Газета «Наш Мир» Итак, страх смерти. Как же с ним бороться или не бороться, а, наоборот,
смириться, а еще лучше взять на вооружение и использовать в работе над
собой.
Если перестать обвинять себя в нелогичности мышления и
поведения, а обратиться к глубине переживаний, то обычно абсолютно ясно
видится тревога смерти.
И здесь всплывает один очень важный
парадокс психотерапии – вселять надежду и уверенность в себя, обращаясь
к разрушительной идее смерти. Не лучше ли оставить смерть там, где она
всегда прячется и обратиться к светлым сторонам жизни. Стоит ли
тревожить неотвратимый ужас? У нас хватает опасений и страхов и без
напоминания о страшной и неотвратимой реальности. Помогите человеку
научиться жить, любить, в конце концов, просто смело рассекать по
дорогам встречные иномарки и оставьте смерть умирающим. Но на самом
деле все не так просто.
Суть в том, что наше отношение к жизни
основано на наших отношениях с собственной смертью. Мысль о позитивном
влиянии смерти на жизнь трудно принять. Смерть – это абсолютное зло, и
любое сомнение в этом воспринимается как мрачный цинизм или, хуже того,
как некрофильский культ. Но все же, если сделать попытку и не
воспринимать смерть как существующую следом за жизнью, то есть где-то
там, в конце жизни, то очевидно, что смерть неразрывно вплетена в жизнь
и оказывает сильнейшее воздействие на наш опыт и поведение.
Страх
смерти играет огромную роль в формировании нашей личности. Он
преследует нас как ничто другое, постоянно напоминая о себе самым
различным образом, являясь во снах, в боязни темноты или собак. Он
притаился на краю сознания и чтобы окончательно изолироваться от него,
отведя ему самый дальний и неизведанный уголок сознания, мы пытаемся
создать прочные психологические защиты, формирующие наш характер,
поведение, что в целом можно назвать способом жизни.
Во взрослой
жизни защиты не возникают из ничего. Они исходят из глубин нашего
прошлого и претерпевают разнообразные изменения в течение всей жизни.
Вспомните свою встречу со смертью, какую-то опасную, критическую
ситуацию или просто внезапное осознание факта своей смертности,
вспомните ужас, охватывавший вас в эти мгновения. Так ли страшна смерть
для вас в обыденной жизни? Конечно, нет. Это было бы просто невыносимо.
Вот это и есть результат работы защит, позволивших вам не замереть от
ужаса смерти навсегда, перестать жить, расти, развиваться.
Проходя
в разном возрасте последовательность этапов осознания смерти, мы
используем свои возрастные возможности. Дети базируют свои защиты на
глубоком убеждении в своей личной исключительности («если я захочу, то
я не умру») или на подкрепленной родительской заботой вере в личного
спасителя («он всегда следит за мной, он не позволит, чтобы произошло
что-нибудь ужасное»). В более старшем возрасте дети персонифицируют
смерть, наделяя ее, как в примитивных культурах, человеческими чертами,
окутывают ее романтическим ореолом, заигрывают с ней (экстремальное
поведение), высмеивают ее ("девочка в поле гранату нашла").
Это
фундамент защитной структуры, воздвигаемой человеческим существом
против ужаса смерти. Только при его наличии возможен рост и развитие,
что естественным образом приводит к надстройке вторичных защит,
характерных для зрелой личности (мысли, теории, истины, религии). Если
присутствие этих базисных защит не осознается взрослым, то их мощное
влияние оказывает искажающее действие на структуру личности и формирует
психическую патологию.
Неосознанность этих защит тормозит
психическое созревание человека. Например, неспособность к уходу из
родительской семьи. Неадаптивность вторичных защит, возникающих позже,
может проявляться в самых разнообразных симптомах (боязнь секса,
неспособность к установлению близких отношений). И даже в невозможности
водить автомобиль. То есть психологическая патология есть результат
неэффективных способов осознания смерти.
Значит (и это оптимистично), осознание смерти может служить фундаментом здоровой и полноценной жизни. Что
значит осознание смерти? Осознание – это неотрицание смерти на любом
уровне сознания. Отрицание смерти есть отрицание собственной
человеческой природы. Отрицание смерти есть сужение потока своей жизни.
Рано
или поздно все в жизни приходит к своему концу – это очевидная истина,
так же как и то, что мы боимся этой неизбежности. Физически смерть
разрушает нас, идея смерти спасает нас. Идея смерти увеличивает
удовольствие от проживания собственной жизни. Осознание собственной
смертности – не приговор, обрекающий на пожизненный ужас, а стимул к
переходу к другому качеству жизни. Жизни осмысленной, наполненной не
тревогами и «проблемами», а подлинной радостью бытия.
|