Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
В ходе недавнего визита в Москву один из иерархов Православной
церкви Антиохийского патриархата (Ближний Восток) митрополит Илия
обвинил Израиль в преследовании христиан. По его мнению, израильская
оккупация сегодня несет гораздо больше угроз, чем вылазки радикальных
исламистов. О жизни христиан в этих краях рассказывает
представитель Патриарха Московского и всея Руси в Дамаске архимандрит
АЛЕКСАНДР (Елисов).
– Отец Александр, в ходе
палестино-израильской конфронтации православные церкви Ближнего Востока
и конкретно сирийский Антиохийский патриархат нередко обвинялись в
антиизраильских настроениях. Насколько справедливы такие обвинения?
–
Наша совесть не может быть спокойной, когда постоянно, как в Сирии, так
и в Ливане, в лагерях беженцев можно видеть уже поколения палестинцев,
выросших в рабских, нечеловеческих условиях. Я говорю о палестинцах,
изгнанных с оккупированных Израилем территорий.
– Значит, православные сирийцы вслед за официальным Дамаском готовы поддержать даже ХАМАС, лишь бы насолить Израилю?
–
Христианская совесть не может быть спокойной, когда проливается
человеческая кровь, как палестинцев, так и израильтян. Для сирийского
патриарха Игнатия самым важным является установить мир и сохранить
христианский фактор в ближневосточном конфликте, о котором политики
часто забывают, когда обсуждают израильско-палестинское противостояние.
–
На Ближнем Востоке большинство иерархов православных церквей – греки.
Поэтому простые миряне нередко обвиняют архиереев, что те не допускают
арабов на руководящие посты. Но не приведет ли арабизация местных
церквей к их радикализации, к господству пропалестинских настроений?
–
Христианство было проповедано в Сирии апостолами Петром и Павлом не на
греческом и не на арабском, а на арамейском языке – языке Христа. Но на
нем сегодня говорят лишь жители крохотной горной деревушки Маалюля под
Дамаском. Хотя на протяжении многих столетий Сирия была частью
греческой Византийской империи, совершенно несправедливо называть
современный Антиохийский патриархат в этой стране греческим. Еще в 1899
году главой Антиохийской церкви был избран первый патриарх из арабов –
Мелетий (Думани), и вот уже более 100 лет она в богослужении не
употребляет иного языка, кроме арабского. Нынешнего же патриарха
Игнатия сирийцы воспринимают как христианского патриарха именно
арабского мира.
– Что важнее для арабов-христиан – их
православная вера, которая говорит, что убийство – тяжкий грех, или
арабская кровь, взывающая к войне с "сионистскими оккупантами"?
–
Одинаково можно судить и палестинцев, и иудеев, которые разрушают
библейские святыни на своих территориях, являющиеся общими для трех
религий. Несправедливо рассматривать здесь только национальный или
мусульмано-иудейский фактор. Иерусалим, например, полагает Антиохийский
патриарх, является и христианским городом.
– Что бы вы особо выделили в вашем служении в таком взрывоопасном регионе, как Ближний Восток?
–
Это работа с местной церковной иерархией, духовенством и верующими,
чтобы заинтересовать их жизнью Русской православной церкви и
поддерживать уважение и доброе к ней отношение, а также пастырские
поездки по региону. Это и просветительская деятельность среди наших
соотечественников. Словом, ничего героического.