Газета «Наш
Мир» Практически все дети
время от времени обманывают родителей. Но если детская ложь, как
правило, безобидна, то обратная ситуация – когда родители лгут ребенку
– может иметь гораздо более серьезные последствия для ребенка. И ведь
это не такой уж редкий случай. Более того, ребенок слышит ложь,
исходящую от взрослых, постоянно: «Ты можешь стать, кем хочешь»,
«Внешность не имеет значения. Важно то, что у человека внутри», «Победа
не важна. Главное – участие». А
еще мы очень любим рассказывать своим детям: «Когда я был в твоем
возрасте, я ходил в школу за 5 километров… по снегу… без ботинок… туда
и обратно». Неужели? Истина такова – лгут все. Поспорьте
с данным, и вы, вероятнее всего, солжете. Небольшая ложь называется
безобидной фантазией. Большая — выдумкой. Необходимая – «святой ложью»
( «Нет, дорогая, ты совсем не толстая!»). Но ложь остается ложью,
как бы ее ни называли. Мы живем в мире лжи так же, как рыба
проживает в воде. Мы нация Пиноккио. По статистике (которая тоже,
все знают, что, лжет) , 90% людей каждый день рассказывают неправду.
Приблизительно, мы врем дважды в день. Т. е. очень много из нас лжет
чаще, чем чистит зубы. Почему же мы лжем? Мы лжем,
чтобы защитить себя. Мы лжем, чтобы приукрасить действительность.
Мы лжем, чтобы продвинуться по социальной лестнице. Мы лжем, чтобы
возвыситься в собственных глазах и глазах окружающих. И мы лжем, чтобы
оправдать себя — в собственных глазах и глазах окружающих. Мы учимся
врать, как-то лько учимся говорить: «Это сделал не я!» Но самая
вредная ложь — это та, которую мы говорим своим детям. Почему? Потому
что она подрывает их доверие к нам и искажает их восприятие реальности.
И пусть наши намерения, обычно, благородны, это не меняет ситуации. То,
во что ребенок верит, определяет его поведение. Если ребенок верит
в ложные инсталляции, то рано или поздно ему следует спуститься с небес
на землю –, а это всегда очень больно. Жизнь во лжи Чаще
всего мы врем детям по трем причинам. Во-первых, чтобы помочь
им смириться с обстоятельствами ( «Ничего, что платье оказалось мало,
оно все равно тебе не шло»). Во-вторых, чтобы помочь им справиться
с беспокойством и обрести уверенность в себе ( «Ничего, что у тебя
угри, главное — душа»). И, наконец, чтобы вдохновить их преодолевать
трудности и препятствия ( «Конечно, ты станешь космонавтом!»). Проблема
в том, что все это почти на 99% — неправда, и истины в данных
заявлениях – жалкая капля. Ложь № 1. Ты можешь стать, кем хочешь В это очень
хочется верить, но так ли это на самом деле? Разве вы сможете научить
«рожденного ползать» летать? Естественно, нет. Ваши мечты могут помочь
вам выбрать профессию, обучение может развить ваш ум, желание может
дать вам энергию. Но часто все решает талант, а еще чаще – счастливый
случай. Чаще всего все находится в зависимости от наших
способностей, которые нам дает Бог. Разве мог бы Бетховен
вырезать статую, как Микеланджело? Мог бы Пикассо сыграть, как Моцарт?
Вместо того чтобы поощрять ребенка тратить время и силы на недостижимую
мечту, лучше помочь ему выявить его неповторимые способности и развить
их. И пусть ребенок не будет «президентом», зато сможет стать самым
лучшим в городе краснодеревщиком. А кто сказал, что это менее ценно?!
Ребенок не может стать кем хочет, почти ни у кого из нас не сбылись
детские мечты, но он может достичь новых высот, используя свои
собственные способности, и сделать это так, как никто другой до него. Ложь № 2. «Главное — не победа, а участие» Тогда
почему так старательно подсчитываются очки в спорте, оценки в школе
и выручка от продаж на работе? Победителей носят на руках, неудачников
в лучшем случае жалеют, а в худшем – презирают. Вы не станете меньше
любить ребенка, если он проиграет. Но проблема в том, что он может
меньше любить себя за проигрыш. Вместо того чтобы врать
ребенку, что победа не имеет значения, лучше научить его находить
пользу в проигрыше. Ведь отрицательный результат дает новый опыт.
Выигрыш складывается не только из сильного характера, но и из умения.
Проигрыш должен стимулировать на покорение не взятых высот – на закалку
характера и повышение мастерства. Ну, а победа должна вдохновлять
на новые подвиги. Ложь № 3. «Внешность не имеет значения» Да мы легко
ослеплены красотой. Со страниц журналов и экранов телевизора
на нас смотрят одни красотки и красавцы. При поступлении на работу
требуется прежде всего «презентабельная внешность». Привлекательные
люди считаются более успешными, более компетентными, более
дружелюбными. Согласно исследованиям, учителя в школе ожидают более
высоких оценок от чудесных учеников. Разумеется, и характер,
и душа важны, глупо спорить. Но говорить ребенку, что внешность
не имеет никакого значения — глупо и опасно. Встречают по одежке,
и первое впечатление от человека незабываемо. Мы должны научить ребенка
производить хорошее впечатление. Мы не имеем права отмахиваться
от его проблем – неважно, существуют ли они в реальности или только
в его воображении. Ощущение собственной привлекательности – это чисто
субъективное ощущение, не имеющее ничего общего с внешностью, а идущее
«изнутри». Важно воспитать в ребенке уверенность в себе и повышать
его самооценку, а не отмахиваться: «Да нет, ты совсем не толстая.
Важно, чтобы ты прекрасно училась!» Я тоже когда-то была
родителем-Пиноккио. Шаблоны, не имеющие никакого отношения
к действительности, легко соскальзывали с моего языка. Мне было
в общем-то неважно, сколько истины в них содержится и какие последствия
они будут иметь. Сегодня, с высоты прожитых лет и имея обширный опыт
в воспитании детей, я полна решимости говорить правду и только правду…
и да поможет нам Бог! |