Газета «Наш
Мир»
В то время как весь мир барахтается то в финансовом, то в экономическом кризисе, Китай извлекает максимально возможную выгоду из создавшего положения. После летнего психоза цены на ресурсы упали многократно. Стоимость цинка скатилась с октября 2007 года на 63%, а алюминия с июля 2008 года — на 65%. Цена на нефть упала более чем в три раза. Имея обширные планы по переводу своей экономики на рельсы внутреннего потребления, Пекин приступил к массированным закупкам сырьевых ресурсов.
Уже в декабре 2008 года Китай приобрел несколько миллионов тонн нефти, залил в танкеры и поставил около своих портов. Одновременно Пекин закупил несколько миллионов тонн стали у своих производителей, тем самым поддержав уходящий в пике спрос. В январе текущего года китайские власти продолжили создавать сырьевые запасы. Основными видами закупок стали цветные металлы: медь, цинк, алюминий. Действия Китая масштабны. Алюминия он предполагает закупить 290 тысяч тонн, на сумму 523 млн долларов, меди — 300 тысяч, на 494 млн долларов. Однако подобные шаги КНР уже никого не удивляют. Было бы странно, если бы имея почти 2 трлн свободных средств, КНР стал бы делать мелкие покупки. Пекин не торопится действовать, но и не хочет их откладывать, ведь сырьевые рынки находятся в боковом тренде уже более трех месяцев, и вряд ли им грозит дальнейшее серьезное падение.
Китай оказался сейчас в роли почти единственного казначея мировой политики, который имеет свободные финансы. В настоящий момент трудно найти более выгодное им применение, чем это делает Пекин. Ведь рано или поздно и этот кризис кончится, и тогда начнется и рост цен на сырье, и, кто знает, не поднимутся ли они вновь на запредельные высоты. Конечно, континентальный Китай обладает своими собственными богатыми ресурсами, но полезные ископаемые не бесконечны, и до тех пор, пока мировая экономика будет развиваться в соответствии с современными законами, ресурсы будут дорожать в длительной перспективе. Поэтому свои ресурсы лучше оставить на потом, а пока прикупить по-дешевке качественное сырье за рубежом.
Если раньше КНР представлял собой не только мировую перерабатывающую фабрику, но и сырьевую шахту, то теперь он оставляет за собой только чистую переработку. «Мы в течение длительного времени снабжали другие страны нашей продукцией, произведенной из нашего сырья. Теперь настало время делать вклад в мировую экономику, используя мировые ресурсы»,— заявил недавно Сяо Яцин, генеральный директор алюминиевой компании Chinalco. Надо отметить, что хотя все крупнейшие горнодобывающие и перерабатывающие компании КНР являются государственными и проводят общую стратегическую линию, работают они по рыночным принципам и весьма успешно добиваются прибыльности.
Этим и объясняется в значительной степени то, что помимо создания стратегических запасов сырья китайские компании активно приступили к скупке значительных пакетов акций зарубежных горнодобывающих компаний. И если еще совсем недавно ряд правительств заявлял о противодействии китайским закупкам и рассматривал их как недружественные поглощения, то теперь те же правительства приветствуют китайские компании как спасителей важнейших отраслей. КНР одинаково подходит к развитым и развивающимся странам, не отдавая предпочтение кому-либо одному и стремясь просто приобретать наиболее ценные активы, тем более что цены на них упали в разы. Среди недавних китайских покупок можно увидеть и австралийскую компанию Perilya и канадскую Quadra Mining Ltd. Даже алюминиевый гигант Rio Tinto PLC рассматривается китайскими властями как объект для инвестиций. Но не гнушаются китайские госкомпании приобретать и совсем мелких независимых производителей в развивающихся странах, прежде всего в черной Африке.
|