Газета «Наш Мир»
Чистая прибыль второго по величине в мире производителя безалкогольных напитков - PepsiCo Inc. - за 2008 год упала на 9,2% - до $5,14 млрд. У главного конкурента - компании Coca-Cola - показатели в условиях экономического кризиса лучше: прибыль снизилась на 3% - до $5,8 млрд. Оба гиганта, чтобы остановить трехлетний спад продаж, запустили новые рекламные кампании в позитивном ключе.
Чистая прибыль PepsiCo в IV квартале 2008 года снизилась на 43% - до $719 млн по сравнению с $1,26 млрд за аналогичный период годом ранее, говорится в опубликованном в пятницу финансовом отчете компании. За год чистая прибыль упала, а выручка увеличилась на 9,6% - до $43,25 млрд против $39,47 млрд в 2007 году.
Операционная прибыль PepsiCo за IV квартал 2008 года упала на 30% - до $1,2 млрд против $1,59 млрд за последние три месяца 2007 года. Рост за предыдущие месяцы позволил нивелировать спад: по итогам года операционная прибыль снизилась на 3,3% - до $6,94 млрд ($7,17 млрд годом ранее). При этом выручка компании за квартал увеличилась на 3,3% - до $12,73 млрд ($12,35 млрд годом ранее).
Отчетность PepsiCo оказалась чуть хуже итогов работы за год своего главного конкурента Coca-Cola, обнародовавшей отчетность днем ранее. Чистая прибыль компании в 2008 году снизилась на 3% - до $5,8 млрд. В то же время выручка за отчетный период увеличилась на 11% и составила $31,94 млрд против $28,86 млрд в 2007 году.
На этом фоне акции Coca-Cola подорожали на 7,6%, а ценные бумаги PepsiCo - на 2,8%. У Coca-Cola и PepsiCo показатели работы оказались лучше, чем ожидалось в условиях глобального спада спроса, замечают WSJ и Forbes. До публикации отчетностей котировки акций PepsiCo с начала текущего года упали на 5,1% (за полгода - на 28,7%) по сравнению со снижением на 1,9% стоимости бумаг Coca-Cola, сообщает Bloomberg.
При этом падение прибыли в компаниях вскрывает новые проблемы, обусловленные укрепляющимся долларом. Именно усилением главной мировой валюты эксперты объясняют снижение операционной выручки. У Coca-Cola, например, 80% выручки приходится на рынки за пределами Северной Америки, схожие показатели и у PepsiCo. Последние годы компании выигрывали на слабеющем долларе. Но кризис внес свои коррективы. В PepsiCo говорят, что укрепляющийся доллар снизил годовой чистый доход на 4,0%, а операционную прибыль - на 2%.
Исполнительный директор Coca-Cola Мухтар Кент признал, что компания не сможет выйти в прибыль еще "два или три квартала", но от долгосрочной цели роста в 3-4% компания не отказывается. Демонстрирует позитив в долгосрочной перспективе и глава Pepsi Эрик Фосс. По его словам, "компания сделала все возможное в труднейшей ситуации" мирового кризиса. В ноябре компания заявила о сокращении 3150 рабочих мест, или 4,5% всего персонала.
В числе других антикризисных мер компании выводят на рынки новые напитки. Например, Coca-Cola выпускает низкокалорийную версию of Glaceau Vitaminwater. Компания в конце января запустила по всему миру новую маркетинговую кампанию, новый слоган которой звучит как "Открой счастье" (Open Happiness). Эта маркетинговая компания заменит просуществовавшую несколько лет кампанию под девизом: "Сторона жизни Coca-Cola" (Coke Side of Life). Главная задумка - настроить покупателя на позитив.
В свою очередь, Pepsi запустила новую маркетинговую концепцию в канун Нового года. В своем рекламном ролике компания также пытается связать свою продукцию с темой счастья и позитива. Эксперты американского рынка безалкогольной продукции отмечают, что такого жесткого противостояния между двумя крупнейшими производителями колы не было уже на протяжении десятилетия.
Автор Владимир Рувинский
|