данный момент 40 процентов всех бразильских мусульман проживает в
районе Сан-Пауло, там же располагаются офисы основных исламских
организаций страны, а также проживают оба бразильских шейха, что делает
этот город неофициальной столицей ислама в Бразилии.
По оценкам Исламского культурного центра Бразилии на 2005 год, всего в
этой южноамериканской стране функционирует около 100 мечетей, а
стремительно растущее число мусульман достигло двух миллионов. Как и
прежде, основная масса - это иммигранты или их потомки из Сирии,
Иордании и Ливана.
В стране активно действуют мусульманские проповедники и миссионеры, что
привело к появлению достаточно большого числа новообращенных, особенно
в Сан-Пауло, где данным вопросом специально занимается Международный
центр развития ислама в Латинской Америке, и в Рио-де-Жанейро, где
создана специальная группа проповедников.
В Сан-Пауло исламским призывом занимается, прежде всего, команда
новообращенных бразильцев, которые могут в более доступной форме
донести основы вероучения до своих соотечественников. В 2006 году к ним
присоединился бывший христианский священник, который утверждает, что
принял ислам после внимательного изучения Библии.
Судя по опросам, причины прихода в ислам коренных латиноамериканцев
весьма различны. Некоторые говорят, что приняли эту религию, прочитав о
ней в газетах или посмотрев телепередачи. Например, один из
новообратившихся в 2003 году утверждал, что на такой шаг его сподвигла
телевизионная программа, из которой он узнал, что ислам не этническая,
а открытая для обращения религия. Другой стал мусульманином после того,
как в газете прочитал статью о суициде. Недавно широко тиражировалось
интервью известного бразильского спортсмена Жадела, принявшего ислам, в
котором он рассказывал о своей новой религии. Огромной силой
воздействия обладает интернет, многие бразильские мусульмане и
мусульманки произнесли шахаду - символ веры - через скайп.
Некоторые новые мусульмане создают собственные общины. Примером этого
может служить открытие группой темнокожих новообратившихся помещения
для молитв в центре Сан-Пауло. Ведет молитвы и читает проповеди там
приглашенный шейх из Мозамбика.
Проблемы и препятствия
Обращение в ислам коренных бразильцев принесло с собой и некоторые
проблемы для мусульманского сообщества страны. Прежде всего, есть
некоторые трудности во взаимоотношениях новообратившихся с мусульманами
от рождения. Порой человек, недавно принявший ислам, сталкивается с
непониманием как со стороны своего старого окружения, так и со стороны
мусульман. Во многом именно это стало причиной образования отдельных
групп новообратившихся.
Еще одна серьезная проблема, обуславливающая и некоторые препятствия
для религиозного просвещения в Бразилии, это недостаток литературы. В
стране распространен португальский, а не испанский, как в других
латиноамериканских государствах, язык. По этой причине огромное
количество книг по исламу, переведенных на испанский, для бразильцев
недоступно. Международный центр развития ислама в Латинской Америке
предпринимает усилия по переводу на португальский хотя бы основной
литературы, однако, этого явно не достаточно.
В довершение рассказа о проблемах и недостатках развития ислама в
Бразилии, можно отметить, что многие исламские организации страны
игнорируют такой мощный способ просвещения, как интернет: они попросту
не имеют веб-сайтов.
Заключение
В общем и целом, Бразилия, в силу количества мусульман в стране, их
активности, а также постепенного развития мусульманской инфраструктуры,
строительства мечетей и т. д., вполне способна стать центром развития и
распространения исламской религии во всей Южной Америке. Те процессы,
которые наблюдаются, в особенности, в крупных бразильских городах,
позволяют делать оптимистичные выводы и строить планы на будущее.
Немаловажно и то, что Бразилия - крупнейшее и одно из самых
экономически развитых государств региона, благодаря чему процессы,
происходящие в ней, в том числе и касающиеся ислама, так или иначе
отразятся на всех государствах и обществах Южной Америки.
Источники.
1. Moreyra M. Islam in Brazil // http://www.islamfortoday.com/brazil.htm
Литература.
1. Brazilian 2000 Census //
http://www.ibge.gov.br/home/estatistica/populacao/censo2000/primeiros_resultados_amostra/brasil/pdf/tabela_1_1_2.pdf
2. Islam in Brazil // http://www.nationmaster.com/encyclopedia/Islam-in-Brazil
3. Islam in Brazil // http://en.wikipedia.org/wiki/Islam_in_Brazil
4. Slave Rebellion in Brazil // http://www.press.jhu.edu/books/title_pages/2365.html
5. Peres de Oliveira V. Islam in Brazil or the Islam of Brazil? // Relig. Soc. vol.2 no.se Rio de Janeiro 2006
|