Газета «Наш
Мир»
Блистательная
цивилизация, построенная прежними поколениями мусульман, является не
только предметом гордости и образцом для их современных единоверцев, но
и в огромной степени своеобразной интеллектуальной и цивилизационной
ловушкой и клеткой. Слишком много современных мусульман, увязнув в
прошлом величии, все свое время и силы посвящают его описанию и этим
ограничиваются, предполагая, что механическая передача информации и
постоянное повторение слов о прежних достижениях, обеспечит возрождение
исламской цивилизации.
Однако реальность состоит в том, что мусульмане, наряду с опорой на
прошлые достижения, должны научиться просчитывать, прогнозировать и
строить собственное будущее уже сегодня. Для этого нужно вырваться из
ловушки созерцательного очарования прошлым и уже сегодня приступить к
строительству своего будущего «кирпичик за кирпичиком». Именно в таком
подходе состоит основная идея трудов британского мусульманского
мыслителя Зияуддина Сардара.
Карьерные вехи
Зияуддин Сардар родился в 1951 году в Пакистане. Он является известным
британским мыслителем, ученым и критиком, который специализируется на
проблемах взаимодействия культур, исламской науки и будущего
мусульманского мира. Журнал «Prospect» включил его в список из 100
наиболее влиятельных британских интеллектуалов, а газета «The
Independent» назвала его «собственным британским мусульманским
эрудитом».
Зияуддин Сардар написал и отредактировал за 30 лет около 30 книг,
многие со своим давним соавтором Меррилом Вин Дэвисом. Кроме того, в
2006 году он завершил работу над 90-минутным документальным фильмом для
канала «BBC» «Битва за Ислам». Активность Сардара в Интернете включала
в себя работу в течение года над блогом, посвященном Корану.
Сардар является приглашенным профессором постколониальных исследований
Лондонского университета и редактором журнала «Futures»,
специализирующегося на прогнозировании и долгосрочном планировании. Он
также является членом Британской комиссии по вопросам равенства и
правам человека. Его публицистика чаще всего появляется в «The
Guardian», «The Observer», а также британском еженедельном журнале «New
Statesman».
В 1980-х годах он был одним из основателей «Inquiry» - журнала,
специализирующегося на идеологических и политических вопросах с упором
на мусульманские страны. В самом же начале своей карьеры он работал
научным корреспондентом журналом «Nature» и «New Scientist», а также
репортером «London Weekend Television».
Опыт и стиль
До начала плотной интеллектуальной деятельности Сардар достаточно много
поездил по миру. С 1974 по 1979 год он жил в саудовской Джидде, где
работал в Научно-исследовательском центре паломничества Университета
короля Абд уль-Азиза. За этот период он много путешествовал по всему
исламскому миру и написал свою первую книгу «Наука, техника и развитие
в мусульманском мире».
В начале 1980-х годов Сардар стал редактором прорывного на тот момент
мусульманского футурологического журнала «Inquiry», а также работал в
Центре политических исследований и исследований будущего в
Восточно-Западном университете в Чикаго. В течение 1990-х годов он
проживал в Куала-Лумпуре, где был советником Анвара Ибрагима, бывшего
вице-премьера и одного из самых известных происламских политиков 90-х
прошлого века. Кроме того, он успел пожить в Каире и Фесе.
Сардар сам себя описывает, как «критического эрудита». Его
интеллектуальная деятельность характеризуется сильным упором на
разнообразие, плюрализм и оригинальные подходы. Научный журналист Эхсан
Масуд говорит о том, что Сардар «намеренно культивирует тщательно
просчитанное многовариантное проектирование нескольких вещей
одновременно».
Футурист Тони Стивенсон описывает его стиль, как «интеллектуальную
агрессию», но подчеркивает, что за этим скрывается «искренняя и
глубокая человечность». Он также называет его культурологический
анализ, который он применяет в мусульманскому и западному мирам,
«хирургически проницательным». И при этом, по словам Стивенсона, мысль
Сардара остается доступной, хотя и «опирается на академическую
глубину».
Исламская наука завтрашнего дня
Практикующий мусульманин Сардар является одним из сильнейших внутренних
критиков современного исламского мира и исламского общества. Он
считает, что привычка мусульман постоянно опираться на устаревшие
научные подходы и средневековые правовые решения уже грозит будущему
уммы. Сардар пишет, что «мусульмане оказались на грани физического,
культурного и интеллектуального исчезновения только потому, что они
позволили местничеству и традиционализму овладеть их умами».
Отсюда он выводит рецепт спасения исламского мира: «Мы должны вырваться
из гетто нашего менталитета». Идея о неизбежности и необходимости
широкомасштабной реформы мусульманской мысли и интеллектуальных
подходов к осмыслению окружающего мира является центральной для книг
Сардара, в числе которых «Исламское будущее: идеи, к которым надо
прийти» и «Будущее мусульманской цивилизации».
В них сегодняшней окаменелости мусульманской мысли он противопоставляет
свободу и смелость мысли Золотого века Ислама и призывает возродить эти
традиции. В течение 1980-х годов во время работы для журналов «Nature»
и «New Scientist», Сардар писал и читал лекции о том, как могут и
должны выглядеть исламские науки в современном мире.
Исламская наука, по Сардару, будет возрождаться и формироваться вокруг
исламского мировоззрения. Это будет наука, в которой люди смогут видеть
себя в качестве наместников Аллаха (халифов) на Земле, несущих бремя
ответственности за нее (хиляфа), действующим в соответствии с принципом
справедливости (адль), дозволенного и запретного (халяль и харам),
стремящимися к достижению общественного консенсуса (иджма) и
общественного блага (истислях).
В то же время исламские науки для Сардара являются универсальными, то
есть открытыми и доступными для использования и внесения собственного
вклада любому ученому, вне зависимости от его религиозной
принадлежности. Поскольку, эти науки будут основаны на эмпирическом
подходе и рационализме.
А поскольку научные эксперименты могут быть повторены и подтверждены
любым ученым, независимо от веры и культуры, такая наука и является
универсальной. Но при этом характер и содержание исламских наук будут
отражать потребности и интересы тех, кто живет в мусульманских
обществах.
Ведь не секрет, что многие мусульмане рассматривают науку как способ
познания абсолютной истины, мудрости и проницательности Всевышнего. Для
Сардара, наука еще и способ подчеркнуть сложный и взаимосвязанный
характер реальности, а, следовательно, одна из форм поклонения. И при
этом, наука является и способом решения проблем и удовлетворения
потребностей людей и общества.
Пять принципов мусульманского будущего
Сардар, будучи редактором футурологического журнала «Futures», подробно
изучил, как может и должно выглядеть жизнеспособное будущее для
мусульманской цивилизации в двух исследованиях «Будущее мусульманской
цивилизации» и «Исламское будущее». В первой книге он утверждает, что
мусульманское общество одержимо постоянными ссылками, отсылками на свое
прошлое и чрезмерной увязанностью в своей истории.
В то же время, каким бы величественным бы это прошлое ни было, спасение
и расцвет мусульманской цивилизации заключены в ее будущем. В ее
будущем возрождении, восстановлении интеллектуального и культурного
лидерства. Причем построение этого будущего должно быть постепенным,
«кирпичик за кирпичиком», но неотвратимым.
Сардар отмечает, что из-за чрезмерной увязанности мусульман в своем
прошлом, они упустили из виду такой важный инструмент, как
прогнозирование и планирование собственного будущего в том виде, какой
бы они хотели ему придать. По этой причине будущее оказалось
«колонизированным» другими ведущими странами современного мира.
Нескончаемым потоком прогнозов и просчетов вероятного и желанного для
них будущего западные страны навязывают свой путь развития более слабым
странам, в числе которых, к сожалению, находятся и мусульманские. Чтобы
будущее развитие человечества определялось не одной страной или группой
стран, а было открыто всем, Сардар утверждает, что необходимо
альтернативное прогнозирование будущих сценариев развития человечества
с разных цивилизационных и культурным точек зрения.
В книге «Исламское будущее» Сардар провозглашает ряд принципов, которые
должны быть взяты на вооружение всеми современными исламскими
обществами для того, чтобы нарисовать собственные сценарии
процветающего исламского будущего.
Первый принцип гласит: «Ислам должен участвовать в современном
мире не только как религия, но и как способ формирования и понимания
мира. Ислам может и должен стать матрицей и методологией решения
проблем, а также создания в будущем широкого набора возможности для
мусульманских обществ».
Второй принцип гласит: «Мусульмане должны воспринимать себя как
цивилизацию, а не как набор разрозненных государств. Это единственный
путь, чтобы избежать застоя и маргинализации».
Третий принцип: «Плюрализм и разнообразие должны стать краеугольным камнем исламской цивилизации».
Четвертый: «Формирование жизнеспособного и желательного будущего
мусульманской цивилизации должно включать активное участие всех общин и
социальных групп, а также целенаправленные усилия по широким
общественным консультациям (шура) на всех уровнях общества с целью
достижения широкого общественного консенсуса (иджма).
Пятый: «Для формирования желательной альтернативы собственного
будущего мусульмане должны принимать конструктивное участие во всех
сферах жизни современного мира».
Саид Абдусамадов |