Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир» Пресса, ориентированная на приверженцев той или иной религии,
навязывает нормы поведения ничуть не больше, чем светские журналы.
Разница лишь в том, что идеология Cosmopolitan или GQ всем знакома и
привычна, а «Мусульманка» и подобные ей издания воспринимаются большей
часть общества как более или менее чужеродные явления. Несмотря
на это, число изданий, выпускаемых религиозными общинами, за последнее
время существенно возросло. В частности, мусульманские издания занимают
сегодня довольно большую нишу, где представлены разноплановые печатные
и онлайновые СМИ. И хотя пока нельзя сказать, что они заметно влияют на
идеологию всего общества, аудитория таких узконишевых изданий растет по
мере увеличения числа наименований. И кто знает, может быть, наступит
то время, когда добропорядочные граждане откажутся от светского глянца
в пользу иллюстрированных журналов с религиозным уклоном. Тем более что
темы там и там весьма схожие. Cosmo по-мусульмански
15 февраля в свет вышел первый номер женского журнала «Мусульманка».
Это уже вторая попытка выпускать глянцевое издание для женщин, живущих
по законам ислама. Первая попытка — журнал «Голубушка», выпущенный
одноименным культурно-просветительским центром и ориентированный в
основном на молодых девушек, «ведущих активный, деятельный,
добропорядочный образ жизни», — потерпела фиаско. Финансовых и
организационных средств для публикации ежемесячника оказалось
недостаточно, и он был закрыт после выпуска первого номера.
Первый номер «Мусульманки» уже продается в магазине при Соборной мечети
в Москве и стоит около 100 рублей. В перспективе он должен
распространяться в Татарстане, Башкортостане, Дагестане, а также в
Белоруссии, Азербайджане и на Украине. На 54 страницах
исламского глянца, который можно было бы назвать «мусульманским
Cosmopolitan» (если бы это сравнение не могло оскорбить чувства
верующих), можно найти и такие очевидные для издания подобного рода
рубрики, как «Женщина в исламе», «Семья в исламе», «Воспитание детей».
Вторая часть освещаемых в «Мусульманке» тем — с поправкой на специфику
их освещения — куда более приближена к тому, о чем обычно пишут
светские журналы для модных девушек: «Здоровье, спорт, красота», причем
в разделе рассказывают о байдарках, «Путешествия + рецепт» и даже «Мода
и стиль», правда речь тут идет о хиджабе. В принципе ни набор рубрик,
ни тем так уж кардинально не отличается от традиционных девочковых
рубрик, разве что тут во главу угла ставится ислам, а не шопинг и
тусовки. Еще одна часть рубрик находится так и вовсе в русле
последних модных течений: правоверных мусульманок учат варить мыло и
шить. На пике кризиса такие темы пользуются большой популярностью у
самой широкой аудитории, и «Часкор» об этом уже писал. Выход в
свет «Мусульманки» пока привлек внимание небольшого числа читательниц,
но это скорее объясняется тем, что журнал еще неизвестен широкой
аудитории. Между тем его продвижение началось даже в ЖЖ, где было
создано сообщество musulmankam. Мусульмане в ЖЖ
Помимо «Мусульманки», в «Живом журнале» представлены и другие
мусульманские сообщества. Их минимум четыре: muslims_today,
islamicworld, ru_muslim и islamic_economy. В muslims_today,
которое читают 58 человек, обсуждают самые разные вопросы, связанные с
верой и положением мусульман в российском обществе. Встречаются как
забавные сообщения («Мегафон — Северный Кавказ» ввел услугу «Азан»:
время намаза сообщается каждый день по СМС), так и агрессивные: фильм
«Мусульманин» с Евгением Мироновым в главной роли обвиняется в
пропаганде ислама как синонима терроризма. Автор сообщения жестко
предлагает считать всех евреев «презренным народом» и провозглашает:
«Уверена, что не было холокоста и быть не могло! Ведь и правда, очень
выгодная позиция — если что-то не так, то все антисемиты! Астагфирулла!
Да будут прокляты эти люди до самого Судного дня! Пусть пожрет их
огонь! Дай Аллах, чтобы каждый убитый брат и каждая убитая сестра стала
шахидом, по милости Аллаха!» Islamicworld позиционирует себя
как сообщество об истории, культуре и искусстве ислама. В этом
сообществе в несколько раз больше читателей — 286. Посты носят более
культурологический характер, кроме того, здесь можно почитать обзоры
мусульманских блогов. Правда, в сентябре прошлого года сообщество
перестало обновляться. Ru_muslim (читают три человека), хоть
формально и является сообществом, по сути является авторским блогом
пользователя junayd_dag, который регулярно публикует длинные посты на
сложные философские, культурологические и социальные темы. Просто
интересно почитать. А вот в сообществе islamic_economy,
которое, как следует из названия, посвящено экономике в исламских
странах, 51 читатель. В сумме собранные посты представляют собой
нестандартную и весьма любопытную ленту новостей. Ислам Ньюс Впрочем,
если журнал для мусульманских женщин или ЖЖ-сообщества можно назвать
диковинкой в системе российских медиа, то новости с мусульманским
уклоном уже стали обычным делом. Самый крупный новостной проект с
посещаемостью несколько тысяч человек в день — Islam.ru. Это
разветвленный портал, но по нему вряд ли можно составить представление
о том, что происходит в мире, — из-за специфического ракурса, с
которого освещаются все темы. «М. Аббас пообещал С. Лаврову
возобновить диалог с ХАМАС», «Кыргызстан и соседние с ним страны должны
стать православными, считает священник-исламофоб», «Руми — самый
продаваемый поэт в сегодняшней Америке» — вот заголовки ведущих
материалов сайта. Кроме того, на Islam.ru представлена отдельная
рубрика — «Хроника исламофобии», где рассказывается об антиисламском
терроре. Второй крупный проект — IslamNews.Ru. Если Islam.ru
по формату больше напоминает журнал, то IslamNews.Ru — скорее новостную
ленту. Тон повествования выбран более нейтральный, но в целом круг тем
тот же. Третье издание — газета «Ислам минбере» («Трибуна
ислама»). Это общероссийская газета Духовного управления мусульман
европейской части России (Московского муфтията). Выходит с 1994 года
ежемесячно тиражом 10 тыс. экземпляров. Сайт газеты представляет собой
ссылки на статьи, опубликованные на других исламских ресурсах. В целом
производит впечатление более архаичного и религиозного издания.
|