Газета «Наш Мир»
В вопросе преподавания религии в школах между Церковью и государством по-видимому наступил мир. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко договорились о базовых ценностях для школьников и студентов.
Накануне в храме Христа Спасителя в Москве открылись XVII Рождественские чтения - самый большой ежегодный слет православных педагогов страны. По информации издания "Газета GZT.ru", в минувшую пятницу им предшествовала встреча Патриарха и министра образования и науки. Из их выступлений на открытии чтений в воскресенье можно сделать вывод о будущих подходах к преподаванию основ религии в школе. Как заявил Фурсенко, его ведомство разрабатывает новый федеральный стандарт образовательных программ, в котором будет учтен аспект духовно-нравственного воспитания. Этот стандарт будет введен уже с сентября 2009 года.
Напомним, что до сих пор подходы к преподаванию такой дисциплины, как основы православной культуры, устанавливались на региональном уровне. Однако в прошлом году региональный компонент был отменен, и судьба религиозных дисциплин в школах оказалась неясной.
"Наша общая задача - обеспечить школе и семье свободу выбора, опыт какой религии или нерелигиозной традиции изучать и в какой форме", - сообщил Андрей Фурсенко делегатам чтений.
При этом представители Церкви и государства продемонстрировали, что пришли к договоренностям по главным направлениям, а именно: религия в школе будет, но преподаваться она будет на принципах добровольности. Кроме того, государство признает дипломы высших духовных учебных заведений.
Андрей Фурсенко сделал акцент на том, что в школе должны работать светские преподаватели религии - по светским же учебникам. Возражений этот вопрос не вызвал.
Присутствующие в зале педагоги хорошо знают, что церковные активисты организовывали выпуск таких учебников намного быстрее государства. С 1999 года издано уже несколько десятков учебников по вероучительным курсам для школьников и методических пособий для преподавателей. Министерство образования, по словам Фурсенко, пока издало только книгу для учителей.
Базовой ценностью для Церкви и государства Фурсенко назвал свободу выбора вероучительных или иных предметов и в заключение заявил, что государство не может быть арбитром в вопросах веры.
Свобода выбора
Патриарх Кирилл в своей речи также указал на принцип добровольности преподавания религии. Это новое: прежде Церковь долгие годы, по сути, проводила концепцию желательности преподавания "Основ православной культуры" для всех школьников. Теперь, судя по выступлению Патриарха, Церковь согласна на преподавание религии по выбору.
Патриарх несколько раз упомянул в своей речи, что в регионах преподается православие, ислам и другие религии. Он подчеркнул, что этот опыт сугубо мирный и "не может быть выброшен за борт". Более того, Патриарх считает, что этот опыт способен умиротворять общество.
Патриарх отметил, что национальная система образования не может устраниться от духовного компонента. Он заверил Министерство образования, что Церковь со своей стороны готова ускорить процесс согласования позиций с государством, привлекать к этому ученых и практиков.
Кирилл призвал "освободить от конфликтности" диалог с государством и использовать "не язык спора, а общего дела". Однако предстоятель не удержался и от критического замечания, подметив, что ни у кого, кроме "заинтересованных кругов столичных элит", опыт преподавания религии в провинции вопросов не вызывает.
Завершая свою речь, он призвал сделать науку и образование национальными приоритетами и примирить религию и науку, а не ожесточать борьбу между ними.
Признание диссертаций и ученых степеней
Андрей Фурсенко коснулся и проблем высшей школы и ученой деятельности теологов и богословов. Он сообщил, что министерство начнет работу над тем, чтобы в рамках духовных вузов стали возможны защита диссертаций и присвоение ученых степеней, признаваемых государством.
Речь об этом безуспешно ведется уже более трех лет. Как заявил Фурсенко, "возможно открытие диссертационных советов в соответствии с требованиями ВАК". По его словам, к этому процессу вплотную уже подошли три духовные академии.
Министр считает, что со своей стороны государство должно предпринимать шаги, которые сделают возможной широкую подготовку светских преподавателей религии для школ.
Следует признать, что в этом отношении церковная общественность, не дожидаясь шагов от государства, преуспела больше, чем оно. Об этом свидетельствовал полный зал соборов храма Христа Спасителя и трехдневная плотная программа семинаров. В проповеди до открытия чтений Патриарх напутствовал учителей: "Задача Церкви - спасать человека, а не входить в компромисс с человеческим мудрствованием".
|