Газета «Наш
Мир»
Аналогия нашего времени с эпохой распада
Римской империи не нова. При взгляде на состояние культуры и мысли
такая ассоциация напрашивается сама собой. Эта цивилизация не
уничтожала христиан в катакомбах, но преступления нацизма вполне могли
стать той точкой отсчета в культурном пространстве, после которой
где-то стало ясно: продолжения быть не должно. И эти слова не стоит
считать обвинением всех людей, вовсе нет, суду подверглись виновные. И
миллионы индусов, и тысячи жителей островов Тихоокеанского бассейна
вовсе не причастны к трагедиям середины прошлого века. Но всё же эти
трагедии были. И были антивоенные бунты, и были военные хунты, и была
надежда на прогресс, и в который раз уже она не оправдалась. Не было
только новых варваров. Но и их мы взрастили, с одной поправкой: не вне,
а внутри. Обращая внимание на то, как развивались революционные
движения, мы не можем не отмечать их постепенной, но всё же неизбежной
деградации. Новые левые ещё видели себя продолжателями дела футуристов,
правопреемниками дадаистов и обвиняли Камю в том, что он умер, не дав
им себя убить. Что ж, современные революционеры далеки от такой
агрессии. Они далеки от культуры как таковой. В манифестах каких-нибудь
motherfucker сквозила безумная тоска по тому времени, когда жизнь и
культура являли собой единое целое. С тех времен прошло всего 50 лет,
но новые революционеры не жаждут этого. Они не то чтобы забыли о
существовании культуры, но вся она стала олицетворять для них зло. И
высокая, и низкая, духовная, материальная — любая. Всё связанное с
миром -измов, -логий, -аций порождает разрушительную агрессию. Эта
энергия желает только одного — уничтожения. «После нас — потоп»
перестает быть метафорой на фоне глобального потепления. Конечно, к ним
оно не имеет никакого отношения, но, учитывая общее техногенное
происхождение, мы не видим в их сопоставлении ничего странного. Но
почему, отчего в сытой и благополучной Европе, более того — в жаркой и
благостной Греции, возникает именно сейчас такое варварское движение? И
оно пользуется одобрением таких же революционеров по обе стороны
океана. Сложно сказать, что сдерживает эту волну агрессии и долго ли
продлится война, учитывая, что ни новых Флавиев, ни Помпеев не родит
цивилизация постиндустриального мира. На Барака Обаму едва ли можно
возлагать надежды, а прочие уже несколько лет проявляют себя в
настоящем либеральном и толерантном стиле: защищаются и защищают право
на защиту. И право на агрессию как его закономерную и легитимную часть.
Но легитимность и правомерность безразличны тем, кто делает
«коктейли Молотова» в греческих университетах, так же как им
безразлично, кто управляет Америкой или Россией: всё это одинаково
чуждые им внутрицивилизационные частности. Они слишком связаны с
процедурами выборов, пусть где-то формально, а где-то фактически
чересчур насыщены исследованиями и социологическими опросами, которые
вызывают в левых кругах такую жгучую, лютую ненависть. По
поводу бездействия властей в расследовании дела болгарской иммигрантки
Куневой — это похоже на длящиеся уже два месяца атаки анархистов,
призывающих к возмездию за подростка, убитого полицией. Всё это — лишь
протяжное «нет» в ответ на многочисленные слова. Вообще мысль
о предельности слов как никогда актуальна, и, пожалуй, ее проще всего
связать с высоким темпом. На большой скорости всегда выше травматизм
при автокатастрофах, проще сфальшивить при музицировании и вообще проще
перейти ту границу, которая отделяет какие-то важные противоположности
в жизни. Норму — от аномалии, победу — от поражения. Мы легко
заигрываемся и начинаем думать, что раз уж вариантов развития так
много, значит, они все верны. И каждый идет своим путем и сам
переступает тот Рубикон, за которым эклектика превращается в эклектизм,
свободная любовь — в вульгарный промискуитет, толерантность — в
попустительство, а битва за веру — в войну против всех. Мир с чрезмерно
расширившимися границами по законам развития космических тел должен
сжаться и превратиться в белого умирающего карлика, в какого сейчас
превращается Европа. Что будет с той энергией, которая, согласно
правилам физики, должна-таки сохраняться, а может быть, даже
преумножаться, — нам неведомо, мы внутри этого белого карлика. Ждет ли
нас новое средневековье, или война продлится еще пару десятилетий,
каким будет разрушение — физическим или только культурным, мы
предсказать не можем. Но главное — мы не способны признаться себе в
том, что сами уже не построим тот дивный новый мир, который вроде бы
может спасти старый мир от нашествия новых варваров, которые сейчас еще
громят витрины, но скоро доберутся и до того, что скрывается за ними.
Как наследники Гессе, мы будет основывать маленькие внутренние
Касталии, где неспешно заигрываться в свои игры, не поспевая за
скоростью новых атак. Червоточина не в виртуальной экономике и
не в консюмеризме, которые, безусловно, служат экономическими внешними
катализаторами разрушения. Порочность заложена в самой системе, и, не
разрушив ее основ, мы не добьемся перехода на новый виток. Еще какое-то
время будет воссоздаваться структура мира, будет видимость другой
жизни. Всё больше культурных варваров будет проникать в самую
сердцевину системы, казаться гениями, зарабатывать миллионы, не желая
тратить их на то, чтобы этот мир прожил еще несколько лет. Их будут
гнать и преследовать, но всё это будет тщетно. В наших силах только
сделать переход максимально мягким, попробовать обеспечить спокойные
годы старикам, безболезненное рождение детям. Но дети нового
тысячелетия рождаются уже для жизни в ином мире, в котором им не
суждено стать звеном цепочки передачи культуры от одного поколения
другому. Эти дети рождаются для войны. Но вся патетика и
громкие слова кажутся пустыми и лишенными смысла не оттого, что
повторены многократно, а, скорее, оттого, что мы не можем их пережить.
Уже сегодняшним двадцатилетним тяжело смотреть длинные фильмы, им более
привычен формат клипа. И жизнь будет состоять из таких же маленьких,
почти незаметных на первый взгляд мелочей, в которых мир будет
неотвратимо меняться. Слова остаются в прошлом, им место в архивах,
рядом с культурными жестами и политическими акциями прошлого века. Но
какими будут политика, искусство, мораль и религия в новом веке — мы
едва ли узнаем. Автор Полина Колозариди
|