Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Если на улицах Лондона вам встретится автобус с рекламным плакатом,
сообщающим, что Бога, возможно, нет, не спешите удивляться и тем более
оскорбляться в своих религиозных чувствах. Не исключено, что следом за
ним мчится другой автобус – с плакатом, утверждающим существование
Бога. За последние полтора месяца "автобусная война" между атеистами и
христианами стала настоящим событием в общественной жизни
Великобритании.
Все началось в июне прошлого года. Комедиограф Ариана Шерин увидела
на двух лондонских автобусах рекламу сайта, сулящего всякому
нехристианину адские муки. Молодая леди возмутилась и задумала
контркампанию под лозунгом "Возможно, Бога нет. Перестаньте переживать
и наслаждайтесь жизнью". Слово "возможно" было позаимствовано из
рекламы пива Carlsberg ("Carlsberg – возможно, лучшее пиво в мире").
Это уловка, призванная избавить рекламодателя от судебных исков с
требованием доказать истинность содержащегося в рекламе утверждения.
Ариана Шерин призвала британских атеистов скинуться по 5 фунтов,
чтобы "безбожный" слоган мог хотя бы пару недель повисеть на одном из
столичных автобусов. Действительность превзошла все ее ожидания. Деньги
хлынули рекой. В итоге на собранные за полгода 135 тыс. фунтов атеистам
удалось снарядить 800 (!) автобусов по всей стране, а также оборудовать
плакатами ряд станций лондонской подземки. 5,5 тыс. фунтов перечислил в
фонд кампании биолог Ричард Доукинс по прозвищу Ротвейлер Дарвина. Из
людей, известных у нас в стране, атеистов поддержал известный актер и
писатель Стивен Фрай.
То, что задумывалось как протестный жест, превратилось в
широкомасштабную акцию, почти мгновенно вылившуюся за пределы туманного
Альбиона. Автобусы с атеистическими слоганами проехали по улицам
Барселоны, Генуи и Вашингтона. В Канаде вокруг плакатов "Возможно, Бога
нет!" и "Вы можете творить добро без Бога!" развернулась настоящая
борьба. Если в Торонто и Калгари кампания прошла успешно, то в
Галифаксе, Виктории и Ванкувере управления городского транспорта нашли
слоганы слишком вызывающими.
В Британии не проходило и дня без колонки в прессе, посвященной
"атеистическим автобусам". Их тон был преимущественно доброжелательным.
Колумнисты и блогеры на сайте газеты The Guardian иронизировали по
поводу рьяных протестантов, обратившихся с жалобой на "оскорбительный"
слоган в Комитет рекламных стандартов (впрочем, обратившихся
безуспешно). Сочувствие вызвал случай водителя из Саутгемптона, не
пожелавшего садиться за руль "безбожного" автобуса. Впрочем,
сочувствуя, даже колумнисты-христиане признавали за атеистами право на
подобные высказывания и сомневались в том, что каждого шофера можно
снабдить автобусом с рекламой, данной ему "по вере его".
Впрочем, некоторые христиане увидели в акции атеистов брошенную
перчатку – и поспешили принять вызов. В феврале был дан ход сразу трем
контркампаниям. Так называемая Христианская партия во главе с
пятидесятником Джорджем Харгривзом снабдила 50 лондонских автобусов
слоганом: "Бог наверняка существует. Так что вступайте в Христианскую
партию и наслаждайтесь жизнью". Тринитарное библейское общество
разместило на 100 автобусах плакат с цитатой из 52-го псалма: "Сказал
безумец в сердце своем: "Нет Бога!" Наконец, 25 автобусов оборудовала
плакатом русская православная община: "Верьте: Бог есть! Не
беспокойтесь и наслаждайтесь жизнью!"
Завязалась настоящая "война автобусов", которой не видно конца. Этого ли добивались атеисты?
Британские методисты и англикане "атеистические автобусы" не
осудили, заявив, что эта акция – хороший повод для публичной дискуссии
о религии и вере в Бога. В то же время Генуэзская епархия Католической
Церкви слоган местных атеистов: "Плохая новость: Бога нет! Хорошая
новость: проживем и без него!" – назвала "нетолерантным" и "неумным".
Конечно, генуэзцы несколько заострили тезисы своих британских
единомышленников. Но не вызвана ли болезненная реакция католиков тем,
что они вдруг оказались перед кривым зеркалом и в изломах отраженной в
нем фигуры поневоле узнали себя – со своей собственной
нетолерантностью, максимализмом, нежеланием принимать "относительность
истины" даже в качестве условия ни к чему не обязывающей
интеллектуальной игры?
Если хотя бы пара десятков верующих в результате атеистической
кампании задумались о предмете своей веры, это пошло лишь на пользу
западному христианству, которому не столько угрожают секуляризм и
нравственный релятивизм, сколько тенденция к превращению религии в
антиинтеллектуальный студень. Впрочем, едва ли британские атеисты
задавались целью оздоровить христианство.
Христианские Церкви пытаются приспособиться к условиям глобального
"религиозного супермаркета". При этом они не видят в неверующих
конкурентов на этом "рынке". Неверие для них воплощено в двух образах –
образе одинокого интеллектуала-агностика и образе секуляризованной
массы, которая вовсе не задумывается о своей вере и неверии. Акция с
"атеистическими автобусами" обозначила новую реальность. Вдруг
выяснилось, что тысячи людей на Западе не просто безразличны к религии,
но готовы заявить о своей сознательной и активной позиции атеистов или
агностиков.
Примечательно, что в Британии и США первыми в изменившихся правилах
игры разобрались протестанты-харизматы, чья стихия – "религиозный
рынок". Они и нанесли ответный удар по новым конкурентам.
Впрочем, атеисты скорее стали заложниками обстоятельств, нежели
действительно стремились конкурировать с религиозными организациями. По
большому счету атеизм не приспособлен ни к рынку, ни к миссионерству.
Атеизм и агностицизм – в принципе индивидуальная позиция,
обусловленная особенностями личной биографии и личных размышлений.
Говорить о "культуре атеизма" в современном мире, в общем, не
приходится. Попытки выстроить такую культуру уже предпринимались в
современной истории, и ничем хорошим ни для религии, ни для атеизма они
не закончились. Любое объединение атеистов условно и неустойчиво, а их
протест ситуативен.
Кампания, инициатором которой стала Ариана Шерин, изначально была
сугубо фрондерской. Речь шла о флеш-мобе, стихийном выступлении против
агрессивного миссионерства, скорее призванном констатировать
абсурдность публичной религиозной пропаганды, нежели превратить
атеистов в новую пропагандистскую силу. Неожиданный успех загнал
атеистов в угол – и вот уже "безбожные автобусы" превращаются в
долгоиграющий проект, а сама Ариана Шерин выступает на Би-би-си с неким
аналогом атеистической проповеди.
Захотят ли атеисты играть по непривычным правилам или поспешат
свернуть лавочку? Кто знает, быть может, у нас на глазах формируется
некий "новый атеизм", которого прежде еще не было...