Газета «Наш Мир» Каждому из нас знакомы великие и могучие мусульманские государства
прошлого. Халифат праведных халифов, Омейядский, Аббасидский и
Фатимидский халифаты, Османская империя и Сефевидский Иран в свое время
поражали современников величием, блеском и достижениями во всех
областях. Однако мало кто знает о мусульманских цивилизациях за
пределами ближневосточно-средиземноморской «ойкумены». Например - о
государствах Африки южнее Сахары. Об одном из них - западноафриканской
империи Мали, и пойдет наш рассказ.
От племени к империи
Становление данного государства началось с XI века нашей эры. В это
время стала складываться историческая общность племен мандинке, ставшая
позже основой империи. Занимались мандинке по преимуществу охотой и
находились в вассальной зависимости от царства другого
западноафриканского народа - Сосо.
Уже в XI веке среди мандинке стал распространяться Ислам. Известный
арабский историк Ибн Хальдун упоминает, что первым царем-мусульманином
Мали был Барамендана. По преданию, когда сильнейшая засуха истребила
стада и поставила под угрозу само существование Мали, он согласился
вместе с исламскими проповедниками молить Аллаха о ниспослании дождя, и
когда на следующее утро дождь излился, без колебаний принял Ислам. Это
обращение относят к 1050 году.
Историки упоминают также имена других правителей мандинке
мусульманского вероисповедания - Билали и Мамади Кани. Причем
последний, по сообщениям хронистов, совершил хадж в Мекку. Это был
первый правитель в истории Мали, отправившийся в хадж.
Переломным для Мали явилось правление царя (местное название - манса)
Сундиаты, которому удалось не только освободиться от вассальной
зависимости от сосо, но и уничтожить их царство после победы в
знаменитой битве при Кирине в 1235 году, присоединив земли и вассалов
сосо к Мали. Фактически, именно 1235 год можно считать годом рождение
Мали как империи, ибо до того времени она была не более чем локальным
зависимым княжеством.
Именно в правление Сундиаты на территории царства заметное влияние
получают марабуты - члены распространенного в то время в Северной
Африке суфийского военно-религиозного ордена. По сообщению ибн Батуты,
сам Сундиата также принял Ислам, а при его дворе находились
мусульманские ученые.
Преемником Сундиаты на престоле Мали стал Ули. Ибн Хальдун
рассказывает, что манса Ули совершил хадж в Мекку, когда в Египте
правил мамелюкский султан аз-Захир Бейбарс.
Данные сообщения говорят о несомненной набожности правителей и, во
всяком случае, элиты империи Мали, о прилежности их в соблюдении
исламских предписаний.
Предшественники Колумба?
В правление одного из последующих царей - Абу Бакра - произошло
событие, которое ставит под сомнение первенство Христофора Колумба в
открытии Американского континента.
Арабский хронист Аль-Омари рассказывает, что во время хаджа мансы Мусы
Амир Хаджиб, который предоставил ему приют в Каире, спросил у Мусы, как
тот стал царем. Манса ответил, что принадлежит к династии, в которой
власть передается по наследству.
Далее Муса поведал гораздо более любопытную историю о том, что царь,
который правил до него, то есть Абу Бакр (по другим сообщениям -
Мухаммад), не хотел верить, что Атлантический океан не имеет границ, и
приказал поэтому исследовательской экспедиции из двухсот кораблей,
плывя под парусами, достичь противоположного берега. Кормчим было
запрещено возвращаться прежде, чем они это сделают.
Только один корабль вернулся обратно, и его команда рассказала, что
после длительного пути флот попал в сильное морское течение, которое
затянуло все остальные корабли на дно. Услышав это, царь снарядил две
тысячи новых кораблей, половина из которых была загружена провизией и
водой, и лично отправился руководить этим плаванием.
После этого о царе ничего не было известно. Перед отплытием царь
назначил мансу Мусу регентом, и, поскольку он не вернулся, Муса и
продолжал править. Вне сомнения, тема открытия Нового Света должна быть
исследована отдельно, однако даже приведенное свидетельство наводит на
некоторые предположения.
Великолепное правление мансы Мусы
Манса Муса был, по всеобщему признанию, самым великим и могущественным
из правителей Мали. При нем Мали простиралось с востока на запад от
лежащей в пустыне Тадмекки до побережья Атлантики, а на юге до пояса
влажных тропических лесов, то есть включало в себя территорию
современных Сенегала, Гамбии, Гвинеи, Мавритании и Мали Слава мансы
распространилась не только по мусульманскому миру, но достигла и
Европы.
Важнейшей причиной этого стал хадж, который Муса совершил в Мекку в
1324 г. Его свита поражала своей численностью. По данным хроники «Тарих
ал-Фатташ», в ней было 80 тысяч человек! Другая хроника, «Тарих
ас-Судан», называет число на 20 тысяч меньше. Устная традиция
повествует о 777 сотнях мужчин и 400 сотнях женщин. Взял с собой царь и
соответствующую дорожную казну - тонны золота, частью в виде золотых
посохов, частью золотым песком.
Важнейшим местом остановки в пути был Каир, и именно оттуда
распространились по всему миру рассказы о богатстве мансы Мусы. Как
сообщает аль-Омари, даже через 12 лет после хаджа в Каире хорошо
помнили его щедрость. «Этот человек волной излил свою щедрость на весь
Каир. Во всем султанате не было ни одного придворного или другого
чиновника, который не получил бы от него подарка золотом. Как славно он
держал себя, какое достоинство, какая скромность!»
Малийское золото обрушило цены на этот драгоценный металл в мамелюкском
Египте, что вызвало кризис. Вернувшись из Мекки в 1325 г., Муса привез
с собой множество знатоков Шариата, а также других специалистов для
нужд своей страны. Однако, например, факихи малийского города Томбукту
превосходили порой в знаниях даже приглашенных арабских авторитетов,
таких как мекканец Сиди абд ар-Рахман ат-Тамими.
Один из приглашенных, уроженец Гранады архитектор Абу Исхак, более
известный под именем ас-Сахели, построил в Томбукту мечети Джингеребер
и Санкоре, а также мадугу - королевский дворец. Тимбукту в тот период
стал не только столицей государства, но и важнейшим международным
центром изучения Ислама, привлекая многочисленных ученых и правоведов.
Хорошо описал Мали того времени Ибн Баттута, посетивший Мали в
1352-1353 годах, в правление брата Мусы, мансы Сулеймана. Баттута был
поражен царившими в стране справедливостью и миром. Его восхитила
любовь местных мусульман к строительству мечетей и совершению пятничных
намазов. Однако, кроме этого, он обнаружил и пережитки некоторых
доисламских обрядов, которые были в моде даже при дворе мансы.
Основными источниками богатства Мали были доходы от золотых рудников и
караванная торговля. Немалую роль сыграло и географическое положение
государства, обеспечившее ему контроль над торговыми путями.
Путь назад - от империи к племени
После мансы Сулеймана в Мали начинается период упадка. Началась
ожесточенная борьба за престол. В то же время государство начало
постепенно терять территории. Основная опасность угрожала со стороны
мусульман - сонгаи, и язычников - мосси. Именно последние в начале 15
века разграбили Томбукту, а в 1435 году то же самое сделали
кочевники-туареги. К этому периоду относится интенсивная
дипломатическая деятельность малийцев - государство спешно искало
союзников. Даже португальцев, появившихся в середине 15 века в Западной
Африке, не обошли вниманием малийские дипломаты.
Однако и это не помогло дряхлевшей империи. К 16 веку гегемония в
регионе перешла к государству Сонгаи, а в 1599 году, после битвы с
марокканцами при Дженне, мандинке снова оказались в статусе локального
племенного объединения - как и за 450 лет до этого.
|