Газета «Наш
Мир»
На минувшей
неделе, а именно 3 февраля, за подписью премьер-министра
страны Карима Масимова вышло в свет Постановление Правительства
Республики Казахстан № 47 «О внесении изменений и дополнений в
Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1997 года
№ 1650». Документ был подготовлен 26 января 2009
года.
Как поясняют в Комитете дорожной полиции МВД
РК, «внесение изменений и
дополнений в Правила дорожного движения и Основные положения по допуску
транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц и
участников дорожного движения обусловлено необходимостью приведения
положений названных документов в соответствие с действующим
законодательством Республики Казахстан».
Дело в том,
что минувшим летом претерпели изменения многие
законодательные акты, касающиеся вопросов обеспечения безопасности
дорожного движения (в том числе и Административный кодекс РК), а вот
пункты ПДД так пока и остались прежними. И это надо было
устранить.
К тому же, возникла необходимость более
конкретно прописать некоторые
положения, зачастую двояко трактуемые даже самими работниками ДП, а
также откорректировать определенные пункты, согласно современных реалий
(а то есть такие, которые явно устарели, кочуя в каждую новую редакцию
Правил чуть ли не с 70-х годов прошлого
столетия).
«Нововведения направлены на укрепление
дорожной безопасности на
современном этапе социально-экономического развития страны, с учетом
изменений в законодательстве Республики Казахстан», - подчеркивают в
КДП.
Итак, что же говорится в новом
Постановлении:
1) в Правилах дорожного движения
Республики Казахстан, утвержденных указанным Постановлением: в
пункте 1.2: абзац второй изложить в следующей
редакции: «автомагистраль — дорога, обозначенная знаком 5.1. и
имеющая для
каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга
разделительной полосой, а при ее отсутствии — дорожным ограждением без
пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или
трамвайными путями, пешеходными или велосипедными
дорожками;»; дополнить абзацами третьим, четвертым и пятым
следующего содержания: «автобус — автотранспортное средство,
предназначенное для перевозки
пассажиров и багажа, имеющее более восьми мест для сидения, исключая
место водителя; автопоезд — механическое транспортное
средство, сцепленное с прицепом (прицепами); багаж — имущество
пассажира, упакованное и перевозимое в багажном
отделении автобуса, микроавтобуса или в багажном автомобиле,
сопровождающем автобус, микроавтобус, в пределах норм, установленных
Правилами перевозки пассажиров и багажа, а также в такси на основании
дополнительного соглашения с перевозчиком;»; абзац восьмой
изложить в следующей редакции: «дорога — автомобильная дорога
общего пользования, хозяйственная
автомобильная дорога, улица города и населенного пункта, подлежащие
государственному учету и представляющие комплекс инженерных сооружений,
предназначенных для движения транспортных средств. Дорога включает в
себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути,
тротуары, обочины и разделительные полосы при их
наличии;»; дополнить абзацем тринадцатым следующего
содержания: «крупногабаритное транспортное средство —
транспортное средство с
грузом или без груза, имеющее превышение габаритных размеров,
установленных нормативными правовыми актами;»; в абзаце
восемнадцатом слово «трехколесные» заменить словами «трех- и
четырехколесные»; дополнить абзацем двадцать третьим
следующего содержания: «опасный груз — груз, который в силу
присущих ему свойств и
особенностей при перевозке, производстве погрузочно-разгрузочных работ
и хранении может послужить причиной взрыва, пожара или повреждения
технических средств, устройств, зданий, строений и сооружений, а также
гибели, травмирования или заболевания людей, животных, нанести вред
окружающей среде;»… дополнить абзацем сорок седьмым следующего
содержания: «тяжеловесное транспортное средство — транспортное
средство с грузом
или без груза, полная масса или распределение нагрузки по осям которого
превышает величины предельно допустимых нагрузок для данной категории
дорог и сооружений на них;»…
Мы видим, что в Правила
дорожного движения введен ряд отсутствовавших
ранее понятий – «автобус», «автопоезд», «багаж», «крупногабаритное
транспортное средство», «опасный груз», «тяжеловесное транспортное
средство», на которые имеются ссылки по тексту Правил для более четкого
понимания требований, изложенных в
Правилах.
Приведены в соответствие с Законом о
безопасности дорожного движения
понятия «автомагистраль», «дорога». Судя по ним, автомагистраль у нас
пока только одна – это строящийся автобан Астана - Боровое. Видимо,
именно с появлением подобной трассы в республике пришлось заново
прописать данный пункт (впрочем, не зря, судя по дальнейшим
изменениям).
Не забыт и специальный четырехколесный
транспорт. «В последнее время
автомобильная и машиностроительная промышленность многих стран
приступила к серийному выпуску четырехколесных транспортных средств.
Сейчас такая техника в большом количестве поступает на рынок Казахстана
и в дальнейшем эксплуатируется по дорогам. Вместе с тем, законодательно
не определено, к какой категории и типу относятся указанные
транспортные средства. Данное изменение позволит предъявлять требования
к лицам, управляющим указанными транспортными средствами, в части
применения при управлении мотошлемов, регистрации их в дорожной
полиции, наличия у водителя водительского удостоверения на право
управления мотоциклом», - комментируют дорожные полицейские. То есть
речь идет о квадроциклах, которые до сей поры находились чуть ли не за
гранью правового поля.
абзац тридцатый после слова
«полосы движения» дополнить словами «с сохранением первоначального
направления движения»…
Дополнено и уточнено понятие
«перестроение». Данным изменением
конкретизировано понятие и действия водителей при осуществлении маневра
«перестроение», которое не должно быть сопряжено с другими маневрами,
такими, как «поворот» или «разворот».
в абзаце
втором пункта 2.1.1 слова «удостоверение, выданное» заменить словами
«временное удостоверение, выданное»; в пункте 2.7.4 слова
«удостоверение, выданное» заменить словами «временное удостоверение,
выданное»…
В соответствии с Кодексом Республики
Казахстан об административных
правонарушениях приведено название документа, выдаваемого в замен
водительского удостоверения (временное удостоверение, выдаваемое в
замен водительского удостоверения). Изменение, в общем-то,
морфологическое, нужное для правильного юридического толкования. Суть
временного талона при этом никоим образом не
меняется.
дополнить пунктом 2.7.7 следующего
содержания: «2.7.7. Пользоваться при управлении транспортным
средством телефоном
либо радиостанцией, за исключением случаев применения наушников или
громкой связи.»…
Кодексом Республики Казахстан об
административных правонарушениях
(статья 461-1) предусмотрена ответственность за пользование водителем
транспортного средства телефоном либо радиостанцией, в то же время
Правилами это требование не устанавливалось. В этой связи введен новый
пункт 2.7.7., согласно которому водителю запрещается пользоваться при
управлении транспортным средством телефоном либо радиостанцией, за
исключением случаев применения наушников или громкой
связи.
в пункте 10.2 после слов «со скоростью не
более 60 км/ч,» дополнить
словами «за исключением специальных режимов движения, установленных
соответствующими дорожными знаками, но не более 90
км/ч,»; пункт 10.3 изложить в следующей
редакции: «10.3. Вне населенных пунктов разрешается
движение: легковым автомобилям и мотоциклам на автомагистралях
— со скоростью, не
превышающей установленной соответствующим дорожным знаком 3.24, но не
более 140 км/час, на остальных дорогах не более 110
км/час; грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой
не более 3,5 т,
междугородним автобусам, микроавтобусам на автомагистралях — не более
110 км/ч, на остальных дорогах не более 90 км/ч; другим
автобусам, в том числе осуществляющим организованные перевозки
групп детей, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым
автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на
автомагистралях не более 90 км/ч, на остальных дорогах не более 70
км/ч.»…
«С улучшением экономического положения в
стране государством
принимаются меры по реконструкции и строительству современных дорог,
качество которых соответствует мировым стандартам и позволяет безопасно
использовать динамические качества современных автомобилей. За
последние годы в стране построено, реконструировано и отремонтировано с
улучшением дорожного покрытия более 23 тысяч км автомобильных дорог,
позволяющих безопасно двигаться с достаточно высокими скоростями.
Построена и введена в эксплуатацию первая в республике автомагистраль
Астана - Боровое. В городах строятся новые и реконструируются
существующие магистральные улицы с усовершенствованием покрытия,
сокращением конфликтных точек, строятся развязки в разных
уровнях.
В этой связи внесены изменения,
предусматривающие возможность на
отдельных участках дорог в населенных пунктах двигаться с более
высокими скоростями, но не более 90 км/ч.
Увеличена
предельная скорость движения для транспортных средств на
автомагистралях и на других загородных дорогах (на автомагистралях до
140, других дорогах до 110 км/ч).
Теперь на
автомагистралях легковым автомобилям и мотоциклам разрешается
движение до 140 км/ч, грузовым автомобилям грузоподъемностью до 3,5 т,
междугородним автобусам, микроавтобусам - не более 110
км/ч.
На остальных дорогах легковым автомобилям и
мотоциклам - до 110 км/ч.
В тоже время на
соответствующих участках автомобильных дорог скорость
будет регулироваться установкой дорожных знаков в зависимости от
условий движения. К примеру, на автодороге Астана - Боровое
предусматривается установка электронных дорожных знаков со сменными
символами в зависимости от состояния проезжей части и погодных
условий.
Повышение скорости позволит сократить время
в пути, учитывая
значительные расстояния, снизить административное давление на водителей
транспортных средств, что очень важно в условиях экономического кризиса
и снижения платежеспособности населения. Только за 2008 год по статье
461 части 1 Кодекса (превышение скорости от 10 до 20 км/ч) привлечено к
административной ответственности более 461 тыс. водителей, на которых
наложено штрафов на сумму более 619 млн.
тенге.
Данные нововведения позволят, на наш взгляд,
значительно снизить
уровень коррупции в дорожной полиции на загородных дорогах. Основной
причиной остановки транспортных средств на загородных дорогах было
незначительное превышение скорости, что зачастую приводило к
конфликтным ситуациям и являлось одной из предпосылок для поборов со
стороны инспекторского состава дорожной полиции», - комментирует
руководство дорожной полиции.
Что ж, такое
нововведение – действительно положительное, если учесть,
что современный транспорт по своим ТТХ намного отличается от техники,
бороздившей междугородние трассы 20-30 лет назад.
в
пункте 12.4: в абзаце седьмом цифры «15» заменить цифрами
«30»…
Что сие означает? А означает, что «в целях
дальнейшего повышения
пропускной способности улиц и уменьшения заторовых ситуаций впредь
запрещается остановка и стоянка транспортных средств ближе 30 метров от
края проезжей пересекаемой части, ранее было 15
м».
Спорное решение. Ведь для нормальной обстановки
и 15 метров было бы
достаточно, если бы все неукоснительно соблюдали эту дистанцию. А тот,
кто привык «бросать» машину на обочине перед самым перекрестком или
прямо у остановки городского транспорта, ему что 15 метров, что 30 –
никакой разницы. Может, просто сотрудникам ДП надо было более серьезно
обращать внимание на подобные нарушения? А то теперь насколько
уменьшится длина разрешенной парковки на улицах города! И это при
остром дефиците парковочных мест!
в абзаце девятом
после слов «или создаст помехи для движения» дополнить словами «других
транспортных средств (заторы) и»; дополнить абзацем следующего
содержания: «на клумбах, детских и спортивных
площадках;»; пункт 12.5 дополнить абзацем следующего
содержания: «на клумбах, детских и спортивных
площадках;»…
В общем, остановка и стоянка
запрещается теперь и в случаях, если это
создает помехи для движения других транспортных средств и создает
заторы.
Кроме того, остановка и стоянка запрещается
на клумбах, детских и
спортивных площадках. Ответственность за данный вид нарушения уже была
предусмотрена частью 2 статьи 463-4 ККРоАП, однако Правилами такие
требования ранее не были установлены.
в пункте
17.2: в абзаце шестом после слов «грузовых автомобилей с
разрешенной максимальной массой более 3,5 т» дополнить словом «,
автобусов»; дополнить абзацами следующего
содержания: «подавать звуковой сигнал, включать громкую
музыку; стоянка на тротуарах, газонах, детских и игровых
площадках.»…
Как разъясняют в КДП, данные требования
внесены «с целью создания более
благоприятных условий для граждан». Этим регулируется движение в жилых
зонах, запрещающее стоянку транспортных средств на клумбах, детских и
спортивных площадках, подачу звукового сигнала, включение громкой
музыки. К тому же, наряду с грузовыми автомобилями, запрещается и
стоянка автобусов.
Теперь за подачу сигнала в жилых
зонах водители будут нести
ответственность в соответствии со статьей 464 Кодекса (5 МРП), при
повторном нарушении 7 МРП.
пункт 22.1. дополнить
абзацами следующего содержания: «К перевозкам пассажиров
автобусами, микроавтобусами допускаются
водители в возрасте не менее двадцати одного года, имеющие водительское
удостоверение соответствующей категории. Автобусы и
микроавтобусы, используемые для перевозок пассажиров и
багажа, должны соответствовать требованиям технических регламентов и
стандартов Республики Казахстан Запрещается использование для
перевозок в качестве такси
автотранспортных средств со специальным управлением, в том числе
полностью ручным, а также правосторонним рулевым управлением.»; пункт
22.5. исключить; дополнить пунктом 22.9 следующего
содержания: «22.9. Перевозка организованных групп детей
осуществляется автобусами,
имеющими не менее двух дверей, техническое состояние которых отвечает
требованиям, установленным Правилами перевозок пассажиров и багажа
автомобильным транспортом, в котором должен находиться взрослый (старше
18 лет) сопровождающий. Автобусы при перевозке организованных
групп детей должны быть
оборудованы проблесковым маячком желтого цвета. На этих автобусах
спереди и сзади должны быть установлены опознавательные знаки
«Перевозка детей». К перевозкам организованных групп детей
допускаются водители в возрасте
не менее двадцати пяти лет, имеющие водительское удостоверение
соответствующей категории и стаж работы водителем не менее пяти
лет.
Количество перевозимых детей в автобусе не
должно превышать количества посадочных мест. Колонны из двух и
более автобусов, перевозящих детей на загородных
дорогах, должны сопровождаться специальными автомобилями дорожной
полиции.»…
Как видим, усилены требования,
предъявляемые к перевозке пассажиров.
Требования к перевозке пассажиров автобусами приведены в соответствие с
Законом Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте». Ранее
Правила не устанавливали такие требования.
Особо
повышены требования к перевозке детей. Из Правил исключены нормы
(пункт 22.5), предусматривающие перевозку детей в кузовах грузовых
автомобилей, что значительно повысит безопасность при их перевозке
автомобильным транспортом.
Дорожные полицейские
отмечают: «В последние годы значительно
увеличилось количество организованных перевозок детей в детские
оздоровительные лагеря, экскурсии и т.д., что в свою очередь требует
более пристального внимания в части обеспечения безопасности этих
перевозок. В этой связи введен дополнительный пункт 22.9,
устанавливающий требования к организованным перевозкам
детей.
Теперь организованные группы детей могут
осуществляться только
автобусами, и имеющими не менее двух дверей. В автобусе должен быть
обязательно взрослый сопровождающий. Автобусы должны быть оборудованы
проблесковыми маячками желтого цвета и знаками «Перевозка
детей».
Установлены квалификационные требования к
водителям. Теперь к перевозке
организованных групп детей могут допускаться только водители в возрасте
не менее двадцати пяти лет со стажем работы водителем не менее пяти
лет. При этом количество перевозимых детей не должно превышать
посадочных мест в автобусе».
«Невыполнение
вышеназванных требований будет квалифицироваться как
нарушение правил перевозки пассажиров, ответственность за которые
предусмотрена статьей 463, частями 1 и 4», - подчеркивают
они.
Честно сказать, необходимость подобных
изменений назрела давно.
Главное, чтобы эти требования неукоснительно соблюдались перевозчиками
и постоянно контролировались дорожной полицией. Чтоб, не дай Бог, не
было повода говорить о нарушениях и отсутствии контроля уже после
свершившегося ЧП.
2) в Основных положениях по
допуску транспортных средств к эксплуатации
и обязанностях должностных лиц и участников дорожного движения по
обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных указанным
Постановлением: абзац второй пункта 15 дополнить словами «, в
соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;»; в
приложении: в пункте 6.1 слова «в ГОСТ 17.2.2.03-87, ГОСТ
17.2.2.06-99 и ГОСТ
21393-75» заменить словами «техническими регламентами и
стандартами»; абзац второй пункта 7.3 изложить в следующей
редакции: «Нанесены покрытия, либо наклеены прозрачные цветные
пленки на ветровых
и (или) передних боковых стеклах кабины (салона) механического
транспортного средства.»; пункт 7.9 изложить в следующей
редакции: «7.9. На транспортных средствах, не входящих в
Перечень оперативных и
специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными
световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным
цветографическим схемам, используются проблесковые световые сигналы
красного и синего цветов, независимо от места их установки, или
звуковые сигналы с чередованием тонов, или специальные цветографические
схемы, применяемые на транспортных средствах оперативных и специальных
служб»…»…
Если коротко, то в Перечне неисправностей
и условий, при которых
запрещается эксплуатация транспортных средств, конкретизированы и
уточнены нормы, касающиеся тонирования стекол (все также – запрещено
тонирование «передней части», то есть «лобовика» и передних боковых
стекол), а также требования, запрещающие эксплуатацию транспортных
средств, не входящих в Перечень оперативных и специальных служб, на
которых используются проблесковые световые сигналы красного и синего
цветов (не зависимо от места их установки) или звуковые сигналы с
чередованием тонов, или специальные цветографические схемы, применяемые
на транспортных средствах оперативных и специальных служб, без
соответствующей ссылки на стандарт.
2. Настоящее
постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней
после первого официального опубликования.
Выходит,
что уже с 14 февраля 2009 года мы должны ездить, руководствуясь новыми
Правилами
|