Газета «Наш
Мир»
Деньги - способ обессмысливания жизни?
За века своего
существования деньги — эти пестрые бумажки с портретами великих людей,
картинками природы и даже рисунками бабочек — впитали в себя столько мыслей,
чувств, страстей и желаний тех, кто ими пользуется, что превратились в матрицу
человечества. Каждая сотенная бумажка, измочаленная множеством рук, пропиталась
усталостью бедности; каждая тысячная банкнота, истертая в бесчисленных актах
купли-продажи, излучает уныние тех, кто никак не сведет концы с концами. И
пятитысячная купюра тоже добавляет сюда свою тщеславную, глупую похвальбу.
Деньги есть то, вокруг
чего крутится наша жизнь, даже если мы не признаем этого. Мы живем от денег до
денег, мимо денег, помимо денег и даже без денег. Но что такое деньги? Умнейшие
бородатые мужи объясняли нам принципы обмена по формуле товар-деньги-товар,
успешные бизнесмены не раз толковали нам о норме прибыли, а политики с высоты
своих вертикальных структур вещали о резервах в центробанке. Маркс утверждал...
Сорос объяснял... Гринспен намекал... и даже Марченко говорил. В результате
всего этого словоизвержения деньги превратились в полное собрание мифов —
мутных и смутных мифов заплутавшего во времени человечества.
Деньги в сегодняшнем мире
— это идеальное антивещество, то есть такая субстанция, которая концентрирует в
себе только отрицательные и разрушительные свойства. Деньги есть способ
обессмысливания жизни. Это такой механизм, который неустанно кует абсурд.
Оставаясь в рамках здравого смысла и нормального человеческого соучастия,
невозможно объяснить распределение денег в руки одних и отсутствие их в руках
других, так же как невозможно объяснить удивительную никчемность всемирного
капитала. Общий объем капиталов в мире таков, что позволяет решать глобальные
проблемы, — уничтожение голода, преодоление бедности — но вместо этого
происходит всеобщая дискотека. Какой в этом нравственный, религиозный или
вообще хоть какой-нибудь смысл?
Деньги уже давно не
являются мерой труда. Какой мерой, и какого труда? Кто устанавливает меру, в
соответствии с которой одни за жалкую зарплату выхаркивают легкие в сырых
шахтах, а другие получают миллионные бонусы за так называемое управление
собственностью, осуществляемое из особняков с фонтанами и зимними садами? Почему
труд учителя, дающего пятьдесят часов в неделю, стоит в сто раз меньше, чем
труд депутата, трижды в месяц на одну минуту поднимающего руку по указке
начальства? Тот, кто действительно работает, выбивается из сил, уловленный в
удушающую тарифную сетку. Тут нужны совершенно новые и свободные ото лжи
подходы, но кто и каким ранжиром уравняет количество мышечного труда рабочего с
умственным трудом ученого, какой всеобъемлющий, великий гений сумеет выстроить
в единой табели о рангах трудозатраты таксиста, не вылезающего из-за руля
вторую ночь подряд, утомление врача, одуревшего от ста пяти кашляющих
пациентов, и томную усталость фотомодели, позирующей в нижнем белье?
Если ты такой умный,
почему бедный? — это наивное американское высказывание в сегодняшнем мире
вызывает смех. Его надо вывернуть наизнанку, тогда в нем появится хоть какой-то
смысл. Потому и бедный, что умный. Потому и бедный, что кандидат наук. Потому и
бедный, что ученый, что филолог, что прочел три тысячи томов, что сидел в
библиотеках, что работаю в университете, что преподаю в школе, что не умею
липнуть к власти, что стал инженером и остаюсь им всю жизнь. Есть, правда, и
еще одно высказывание апологетов беспредельного накопления, которым они, как
дубинкой, отмахиваются от любой критики: «Деньги не пахнут!». Они сами не
понимают, что говорят. Эти слова словно придуманы на помойке.
Деньги есть форма
насилия. Только насилием можно заставить пожилого человека часами стоять у
станции метро с пластмассовым стаканчиком в руке, собирая туда жалкие монетки.
Кризис сделал это насилие вопиющим, как плевок в лицо. Уменьшение зарплат,
происходящее сегодня во всем мире, на самом деле представляет собой вид
каннибализма — люди, обладающие большими деньгами, откусывают руки и ноги тех,
у кого денег нет. Поддержание неоправданно высоких цен на бензин есть способ
кровопийства — нефтяные бароны по капельке выжимают из нас жизненные соки в
свои высокие стаканы. Требование к людям, которых увольняют, чтобы они писали
заявление по собственному желанию, есть на самом деле блажь самодуров, которые
желают, чтобы жертва сама приводила себя в состояние мягкой отбивной.
Капитализм дошел до самых
последних границ своих возможностей. Продать и купить можно все: власть, славу,
репутацию, человеческие органы, место сенатора, право на отстрел редких
животных, озера и заповедники. Дальше идти уже некуда, в категорию товаров уже
нечего больше включать, разве что вводить элементы рабовладения и начинать
продавать и покупать людей на Алтын Орде. И чем гуще становится идиотизм денег,
тем яснее делаются вопросы, которые следует задать, даже если на них в
ближайшее время некому дать ответа. Жизнь невозможна без воздуха, воды и еды, а
возможна ли она без денег? Может ли существовать общество, в котором
купля-продажа не является ультимативной формой отношений между людьми? Католические монастыри и израильские кибуцы
внутри себя не используют денег, также как высокоразвитые технологические интернет-общины.
Все это - оазисы новых возможностей, которые так нужны человечеству в его
затянувшейся пустыне.
В мире сокращается количество валют
Начиная с 2002 года
количество валют, существующих в мире, неуклонно сокращается. Судя по всему,
этот процесс будет продолжаться и в обозримом будущем.
Историк Глин Дэвис, автор
книги "История Денег: От Древних Времен до Наших Дней", отмечает, что
на протяжении большей части истории человечества, валюты имели
интернациональный характер и циркулировали одновременно во многих странах.
Такую роль выполнял, например, римский динарий. Это прослеживается в названиях
современных денежных единиц. К примеру, "потомками" динария являются
динары Сербии, Иордании, Алжира и Кувейта, "наследниками" драхмы
Древней Греции можно считать дирхемы Марокко и Объединенных Арабских Эмиратов,
продолжателями дела средневекового китайского вена стали китайский юань,
японская йена и корейский вон и т.д.
С 19 века собственная
валюта стала неотъемлемым символом каждого независимого государства. Тем не
менее, в последние десятилетия наблюдается обратный процесс - число валют
сокращается. В 1996 году Международная Организация Стандартизации насчитывала
174 денежные единицы - тогда, по данным ООН, на политической карте мира
значились 191 страны. В 2008 году валют стало 157, а количество государств
увеличилось до 194-х.
Главной причиной стала
унификация европейских денежных единиц, вызванная созданием евро - валюты Европейского Союза. В
2002 году на евро перешли 12 государств. Евро похоронило такие прославленные
валюты, как французский франк, немецкую марку, итальянскую лиру, голландский гульден
и т.п. Сегодня евро официально используют 16 из 27-ми государств-членов ЕС.
В свою очередь, в
последние два десятилетия некоторые страны - Сальвадор, Эквадор, Тимор-Лешти,
Палау, Микронезия и Маршалловы острова - отказались от своих национальных валют
в пользу доллара США.
Более или менее
интенсивная унификация валют происходит и в иных регионах мира. С 1945 года
существует "франк африканских колоний" - изначально эту денежную
единицу создали 12 бывших колоний Франции. С 1965 года карибский доллар
обращается в восьми государствах Карибского моря. В 1991 году боле 50-ти
государств Африки договорились создать общую для континента денежную единицу к
2028 году. Шесть государств Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт,
Катар, Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты) планируют в 2010 году также
ввести единую валюту, но об этом ниже…
Валютные осколки Халифата
Сегодня динар и дирхем —
одни из самых распространенных денежных единиц в мире, их используют десяток
арабских государств, а также Югославия и Македония. Тем не менее, это лишь
осколки былого величия — во времена Арабского халифата динары и дирхамы
обращались на территории раз в 10 больше той, где они ходят ныне.
История динара и дирхама
уходит своими корнями во времена Древней Греции и Древнего Рима. У кочевников-арабов,
захвативших в I тысячелетии обширные территории от Индии до Атлантического
океана, не было собственной монетной системы, и для финансовых расчетов они
использовали самые разные деньги. На западе в ход шли византийские солиды и
римские денарии. В восточных арабских княжествах, выросших на развалинах
империи Александра Македонского — греческие драхмы. Однако со временем Арабский
халифат "переплавил" римские денарии и греческие драхмы в динары и дирхамы.
Греческое слово "драхма" означает
в переводе "горсть". В античные времена деньгами в Греции служили
железные прутки, шесть штук умещались в горсти — они и составляли драхму.
Впоследствии драхма стала основной денежной единицей Греции, а арабский дирхам
зажил собственной жизнью.
В чеканке монет арабы стали следовать
предписаниям мусульманской традиции. На монетах отсутствовали изображения людей
и животных, вместо них на аверсе и реверсе помещались цитаты из Корана, а позже
— имена правителей.
Серебряные дирхамы очень быстро стали
ходить по всему Арабскому
халифату. Однако его
обширная территории обусловила существенные различия в форме и весе монет — это
зависело от места производства. Средний вес составлял 3 грамма, но известны
экземпляры и по 11
граммов. В период своего наибольшего распространения
(800-1000 гг.) эта монета проникла в Европу и даже на территорию Англии.
Нумизматы отмечают, что все серебряные дирхамы
того времени были необычайно красивы благодаря арабской вязи — в Европе их даже
использовали в качестве украшений. Добрался дирхем и до Древней Руси — там его
называли куном или ногатом. В сохранившихся кладах археологи находили как целые
монеты, так и их кусочки, которые, скорее всего являлись более мелкими
разменными единицами. Встречаются также монеты с отверстиями, это говорит о
том, что дирхамы служили украшениями и славянам.
Впрочем, триумф дирхама был недолог. В
начале XI века арабские страны столкнулись с неожиданной проблемой — истощились
месторождения серебра. Разного вида дирхемы, в том числе медные, выпускали еще
около двух столетий, но эта монета уже не могла быть универсальным средством
расчета в торговле.
Отдельные очаги производства дирхамов
появлялись и позже. Например, в конце XIII века татары Золотой Орды чеканили дирхамы
с изображением сердец. В настоящее время дирхам основная денежная единица в ОАЭ
и Марокко. В ряде других арабских стран (например, в Ливии и Иордании) это
мелкая разменная монета.
Более счастливой была судьба динара,
может быть потому, что его с самого начала (696 год, Дамаск) чеканили из
золота. 1 золотой динар приравнивался тогда к 10 серебряным дирхамам, но позднее
"курс" стал плавающим.
В разных уголках Халифата динары имели
разный вес, и точную их стоимость можно было определить лишь путем измерений.
Как и в большинстве стран мира, валютная система арабов опиралась на весовую.
Весовой динар называли "мискаль", а весовой дирхам — просто "дирхам
аль-кайл" (кайл по-арабски — вес). Мискаль должен был обмениваться на
дирхем в соотношении 10 к 7, но в быту прижилась пропорция 3 к 2 — так было
легче считать. Серебряный дирхам, вес которого составлял 2/3 динара, по
стоимости был равен примерно 1/10 золотого динара. Однако затем это соотношение
изменилось до 1/20 динара.
Тернистый путь единой исламской валюты.
Со временем динар стал основной валютой
мусульманского мира. На сегодняшний день его используют 10 государств
Средиземноморья и Персидского залива. Любопытно, что если в Ираке, Иордании и
Кувейте динар — самая крупная денежная единица, то в Иране 100 динаров равны 1
реалу. Интересно и то, что динар остался основной валютой и в преимущественно
немусульманской Югославии. Это название настолько закрепилось в сознании
населения за время турецкого владычества, что даже после изгнания турок из Сербии
в конце XIX века перешло к новой валюте. Мало того, оно сохранилось и после
образования социалистической Югославии, и после ее распада.
Учитывая консерватизм мусульман и их
приверженность учению Корана, можно предположить, что динар останется их
главной расчетной единицей еще очень долго. И хотелось бы стать свидетелем
возрождения былого могущества этой мировой валюты.
Идея возрождения исламского золотого динара принадлежит Профессору Омару
Ибрахиму Фадильо, основавшему в 1983 году в Южной Африке Международную
Организацию Мурабатин, хорошо известную также и в Европе. Предложение
профессора Фадильо было одобрено премьер-министром Малайзии Махатхиром
Мухаммадом, проведшим в течение 2002 года ряд двусторонних переговоров со
многими исламскими странами, включая Бахрейн, Ливию, Марокко и Иран, с целью
убедить их принять исламский динар в качестве основного платежного средства в
торговле с Малайзией. Данный шаг с одной стороны должен был продемонстрировать
связь с историей и финансовым наследием мусульман времен Пророка Мухаммада, а с
другой стороны способствовал бы нарождению исламской альтернативы доллару и
евро, ведь бумажные деньги, хороший инструмент для манипуляций и спекуляций,
это хорошо показал нынешний финансовый кризис.
Предполагаемая финансовая система
построена на принципе хранения золота исламскими государствами в центральном
банке и использовании золотого динара в качестве платежного средства во
взаимной торговле, устраняя, таким образом, зависимость от иностранных рынков
капиталов, финансовых корпораций и виртуальных, необеспеченных денег. Причем
золото не только способно защитить платежный баланс от скачкообразного
колебания курсов валют, но это и единственные адекватные деньги в рамках
исламского взгляда на экономику. Использование золота позволяет избегать вещей,
не соответствующих исламским представлениям об экономике, таким, как например
ссудный процент.
Напомним, что в ноябре 2001 года в Дубае
прошла официальная церемония введения в обращение золотых динар и серебряных
дирхам. Впервые в обращение были выпущены монеты, которые распространялись по
официальным каналам через Thomas Cook и Dubai Islamic Bank. Золотой динар уже
эмитирован и находится в обращении в малайзийской оффшорной провинции Лабуан и
в ОАЭ. Вес монеты составляет 4,3 грамма чистого золота.
Однако в создании единой исламской валюты
существует одна серьезная проблема: смогут ли договориться все заинтересованные
страны. Декларация единой позиции совсем не обязательно подразумевает единое
мнение по золотому динару. А США, чьи интересы здесь страдают в первую очередь,
препятствуют процессу принятия общего решения всеми доступными средствами, что,
надо признать, получается у них довольно неплохо.
Путь к золотому динару не устлан розами.
Скорее, наоборот – он тернист и долог. К единой валюте Европа шла полвека – с
создания Европейского сообщества угля и стали, а позже «Общего рынка». Однако
нынешняя ситуация на мировом рынке развивается очень быстро, и не исключено,
что через несколько лет, во время путешествия по странам Персидского Залива или
азиатским государствам туристам не придется менять валюту.
|