Газета «Наш
Мир» В
минувшую пятницу, 13 февраля, в Кремле на первых официальных
переговорах президента России Дмитрия Медведева и президента Турции
Абдуллы Гюля подписана декларация о продвижении к новому этапу
отношений между РФ и Турцией и дальнейшем углублении дружбы и
многопланового партнерства. На встрече обсуждались проблемы
двусторонних отношений и международные вопросы, проблемы энергетики.
Как отмечают в Кремле, декларация – «это стратегический документ,
фиксирующий достигнутые рубежи двустороннего взаимодействия и
определяющий задачи по его дальнейшему наращиванию». Она закрепляет
договоренность Москвы и Анкары сотрудничать в сфере безопасности в
черноморском регионе. Также в документе говорится, что Россия
расценивает как конструктивную инициативу Турции о создании Платформы
стабильности на Кавказе, что поможет устранить недоверие между
участниками замороженных конфликтов в регионе.
Визит Гюля и его итоги мы попросили прокомментировать Александра
Сотниченко, к. и. н., специалиста по Турции, ведущего аналитика
Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока.
- Как Вы оцениваете итоги визита президента Турции Абдуллы Гюля в Россию? Это действительно стратегический прорыв в отношениях?
Визит президента Гюля является плановым и сам по себе не несет никакого
стратегического прорыва. Однако состояние российско-турецких отношений
за последние 10 лет является настоящим стратегическим прорывом.
Как уже неоднократно отмечали лидеры наших стран, за этот период объем
экономических связей возрос более чем в 30 раз. Россия стала первым
экономическим партнером Турции. Каждый визит политических лидеров наших
стран углубляет уровень взаимоотношений.
- Реален ли проект Платформы стабильности для Кавказа, предложенный Турцией?
Да, не только реален, но и является единственной возможностью
разрешения многочисленных этнорелигиозных конфликтов на Кавказе. Только
совместными усилиями России, Турции и Ирана – трех великих региональных
держав региона - можно превратить Кавказ из клубка противоречий (чем он
является в настоящее время) в настоящую зону стабильности и
партнерства.
Однако у данного плана есть несколько сторон, которые не могут не
вызвать некоторое сожаление. Во-первых, как русскому и гражданину
России мне немного обидно, что проект сотрудничества выдвинут не
Москвой. Наша политика в регионе отличается отсутствием стратегической
линии, мы лишь реагируем на возникающие вызовы. В результате России
придется участвовать в проекте на вторых ролях и скорее реагировать на
инициативы турецкой стороны, чем выдвигать что-либо свое.
Во-вторых, у проекта оказалось много недоброжелателей. Это и США,
которым хотелось бы играть более существенную роль в регионе. И
националистические силы в Армении, Азербайджане и Грузии, которые
усмотрели в проекте попытку ограничения собственной независимости. И
русофобские\туркофобские круги в Турции и России. Иран также недоволен
своей третьестепенной ролью в проекте.
Но все эти трудности вполне преодолимы совместными усилиями, главное,
чтобы игра велась открыто и с учетом интересов друг друга.
- Почему из всех политических сил Турции именно Партия
справедливости и развития последовательно выступает за развитие
отношений с Россией?
ПСР свойственен, с одной стороны, прагматизм, с другой – особое
внимание к Востоку, чем они и привлекли многих избирателей. Не смотря
на то, что стремление в ЕС остается приоритетом внешней политики
Турции, большая часть политической элиты осознает, что в обозримом
будущем этого не произойдет.
Кроме того, политика на противостояние России, продолжавшаяся в Турции
с 1945 до 2000 г., не дала ожидаемых результатов, а ПСР позиционирует
себя в качестве альтернативы всем предыдущим партиям, заведшим Турцию в
тупик. Сейчас и Москва, и Анкара являются своего рода изгоями Запада:
их не желают принимать в западные организации, их образ в сознании
европейцев создан стереотипами прошлого.
Это заставляет наши страны искать подходы друг к другу. Последнее
десятилетие показало, что существуют огромные возможности для
партнерства между ними. Так что лидеры ПСР оказались правы.
- Насколько Россия готова к сотрудничеству с Турцией? Речь, прежде
всего, идет не о высшем руководстве страны, которое демонстрирует тут
заинтересованность, а в целом об элите.
Как руководство страны, так и элита в целом мыслят категориями
прагматизма, то есть прямой сиюминутной выгоды. Россия полностью готова
к экономическому сотрудничеству с Турцией, но мне ничего неизвестно о
стратегических планах политического сотрудничества не только в регионе,
но и во всем мире.
Мне кажется, что перспективы такого сотрудничества могли бы оказаться
значительными. И уровень экономических связей мог бы стать хорошим
фундаментом для этого.
-
Повлияют ли последние договоренности Медведева-Гюля на судьбу таких
вещей, как запрет на книги известного турецкого богослова Саида Нурси,
турецкие колледжи и проч.? Или подобные «мелочи» в ходе большого торга
даже не вспоминают?
Администрация ПСР никогда не заявляла о своем сочувствии идеям С. Нурси
и деятельности Фетхуллы Гюлена, мало того, всегда пыталась развеять
многочисленные слухи о возможных связях с ними. Поэтому эта тема вряд
ли будет поднята на государственный уровень.
- Прочны ли сегодня позиции ПСР? Не получится ли так, что завтра
военные свергнут «исламистов» и все договоренности с Россией сгорят?
Пока ПСР занимает довольно прочные позиции, ее поддерживает народ и
бизнес. В противостоянии между светскими и религиозными кругами
последние все чаще побеждают.
Однако, в случае наступления рецессии турецкой экономики, которая может
быть вызвана мировым экономическим кризисом, позиции партии пошатнутся.
Для Турции это не несет ничего хорошего: из истории Турции ХХ в.
известно, что межпартийное противостояние приводило к политическому и
экономическому хаосу в стране.
- Какой, кстати, эффект имел на турецкое общество и политику демарш
Таипа Реджепа Эрдогана в Давосе, инициирование трибунала по израильским
преступлениям в Газе и в целом поддержка палестинцев в ходе последнего
конфликта? О чем говорят эти шаги Т. Эрдогана, А. Гюля и их
администрации?
Новая политическая элита Турции пытается изменить основную линию
внешней политики Анкары, которая ранее была направлена на глобальное
сотрудничество с Западом и региональное - с израильским государством.
Однако это не встречало поддержки со стороны избирателей.
Сейчас администрация ПСР развивает новую многовекторную
внешнеполитическую линию, в которой значительное место занимает
сближение с соседями – мусульманскими странами и Россией. Шаги Эрдогана
в общем соответствуют этой тенденции и обеспечивают ему поддержку
турецких мусульман.
|