Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Вопреки расхожему мнению, высокие показатели IQ совсем не являются гарантией карьерного успеха...
Способности человека в наш век стоят дорого. Ну
скажите, кто бы из нас не мечтал быть талантливым, одаренным и
гениальным? Ведь все это может принести нам не только уважение со
стороны окружающих, но и нечто более материальное. Например, прибавку к
зарплате. Ни для кого не секрет, что работодатели предпочитают нанимать
тех, у кого "ушки на макушке". Соображайте побыстрей, берите инициативу
в свои руки, доверяйте интуиции - и вы покорите любого босса. Кстати
говоря, вопреки расхожему мнению, высокие показатели IQ, то бишь
неплохие умственные способности отнюдь не являются гарантией карьерного
успеха. То есть соображать - необходимо, но не достаточно. Как показали
исследования последних лет, ничуть не меньшую роль играют ваша
уживчивость, неконфликтность, общительность. А это означает, что
традиционная фраза "коммуникабелен, умею работать в команде" - это не
формальный довесок к вашему резюме, а одна из основных характеристик
вас как "рабочей силы".
Несколько десятилетий лет назад психологи штата
Масачусетс провели несложное наблюдение. В качестве "подопытных
кроликов" выступили 450 американских мальчишек. Две трети из них
отличались высоким IQ и выросли во вполне благополучных семьях.
Оставшаяся треть ребят еще в детстве столкнулась с семейными проблемами
и не отличалась задатками гениев, то есть показатели IQ в этом случае
были более, чем средними. Как показала встреча 15 лет спустя, их
жизненный успех далеко не напрямую зависел от показателей IQ. Гораздо
более важными оказались умение сопротивляться стрессу и привычка
оставаться оптимистом, невзирая на неудачи.
В 1995 году американец Даниель Гоулмен ввел термин "эмоциональный
интеллект". Смысл, вложенный им в это понятие, был таким:
"Эмоциональный интеллект есть способность человека истолковывать
собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать
полученную информацию для реализации собственных целей". Вы возразите:
"Прислушиваться к собственным ощущениям, конечно, полезно. "Познай
себя"... Но при чем тут интеллект? Ведь этот термин обычно связывают с
рациональными способностями человека, с его умением мыслить логически,
со склонностью к математике..." Но обратимся к одной из классических
интерпретаций термина "интеллект". Как гласит определение Давида
Вечслера, "интеллект есть умение действовать целенаправленно,
рационально и эффективно с целью достижения успеха в данных условиях".
Стоит ли говорить, что такая трактовка подразумевает не только
мыслительный процесс в строгом смысле этого слова, но и множество
внеинтеллектуальных факторов.
Собственно, идея не нова. Еще в далекие 30-е годы
Роберт Торндайк писал о "социальном интеллекте", говоря о людях,
склонных к адаптивности. В 40-е исследователи из штата Огайо обратились
к теме лидерства. Их основной задачей было выяснить, какими именно
чертами характера природа наделяет наиболее талантливых руководителей.
Как оказалось, чем выше ранг социального работника, тем больше
требований его должность проявляет к эмоциональному интеллекту.
Впрочем, не стоит ударяться из крайности в
крайность. Конечно, сколь угодно высокие показатели эмоциональной
гибкости никогда не заменят ни профессиональной компетентности, ни
умения взвешивать все "за" и "против" и делать выводы "головой". Однако
при прочих равных лучше быть дружелюбным да с чувством юмора, чем иметь
лишние 10-15 баллов IQ. Вообще говоря, когда говорят об эмоциональном
интеллекте, то обычно подразумевают два аспекта. Речь идет о том, чтобы
контролировать свои эмоции и о создании благоприятной эмоциональной
атмосферы.
Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни
добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и
не поддаться гневу, раздражению или унынию. Интересно, что, если
человек наделен подобными качествами, то они распространяются на все
жизненные ситуации, а не только на область, связанную с учебой, работой
и т.д. Наилучшей иллюстрацией к этому может послужить, наверное,
знаменитый "зефирный тест", проведенный учеными из Стенфордского
университета. С точки зрения любого здорового ребенка тест этот носил
ярко выраженный характер издевательства. Ибо заключался он в том, чтобы
как можно дольше сидеть перед столом со сладостями, ни к чему не
притрагиваясь. Вскоре были выявлены рекордсмены самообладания, и, как
ни смешно, именно они оказались наиболее успешными предпренимателями
спустя десяток лет.
Контроль за эмоциями, как правило, заключается в
том, чтобы не давать выплеснуться негативным впечатлениям. Речь идет о
непрерывном психотреннинге, позволяющем поддерживать себя в хорошем
настроении. Так, Мартин Селигман разработал целую концепцию "ученого
оптимизма". Ее суть - в том, чтобы выместить абстрактное недовольство в
случае неудачи конструктивной самокритикой. То есть, когда вас в
очередной раз обломают, не восклицайте раздраженно: "Все плохо, эта
жизнь - отстой!", а возьмите бумажку и проанализируйте собственные
недочеты. Что было сделано, как надо, а что - не так? В результате у
вас поубавится уныния, да, к тому же, в следующий раз вы будете
осмотрительнее - ведь в вашем распоряжении будет новая информация.
Иногда - перед важным испытанием - стоит изначально
настроиться на великолепный исход дела. Мысленно нарисуйте себе на лбу
ярко-красную пятерку, когда идете на экзамен!
Кстати, этот момент стоит учитывать руководителям
всех рангов: при благоприятных ожиданиях со стороны начальства
производительность труда вырастает раза в полтора. Подтверждением тому
- еще один эксперимент. На одном из треннингов по подготовке кадровых
специалистов в число обучающихся включили профессионального актера. При
работе с добровольцами, выступавшими в роли сотрудников, он
целенаправленно изменял эмоциональный фон общения с "персоналом". В
одном случае, он "заражал" их энтузиазмом, в другом - пугал угрюмостью,
в третьем - демонстрировал верх раздражительности, в четвертом -
вызывал поклонение, являя миру харизму... Ожидания себя оправдали:
степень "слаженности" коллектива и скорость работы напрямую зависели от
поддержки со стороны руководителя.
Напоследок стоит упомянуть о еще одной ипостаси
эмоционального интеллекта. Эмпатия - способность "вживания" в другого.
Если вы способны "впрыгнуть" в шкуру собеседника и лучше, чем он сам
мог бы это выразить, понять, чего же он от вас ждет - успех обеспечен.
Как показывает практика, из подобных людей выходят первоклассные
менеджеры.
|