Газета «Наш Мир»
В Италии издательством "Piemme" опубликована книга
Роберто Беретта и Элизабетты Броли "Одиннадцать заповедей". Итальянских
журналистов консультировал Джанфранко Равази, известный миланский
теолог, специализирующийся на изучении Библии. А сами журналисты -
Роберто Беретта и Элизабетта Броли - работают в газете "Avvenire",
являющейся официальным органом Папской библейской комиссии. Так что
авторы книги - это не какие-то три еретика-самозванца, а вполне
уважаемые люди, заручившиеся благословением и напутствием Ватикана.
В своей книге "Одиннадцать заветов" они собрали
около 60 ошибочных высказываний, общих мест, ложных сведений или
неправильных интерпретаций, встречающихся в тексте Библии и
передаваемых христианами из поколения в поколение. При написании книги
авторы в качестве источника пользовались открытиями, сделанными в
последнее время и принятыми Церковью, о которых пока еще не знает
основная часть верующих. По мнению Энрике Мирета, президента Ассоциации
теологов имени папы Иоанна XXIII, "всегда существовало две ветви веры:
одна из них принадлежала образованной элите, следившей за новыми
открытиями, касающимися библейского учения, а другая - простым людям,
которых на протяжении долгих лет держали в неведении, возможно, для
того, чтобы не вызывать у них негодования". Но сегодня библейский
ревизионизм проник уже и в саму Церковь.
Яблоко Евы. Фрукт, сорванный Евой, из-за
которого все человечество было изгнано из Рая, - это не яблоко. И
причина этого проста: там, где, по предположению, находились сады
Эдема, яблоки не росли. Подобное недоразумение произошло из-за ошибки
оставшегося неизвестным издателя Библии, который перевел "malus-malum"
("зло" или "фрукт") как яблоко. И лишь с этого момента "яблоко Евы"
стало яблоком. По мнению иудеев, она сорвала инжир, орех или плод
рожкового дерева; православные христиане полагают, что это был
апельсин. Протестанты во всем винят мед, а мусульмане считают, что Ева
предложила Адаму выпить стакан вина.
От ковчега к подводной лодке Ноя. Ковчег,
который Ной построил по велению Божьему, чтобы спасти всю свою семью и
каждой твари по паре из тех, что заселяли землю, был вовсе не кораблем,
а, скорее, неким подобием подводной лодки. Потому как всемирный потоп -
это не потоп, а своеобразный "водяной бутерброд": небесный океан
обрушился на Землю, дабы обратить ее в первородное море. Ной же
оказался между земным и небесным водяными потоками и должен был
выполнить возложенную на него Богом миссию. Кроме того, ливень
продолжался не сорок дней, а целый год и десять дней. Более того, Ной
взял с собой не каждой твари по паре, а семь пар "чистых" животных и
всего лишь одну пару "нечистых".
От Красного моря к Горьким озерам. Евреи,
преследуемые воинами фараона, не перешли Красное море по дну, когда
Моисей проложил им дорогу своим посохом, как это показано в знаменитых
сценах фильма режиссера Сесила В. де Милля (речь идет о черно-белой
картине "Десять заповедей", снятой в 1956 году. - Прим. пер.). Все
оказалось гораздо прозаичнее, и на другой берег евреи перешли в месте,
носящем название Горькие озера, или Тростниковое море, которое и само
по себе неглубокое, и переходили они его во время отлива. А остановил
египетских солдат именно начавшийся прилив. В XIII столетии Джон Виклиф
правильно перевел на английский язык название Тростникового моря как
"Reed Sea". Спустя три века Лютер спутал это название с "Red Sea", что
на английском означает Красное море, его ошибка живет и по сей день.
От десяти заповедей - к двенадцати.
Традиционно считается, что божественных заповедей, записанных на
скрижалях и переданных Яхве на горе Синай Моисею, было десять, но это
не так. Заповедей было 12, и получил их не Моисей. Современные
исследователи Библии утверждают, что заповеди рождались постепенно,
одна за другой, и начали окончательно выкристаллизовываться как единое
целое лишь к VII веку до Р.Х, в то время как исход евреев из Египта и
годы жизни Моисея датируются приблизительно 1200 годом до Р.Х. Более
того, семь последних заповедей уже были известны и изучались еще в
Египте. Иудеи по-прежнему запоминают двенадцать заповедей, в то время
как католическая церковь учит лишь десяти заповедям, собранным святым
Августином Блаженным и утвержденным в XVI веке церковью. Десять
заповедей -- как десять пальцев на руках.
От манны к смоле. Манна, ниспосланная Богом
посреди пустыни своему народу для утоления голода, была вовсе не
какой-то чудесной едой, а неким смолистым веществом. И по сей день его
можно найти на некоторых кустарниках, растущих в зоне Синая, стоит лишь
запастись чуточкой терпения. Как говорится, когда хочется есть - хлеб
черствым не бывает.
Ни Иерихонской трубы, ни кита, в чреве которого
жил Иона. Стены древнего города Иерихон вовсе не обрушились от звука
труб иудейских. Во время Исхода ни самого города, ни его стен уже не
существовало. И пророка Иону, по велению Господа отправившегося в
Ниневию, чтобы известить жителей этого города о каре, которую Бог готов
на них обрушить за неверие, кит не глотал. В тексте Библии был всего
лишь использован литературный оборот: здесь говорится о том, что
простой человек, погрузившийся в раздумье и обратившийся к Богу, может
стать пророком, способным преодолеть любые препятствия.
Святой Иосиф: от плотника к каменщику. Миллионы
католиков уверены, что Святой Иосиф - мнимый отец Иисуса Христа -- был
плотником, женившимся на Марии, будучи уже сильно в летах. Ничего
подобного. Иосиф был кем-то вроде техника-строителя и женился он на
Марии, когда ему было от 18 до 25 лет от роду.
Ни волхвов, ни Вифлеемской звезды, ни яслей.
Волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, волхвами не были,
и было их вовсе не трое. На самом деле до сих пор не найдено
достоверных доказательств их существования, хотя они по-прежнему
раздают сладости детям и приносят им подарки (католическая церковь
отмечает 5 января день приношения волхвами даров новорожденному
младенцу, и именно тогда, а не на Новый год или Рождество всем детям
дарят подарки, а процессия волхвов разбрасывает конфеты пришедшим
встречать ее малышам. - Прим. пер.). Кроме того, не было и звезды,
которая привела бы волхвов к воротам Вифлеема, и в городе они конечно
же ничего не нашли: не было там ни хлева, а в нем - ни быка, ни осла,
которые могли бы уступить свои ясли, чтобы новорожденный мог согреться.
История с волхвами встречается лишь в апокрифических Евангелиях и
является не более чем священной сказкой.
Иисус родился не 25 декабря, и не ночью, и не в
первом году новой эры по тому календарю, по которому все мы живем, а в
5 или 7 году до нашей эры. Подобная ошибка произошла по вине монаха VI
века Дионисия Малого, неправильно рассчитавшего календарь.
И умер Иисус не в возрасте 33 лет. В
католической пословице говорится: "Тридцать три возраст Христа минус
один год". Но это неправда. Существуют подтверждения тому, что Иисус
Назарянин был распят 7 апреля 30 года нашей эры и на тот момент ему
было 36 или 37 лет. А кроме того, в противовес всему, что говорится о
его пути с крестом на Голгофу, трижды он не падал, Вероника не обтирала
пот с его лица своим платком, и вполне возможно, что Иисус в момент
распятия был наг. И внешне он больше всего напоминал самого обычного
еврея и не был похож на те изображения, что сохранились в классической
иконографии.
И Петр не отрекался трижды, и Павел не падал с
лошади. И в Евангелиях, и в христианской традиции сохранились некоторые
истории из жизни апостолов, но они не правдивы. Сцена, когда Павел,
преследовавший христиан из Дамаска, упал с лошади, существует лишь на
картинах Караваджо. Это всего лишь живописное изображение обращения к
истинному Богу апостола язычников. Не было и знаменитого троекратного
отречения Петра от своего учителя, после которого прокричал петух. Ни
Петр не отрекался, ни петух не кукарекал. Эта история лишь аллегория
отхода апостолов, уверенных в том, что Царство Божье должны силой
установить ангелы, и неспособных принять распятие от своего учителя
Хосе Мануэль Видал, El Mundo, Испания,
перевод: Гонсалес Анна |