Газета «Наш
Мир»
Ещё задолго до Великой Октябрьской Социалистической Революции,
Владимир Ильич Ленин заявил, что религия - это опиум для масс.
Относительно православной церкви того периода, а так-же
западных течений в Христианстве, определение Ленина на сей счёт было
более чем точным. Действительно, в период предшествовавший Великом
Октябрю, Русская православная церковь поддерживала царя, и помогала ему
в подавлении всего нового, любой революционности, любой свободной мысли
со стороны масс. Что-же касается Запада, то начиная с открытия
Америки - как католическая, так и протестантская (в основном её
англиканское ответвление) церкви, фактически стали оружием порабощения
целых народов, в руках зарождающихся европейских империй. Под знамёнами
европейского христианства проходили, на протяжении
одиннадцатого-тринадцатого веков - крестовые походы против Палестины;
под знамёнами католицизма, в Испании, Португалии, и частично Италии
пятнадцатого - семнадцатого веков - была разыграна кровавая трагедия
под названием: инквизиция, с её кострами и массовыми сожжениями
"неверных и еретиков". Жертвами этой инквизиции, стали прежде всего евреи и
мусульмане, принужденные к переходу в христианство, и которые,
по-мнению церковных властей, в недостаточной степени были преданны
новой вере. Под знамёнами католического и англиканского христианства
"просвещённая Европа" - завоёвывала Южную и Северную Америки, уничтожая
на своём пути целые индейские племена. И этот список кровавых похождений "просветителей" из
христианской Европы, можно было бы продолжить до бесконечности, покрыв
им не одну сотню страниц. Но нет необходимости. И так всё ясно. Так-вот,
насчёт той реакционной роли, что в разные времена играли различные
течения в христианской религии - определение опиум для масс, является
более чем верным. Но оно не верно, когда речь заходит о Востоке - как
Ближнем, как Дальнем, так и о Средней Азии. На Востоке, в отличие
скажем от тех же Англии, Франции, или Испании - религия, ещё с
незапамятных времён - являлась неотъемлемой частью культуры и
национального самосознания масс. До сих пор, как у нас в Израиле, так и
в соседних странах - синагога или мечеть (особенно в небольших
населенных пунктах) - являются одним из основных центров местной
общественной жизни. Синагога для иудеев, либо мечеть для мусульман -
это места где люди собираются в национальные или религиозные праздники;
к раввину или имаму, люди идут за советом по самым различным вопросам. А
со времён войны, в которой в 1187 г., легендарный Салахаддин в бою у
Карнэй Хитин - разбил армию крестоносцев - религия на Востоке начала
играть и политическую роль, роль борца против западного империализма и
колониализма. Владимир Ильич Ленин (в отличие от многих
современных "коммунистов") это очень хорошо понимал. В 1919 году, в
столице Азербайджана Баку состоялся конгресс коммунистов и других
прогрессивных сил Кавказа и Средней Азии. На этом конгрессе Ленин
произнёс свою известную речь, в которой, между всем остальным - он
предложил мусульманским лидерам тактический союз против
англо-французкого империализма. Он сказал тогда: "Я предпочту союз
с арабским феодалом, который ведёт борьбу с империализмом, союзу с
депутатом британского парламента от Лейбористской партии, который поёт
Интернационал, и сразу после этого идёт на заседание парламента, что-бы
проголосовать за антинародный госбюджет". Кроме того, Ленину
принадлежит замечательная фраза: "За крах деградирующего Запада! За
победу прогрессивного Востока!". Именно арабы-мусульмане, начиная с
середины восемнадцатого века - вели борьбу против попыток западного
империализма колонизировать Аравийский полуостров, а также, княжества
Персидского залива. Именно мусульмане-саннусы на территории
Ливии, и их политические лидеры - стали, начиная с конца девятнадцатого
века во главе борьбы против итальянского империализма, а с 1912 года -
во главе движения против итальянской оккупации Ливии. В Судане,
это было движение эль-Маадия, и его духовный лидер Маади, которые, во
второй половине девятнадцатого столетия - возглавили борьбу суданского
народа против английского империализма и его подручных в лице
про-британского правительства в Египте. И вот в последние годы,
после десятилетий, что Братья-Мусульмане в Египте играли
отрицательную, я бы даже сказал - контр-революционную роль - мы видим,
как под влиянием общественно-политических процессов происходящих в мире
- эти самые Братья-Мусульмане, начинают двигаться в прогрессивном
направлении, вставая во главе забастовок и протестов на крупных
египетских предприятиях. Братья-Мусульмане стояли во главе
забастовок на текстильных предприятиях в Дельте Нила. Они так-же были
среди организаторов забастовок в египетском порту Порт-Саид и
работников мучных мельниц. Кроме того, несколько недель назад, Братья-Мусульмане поддержали забастовку машинистов и других
сотрудников египетских железных дорог. Если продолжить этот
список, то и в Ливане, именно Хизбаллой (несмотря на моё очень
критическое отношение к этому движению) - была организована не одна
забастовка против властей и их попыток урезать социальные права
простого народа. Из всего сказанного мною выше, становится ясно, что на Ближнем Востоке - религия это союзник любого
прогрессивного движения, ставящего своей целью социалистическую
революцию трудовых масс. |