Газета «Наш Мир» В 1998 году Михаил Кривицкий, раввин махачкалинской синагоги, принимает
Ислам. Тогда поступок раввина всколыхнул общественное мнение Дагестана
и вызвал неоднозначную оценку. Сейчас Михаил
(Муса) женат и работает в центральной джума-мечети г. Махачкалы. Мы
решили узнать как живет, и что чувствует три года спустя раввин,
последовавший словам Корана: «О люди Книги! Давайте к слову равному для
нас и вас придем: чтоб нам не поклонятся никому, кроме Бога, других
божеств к Нему не измышлять, и средь себя не воздвигать других владык
помимо Бога....» (Сура «Семейство Имран», аят 64).
-
Муса, часто
приходится слышать, что все религии поклоняются одному Богу, будь это
Иудаизм, Христианство или Ислам. Зачем надо было переходить в Ислам?
Я
думаю один из вариантов ответа - желание следовать вере, которую исповедовали все Пророки - это
единобожие. Ислам на современном этапе, насколько я это понимаю,
наиболее полно растолковывает и проводит в жизнь этот главный Завет,
который передал наш Создатель: поклоняться ему как Единому,
Единственному. Именно поэтому я совершил данный шаг.
- Муса, я знаю ты женился на дагестанской девушке. Как складывается твоя семейная жизнь?
Во-первых,
отмечу, что меня окружают очень много мусульман, которых я
действительно считаю своими братьями. Их может быть не такое огромное
количество, но их очень много. И мне приятно, что у меня есть
действительно надежные, искренние люди.
У меня обычная
среднестатистическая дагестанская семья. Причислять себя к какому-либо
классу или сословию я не могу, потому что табель рангов у нас давно уже
упразднен. Я доволен тем, что у меня есть. Жена моя с Тляратинского
района. Женщины Тляратинского района (как мне рассказывали люди
непредвзятого мнения) обладают внутренней крепостью. Мы с женой живем и
выполняем возложенные на нас Исламом обязанности. Стараемся друг друга
воспитать, поддержать в это сложное время. Я вижу по своей жене, что
народы (а я уважаю все дагестанские народы), живущие в горах, видимо
имеют крепкие корни. Основание, фундамент у них такой же как горы. И я
просто уверен, что моя жена предназначалась именно мне. Не смотря на
какие-то существующие негативы, в нашей семье соблюдается определенный
баланс. В чем-то мы друг друга дополняем.
- Какое твое хобби?
Я
как и все увлекаюсь всякими вещами: самодельничаю, пытался даже что-то
изобретать. Но есть еще увлечение для души - сочинительство стихов. Я
их называю стихами, потому что их таковыми считают люди грамотные и
разбирающиеся в этом вопросе. Я сам для себя считал, что я дилетант,
самоучка. Через свои стихи я пытаюсь акцентировать, заострить свое
внимание на какой-то проблеме или переживании. И мне это иногда
удается. Это, несомненно, хобби, ведь этим я не занимаюсь
профессионально. Они идут сами по себе, я их не шлифую. Я стараюсь
показывать людям то, что имеет самую высокую степень - 24 карата.
- Не мог бы ты процитировать на память что-нибудь из своей поэзии?
К
сожалению, я забыл прихватить с собой мою тетрадку. Я зашел просто чай
попить (смеется). Например, я сейчас вспоминаю такое стихотворение,
которое я назвал «Городской этюд»:
Свет пространством ограничен Палачом глядит фасад С номерком стоит кирпичность Квадрат жилых преград
Есть стих посвященный ребенку, который произвел на меня большое впечатление:
Ты истина надежных величин Итог всего для женщин и мужчин
Например, стихотворение посвященное весне:
Зеленые нарывы На ветвях, Они созрели И возродится зимний прах, Листом в апреле
Стихотворение, посвященное нашей центральной джума-мечети, в которой я работою:
Ковров орнамент Искренне-весенний И куполов бездонных вязь Взметнулась ты, Аллахом вдохновенна И в вечность смотришь не боясь
- Я слышал ты пишешь книгу. Чему она посвящена?
Я
бы не хотел говорить о том, что каждый человек, принявший Ислам должен
писать книгу. Я старался написать небольшую брошюру, в которой условно
сгруппировал несколько тем. Для того, чтобы у людей было меньше ко мне
вопросов, а у прочитавшего возникли бы вопросы к самому себе. Я
обозначил в ней три пункта: об утверждении строго единобожии в Ветхом
Завете (Торе), о Пророке Мухаммаде, о том, что в его судьбе
было много моментов, присутствовавших в судьбах всех Пророков.
Если в дальнейшем на меня найдет вдохновение, я напишу подробнее о
доказательствах того, что Тора изменена руками переписчиков и
священников.
- Муса, ты раньше был раввином махачкалинской
синагоги. Наверняка, приходится встречаться в городе с бывшей паствой.
Какие чувства возникают при встрече?
Ты знаешь, у меня всегда с
евреями были ровные, доброжелательные отношения. Ислам запрещает
человеку проявлять несправедливость к кому бы то ни было. Я вообще желаю любому человеку,
чтобы девизом его каждого дня было - милосердие, справедливость и
правосудие. И тогда нам всем будет легче жить. А евреи, которые
тяготеют к Иудаизму, нормально ко мне относятся, приглашают в гости,
желают мне всего хорошего. По крайней мере, глаза и слова их об этом
говорят. И я им желаю всего самого хорошего. Этого требует от меня
Всевышний. Он говорит мне: будь справедлив, будь милосерден. Эти указания многократно повторяются в Коране. Я думаю что
это не будет звучать как анекдот, но я даже слышал, что некоторые
хотели бы, чтоб я вернулся обратно (смеется). Я ни на кого обиды не
держу и не старался совершить зло по отношению к кому-либо. И поэтому
они видят мое доброе к ним отношение.
- После того как ты
принял Ислам, ты начал молиться, соблюдать пост и другие мусульманские
обязанности. В то же время в Дагестане есть очень много тех, кого
принято называть этническими мусульманами, многие из которых не
придерживаются принципов Ислама. Что ты хотел бы им пожелать?
Мне
не понятно почему люди, чьи предки на протяжении почти полутора тысячи
лет исповедовали Ислам, с такой легкостью и упрямством стараются не
соблюдать нормы Ислама. При этом неустанно ссылаются на приснопамятные
70 лет атеизма, которые уже двадцать лет тому назад как канули в прошлое. Я
бы хотел пожелать нашим уважаемым мусульманам или тем, кто считает себя
мусульманами, вернуться к своим истокам, к религии Истины. А также
вспомнить высказывание Пророка Мухаммада о том, что лучшими
качествами мусульманина является застенчивость, засте-е-енчивость (не
знаю поймут ли многие дагестанцы это слово - застенчивость, я говорю
третий раз), скромность, уважительность, терпение и терпимость к
другому человеку. Это одни из лучших качеств, за которые человек входит в Рай.
Я
бы хотел на личное перевести этот вопрос. Иногда меня задевают, намекая
на какие-то коварные замыслы. Хочу сказать, что в третьей суре Корана
«Семейство Имрана» в 113-114 аятах говорится о праведности и правильности
иудеев, принявших Ислам.
- Ты уже три года общаешься с
мусульманами, работаешь в мечети. Как ты ощущаешь сам себе в среде
мусульман: полноправным или второсортным членом мусульманской общины?
Эталоном
отношения к себе считаю то, как ко мне относится имам махачкалинской
джума-мечети Мухаммадрасул Саадуев. Не хочу называть более высокие
имена. Это будет нескромно. А человек, который страдает иллюзиями или
манией подозрительности, больше дружит с сатаной, чем с исламской
уммой. Что делать? Это, по всей видимости, его судьба. Я думаю, что я
получаю должную оценку у тех мусульман, которые получают очень высокую
оценку у нашего Создателя.
- Влившись в мусульманскую общину, ты нашел свой круг общения или ты чувствуешь себя инородным телом?
Сейчас,
когда я работаю в центральной джума-мечети, у меня появился не круг, а
бы даже сказал шар, большой объем общения. Это, несомненно, поддержка и
даже не смотря на негативы нашей повседневной жизни. Я думаю, что
Всевышний компенсирует мне определенные невзгоды, тяготы и может
даже обиды, несправедливости, которые когда-то были. Я вот сейчас
чувствую, что милосердие Всевышнего безгранично, а знание Его даже
невозможно себе представить.
Справка: Бывший раввин Махачкалинской синагоги Михаил (Моше) Львович Кривицкий принял Ислам и получил новое имя Муса в 1998 году. Свой
неординарный поступок Кривицкий объяснил тем, что Коран является
"последним источником, ниспосланным Богом людям", в котором дается
абсолютно точная картина сотворения мира и человека, а также свод
правил и норм поведения. Ранее, Михаил Кривицкий переехал в Дагестан из
Белоруссии, где быстро завоевал авторитет среди еврейской общины и вскоре
стал раввином местной синагоги. |