Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
В Италии издательством "Piemme" опубликована книга Роберто Беретта
и Элизабетты Броли "Одиннадцать заповедей". Итальянских журналистов
консультировал Джанфранко Равази, известный миланский теолог, специализирующийся
на изучении Библии. А сами журналисты - Роберто Беретта и Элизабетта Броли -
работают в газете "Avvenire", являющейся официальным органом Папской
библейской комиссии. Так что авторы книги - это не какие-то три
еретика-самозванца, а вполне уважаемые люди, заручившиеся благословением и
напутствием Ватикана.
В своей книге "Одиннадцать заветов" они собрали около 60 ошибочных
высказываний, общих мест, ложных сведений или неправильных интерпретаций,
встречающихся в тексте перевода Библии и передаваемых христианами из поколения
в поколение. При написании книги авторы в качестве источника пользовались
открытиями, сделанными в последнее время и принятыми Церковью, о которых пока
еще не знает основная часть верующих.
По мнению Энрике Мирета, президента Ассоциации теологов имени папы Иоанна
XXIII, "всегда существовало две ветви веры: одна из них принадлежала
образованной элите, следившей за новыми открытиями, касающимися библейского
учения, а другая - простым людям, которых на протяжении долгих лет держали в неведении,
возможно, для того, чтобы не вызывать у них негодования". Но сегодня
библейский ревизионизм проник уже и в саму Церковь.
Каноническая редакция газеты «Наш Мир» решила разобраться в
рассматриваемых теологических вопросах, и предложить коранический взгляд на
библейские сюжеты. Редакционные комментарии выделены жирным шрифтом, и следуют
за описанием каждой темы.
Яблоко Евы. Фрукт, сорванный Евой, из-за которого все человечество
было изгнано из Рая, - это не яблоко. И причина этого проста: там, где, по предположению,
находились сады Эдема, яблоки не росли. Подобное недоразумение произошло из-за
ошибки оставшегося неизвестным издателя Библии, который перевел
"malus-malum" ("зло" или "фрукт") как яблоко. И
лишь с этого момента "яблоко Евы" стало яблоком. По мнению иудеев,
она сорвала инжир, орех или плод рожкового дерева; православные христиане
полагают, что это был апельсин. Протестанты во всем винят мед.
В кораническом повествовании истории с Адамом и его женой
сказано:
1) о дереве без уточнения;
2) что виноваты, в том, что они оба вкусили плод запретного дерева;
3) сатана искушал непосредственно Адама;
Мы сказали: «О Адам! Поселись в
саду вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете, но не
приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из мракобесов». Ослушник
(сатана) же побудил их споткнуться о него и вывел их оттуда, где они
находились… (Коран 2:35-36)
О Адам! Поселись в саду вместе со
своей супругой. Ешьте, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не
то окажетесь мракобесами». Ослушник (сатана) стал наущать их, чтобы обнажить их
срамные места, которые были сокрыты от них. Он сказал им: «Ваш Господь запретил
вам это дерево только для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертными».
Он поклялся им: «Воистину, я для вас – искренний доброжелатель». Он низвел их
обманом, и когда они вкусили от этого дерева, то обнажились их срамные места, и
они стали прилеплять на себя райские листья. Тогда Господь их воззвал к ним:
«Разве Я не запретил вам это дерево и не сказал вам, что ослушник (сатана) для
вас – явный враг?» (7:19-22)
…Но ослушник (сатана) стал
нашептывать ему и сказал: «О Адам! Показать ли тебе дерево вечности и
непреходящей власти?» Они оба поели с него, и тогда стали видны их срамные
места. Они стали прикрывать их райскими листьями. Адам ослушался своего Господа
и впал в заблуждение. (20:115-121)
От ковчега к подводной лодке Ноя. Ковчег, который Ной построил по
велению Божьему, чтобы спасти всю свою семью и каждой твари по паре из тех, что
заселяли землю, был вовсе не кораблем, а, скорее, неким подобием подводной
лодки. Потому как всемирный потоп - это не потоп, а своеобразный "водяной
бутерброд": небесный океан обрушился на Землю, дабы обратить ее в
первородное море. Ной же оказался между земным и небесным водяными потоками и
должен был выполнить возложенную на него Богом миссию. Кроме того, ливень
продолжался не сорок дней, а целый год и десять дней. Более того, Ной взял с
собой не каждой твари по паре, а семь пар "чистых" животных и всего
лишь одну пару "нечистых".
Кораническая история о Ное повествует:
1)о корабле из досок
и гвоздей;
2)что он взял из
всего парного по два экземпляра;
3) с ним были,
помимо его семьи, верующие;
Они (несправедливые) сочли его
лжецом, и Мы спасли его и тех, кто был с ним, в ковчеге. Мы сделали их
преемниками и потопили тех, кто отвергал Наши знамения. Посмотри же, каким был
конец увещеваемых! (Коран 10:73)
…Мы сказали: «Погрузи на него от
каждого вида по паре и свою семью, за исключением тех, о которых уже было
сказано Слово, а также тех, кто уверовал». Но уверовали вместе с ним лишь
немногие. Он сказал: «Садитесь на него! С именем Бога он будет плыть и
останавливаться. Воистину, Господь мой – Прощающий, Милосердный». (Коран
11:40-41)
Мы внушили ему откровение:
«Сооруди ковчег у Нас на Глазах согласно Нашему откровению. А когда явится Наше
веление, и вода забьет фонтаном из печи, то погрузи на него по паре всего
живого, а также свою семью, кроме тех, о чьей гибели уже было ниспослано Мое
веление. И не проси Меня за тех, которые поступали несправедливо. Они будут
потоплены. А когда ты и те, кто с тобой, сядете в ковчег, скажи: “Слава Богу,
Который спас нас от несправедливых людей!” Скажи также: “Господи! Приведи меня
к благословенному месту, ведь Ты – Наилучший из расселяющих”» (Коран 23: 27-29)
Мы открыли врата неба, откуда
стала изливаться вода, и разверзли землю, из которой забились ключи. Воды небес
и земли слились для дела, которое было предопределено. Мы понесли его в ковчеге
из досок и гвоздей. Он поплыл у Нас на Глазах в воздаяние тому, в кого не
уверовали. (54:11-14)
От Красного моря к Горьким озерам. Евреи, преследуемые войском
фараона, не перешли Красное море по дну, когда Моисей проложил им дорогу своим
посохом, как это показано в знаменитых сценах фильма режиссера Сесила В. де Милля
(речь идет о черно-белой картине "Десять заповедей", снятой в 1956
году). Все оказалось гораздо прозаичнее, и на другой берег евреи перешли в
месте, носящем название Горькие озера, или Тростниковое море, которое и само по
себе неглубокое, и переходили они его во время отлива. А остановил египетских
солдат именно начавшийся прилив. В XIII столетии Джон Виклиф правильно перевел
на английский язык название Тростникового моря как "Reed Sea". Спустя
три века Лютер спутал это название с "Red Sea", что на английском
означает Красное море, его ошибка живет и по сей день.
Кораническая история о переходе израильтян через море;
1)название моря не
конкретизируется;
2)море расходилось от удара Моисея посохом;
«Мы переправили детей Израиля
через море, и они прибыли к народу, который был предан своим идолам. Они
сказали: «О Моисей! Сделай нам божество, такое же, как у них». Он сказал:
«Воистину, вы – невежественные люди». (7:138)
«Мы переправили детей Израиля
через море, а Фараон и его войско последовали за ними, бесчинствуя и поступая
враждебно. Когда же Фараон стал тонуть, он сказал: «Я уверовал в то, что нет
Бога, кроме Того, в Кого уверовали дети Израиля. Я стал одним из покорившихся».
(10:90)
«Тогда Мы внушили Мусе (Моисею):
«Ударь своим посохом по морю». Оно разверзлось, и каждая часть его стала
подобна огромной горе"». (26:63)
От десяти заповедей - к двенадцати. Традиционно считается, что
божественных заповедей, записанных на скрижалях и переданных Яхве на горе Синай
Моисею, было десять, но это не так. Заповедей было 12, и получил их не Моисей.
Современные исследователи Библии утверждают, что заповеди рождались постепенно,
одна за другой, и начали окончательно выкристаллизовываться как единое целое
лишь к VII веку до Р.Х, в то время как исход евреев из Египта и годы жизни
Моисея датируются приблизительно 1200 годом до Р.Х. Более того, семь последних
заповедей уже были известны и изучались еще в Египте. Иудеи по-прежнему
запоминают двенадцать заповедей, в то время как католическая церковь учит лишь
десяти заповедям, собранным святым Августином Блаженным и утвержденным в XVI
веке церковью. Десять заповедей – как десять пальцев на руках.
Коран о скрижалях Моисея - количество Заповедей не указано: «Он (Господь) сказал: «О Моисей! Я возвысил
тебя над людьми благодаря Моему посланию и Моей беседе. Посему возьми то, что Я
даровал тебе, и будь одним из благодарных». Мы написали для него на скрижалях
назидание обо всякой вещи и разъяснение всего сущего: «Держи их крепко и вели
твоему народу следовать наилучшему из этого. Я покажу вам Обитель нечестивцев».
(Коран 7:144-145)
От манны к смоле. Манна, ниспосланная Богом посреди пустыни своему
народу для утоления голода, была вовсе не какой-то чудесной едой, а неким
смолистым веществом. И по сей день его можно найти на некоторых кустарниках,
растущих в зоне Синая, стоит лишь запастись чуточкой терпения. Как говорится,
когда хочется есть – хлеб черствым не бывает.
В Коране манна – дар, милость Бога: «Мы осенили вас облаками и ниспослали вам манну и перепелов: «Вкушайте
блага, которыми Мы наделили вас». Они не были несправедливы по отношению к Нам
– они поступали несправедливо по отношению к себе». (Коран 2:57)
«Мы разделили их на двенадцать
колен – народов. Когда же его народ попросил его напоить их, Мы внушили Моисею:
«Ударь своим посохом по камню». Из него забило двенадцать ключей, и все люди
узнали, где им надлежит пить. Мы осенили их облаками и ниспослали им манну и
перепелов: «Вкушайте блага, которыми Мы наделили вас». Они не были несправедливы
по отношению к Нам – они поступали несправедливо по отношению к себе». (Коран
7:160)
«О дети Израиля! Мы спасли вас от
вашего врага и дали вам обещание на правом склоне горы. Мы также ниспослали вам
манну и перепелов». (Коран 20:80)
Ни Иерихонской трубы, ни кита, в чреве которого жил Иона. Стены
древнего города Иерихон вовсе не обрушились от звука труб иудейских. Во время
Исхода ни самого города, ни его стен уже не существовало. И пророка Иону, по
велению Господа отправившегося в Ниневию, чтобы известить жителей этого города
о каре, которую Бог готов на них обрушить за неверие, кит не глотал. В тексте
Библии был всего лишь использован литературный оборот: здесь говорится о том,
что простой человек, погрузившийся в раздумье и обратившийся к Богу, может стать
пророком, способным преодолеть любые препятствия.
В Коране Иерихонская труба не упоминается, а о пророке Ионе сказано: «Иона также
был одним из посланников. Он сбежал на переполненный корабль. Он бросил жребий
вместе с другими и оказался проигравшим. Его проглотила рыба (кит), ведь он был
достоин порицания. Если бы он не был одним из прославляющих Бога, то непременно
остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены». (Коран
37:139-144)
Святой Иосиф: от плотника к каменщику. Миллионы католиков уверены,
что Святой Иосиф - мнимый отец Иисуса Христа – был плотником, женившимся на
Марии, будучи уже сильно в летах. Ничего подобного. Иосиф был кем-то вроде
техника-строителя и женился он на Марии, когда ему было от 18 до 25 лет от
роду.
В Коране
история об Иосифе отсутствует.
Ни волхвов, ни Вифлеемской звезды, ни яслей. Волхвы, пришедшие
поклониться новорожденному Иисусу, волхвами не были, и было их вовсе не трое.
На самом деле до сих пор не найдено достоверных доказательств их существования,
хотя они по-прежнему раздают сладости детям и приносят им подарки (католическая
церковь отмечает 5 января день приношения волхвами даров новорожденному
младенцу, и именно тогда, а не на Новый год или Рождество всем детям дарят
подарки, а процессия волхвов разбрасывает конфеты пришедшим встречать ее малышам.
- Прим. пер.). Кроме того, не было и звезды, которая привела бы волхвов к
воротам Вифлеема, и в городе они, конечно же ничего не нашли: не было там ни
хлева, а в нем - ни быка, ни осла, которые могли бы уступить свои ясли, чтобы
новорожденный мог согреться. История с волхвами встречается лишь в
апокрифических Евангелиях и является не более чем священной сказкой.
В Коране
отсутствуют упоминания о волхвах и Вифлеемской звезде.
Иисус родился не 25 декабря, и не ночью, и не в первом году новой эры
по тому календарю, по которому все мы живем, а в 5 или 7 году до нашей эры.
Подобная ошибка произошла по вине монаха VI века Дионисия Малого, неправильно
рассчитавшего календарь.
Коран о
рождении Иисуса: «Она (Мария) забеременела и отправилась с ним в отдаленное место.
Родовые схватки привели ее к стволу пальмы, и она сказала: «Лучше бы я умерла
до этого и была навсегда забытой!». Тогда он (Иисус) воззвал к ней из утробы:
«Не печалься! Господь твой создал под тобой ручей. Потряси ствол пальмы, и с
нее упадут свежие финики. Ешь, пей и радуйся! Если же увидишь кого-либо из
людей, то скажи: «Я дала Милостивому обет хранить молчания, и не стану сегодня
разговаривать с людьми»». (Затем)она
пришла к своим родным, неся (младенца Иисуса).(Коран 19: 22-27)
И умер Иисус не в возрасте 33 лет. В католической пословице
говорится: "Тридцать три возраст Христа минус один год". Но это
неправда. Существуют подтверждения тому, что Иисус Назарянин был распят 7
апреля 30 года нашей эры и на тот момент ему было 36 или 37 лет. А кроме того,
в противовес всему, что говорится о его пути с крестом на Голгофу, трижды он не
падал, Вероника не обтирала пот с его лица своим платком, и вполне возможно,
что Иисус в момент распятия был наг. И внешне он больше всего напоминал самого
обычного еврея и не был похож на те изображения, что сохранились в классической
иконографии.
Осмерти Иисуса
сказано в Коране следующее: «(Люди Писания) сказали: «Воистину, мы убили
Мессию-Иисуса, сына Марии, посланника Бога». Однако они не убили его и не
распяли, а это лишь привидилось им. Те, которые препираются по этому поводу,
пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, и лишь следуют предположениям.
Они действительно не убивали его. О нет! Это Бог вознес его к Себе, ведь Бог –
Могущественный, Мудрый».(Коран
4:157-158)
И Петр не отрекался трижды, и Павел не падал с лошади. И в
Евангелиях, и в христианской традиции сохранились некоторые истории из жизни
апостолов, но они не правдивы. Сцена, когда Павел, преследовавший христиан из
Дамаска, упал с лошади, существует лишь на картинах Караваджо. Это всего лишь
живописное изображение обращения к истинному Богу апостола язычников. Не было и
знаменитого троекратного отречения Петра от своего учителя, после которого
прокричал петух. Ни Петр не отрекался, ни петух не кукарекал. Эта история лишь
аллегория отхода апостолов, уверенных в том, что Царство Божье должны силой
установить ангелы, и неспособных принять распятие от своего учителя.