Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Из истории русской научной арабистики
Газета "Наш Мир"

Газета «Наш Мир»

Выдающееся значение арабской культуры в мировой истории вообще и в истории науки в частности в настоящее время общепризнано. В мировую художественную литературу наследие арабов давно вошло как составная часть культуры человечества. Значительный вклад в изучение арабской культуры и науки внесли ученые России и других республик бывшего СССР.

К середине XIX в. была создана русская школа арабистики, которую высоко оценили ученые-арабисты во всём мире. Изучение научных сочинений арабоязычных авторов, в основном, относится к более позднему этапу - середине ХХ века.

Рассказывать об истории арабистики в России - дело сложное и очень долгое. Нужно отметить важную роль арабских географов и путешественников IX-X вв. ( Ибн Фадлана и др.), в освещении истории Руси, Средней Азии и Закавказья. Но мы остановимся в этой работе на главных моментах истории изучения физико-математических рукописей арабских авторов (под словом «арабские» мы имеем в виду всех ученых, писавших на арабском языке, независимо от их религии и национальности).

Первые российские исследования по арабистике были начаты по инициативе Петра I в XVIII в. При нем А. Кантемиром была создана первая типография с арабским шрифтом и полностью переведен на русский язык Коран [1].

Началом подлинной научной арабистики в России можно считать первую половину XIX в.[1,c.40-46]. В 1817 г. в Санкт-Петербурге был организован «Азиатский музей» (в настоящее время преобразован в Институт востоковедения РАН), основателем которого был один из крупнейших востоковедов того времени Х. Д. Френ (1782-1851). В 1854 г. в Петербургском университете был создан факультет восточных языков, на котором была организована кафедра арабского языка и словесности. В 1872 г. в Москве возник еще один центр изучения арабского языка - Лазаревский институт восточных языков.

Коротко перечислить имена всех арабистов и рассказать об их огромных усилиях по изучению арабской культуры в России невозможно. Но нельзя не назвать таких великих востоковедов, как Х.Д.Френ, В.Ф.Гиргас (1835-1887), А.Е.Крымский(1871-1941), Г.С.Саблуков (1804-1880), Б.А.Дорн (1805-1881), Н.В.Ханыков (1822-1878), В.Р.Розен (1849-1909), В.В.Бартольд (1869-1930), И.Ю. Крачковский (1883-1951) [1]. Некоторые из них посвятили всю жизнь делу распространения арабской культуры в России. Самым крупным арабистом был академик Крачковский, автор сочинений, открывших читателям не только в России, но и во всем мире сокровища художественной и научной литературы арабов.

К середине ХХ столетия основным направлением в арабистике было изучение географических и исторических сочинений арабских ученых. Работ, посвященных исследованию физико-математической и астрономической литературы, почти не было. Исключение составляют работы Б.А. Дорна по исследованию астролябий, хранящихся в музеях России, публикация и описание Н.В. Ханиковым «Книги весов мудрости» ал-Хазини (XIII в), работа В.В. Бартольда об Улугбеке, работа М.Е.Массона «Обсерватория Улугбека»(1941) и часть «Арабской географической литературы» Крачковского, посвященная зиджам и сочинениям по математической географии.

Начиная с середины ХХ в. к изучению как отдельных произведений, так и целых сочинений классиков арабской науки стали обращаться не только арабисты, но и специалисты в области естественных наук: математики, физики, астрономы, философы. Работа началась почти одновременно в трех центрах: в Москве под руководством А.П.Юшкевича, в Баку под руководством Г.Д.Мамедбейли (исследование творчества Насира ад-Дина ат-Туси ) и в Ташкенте под руководством Т.Н.Кары-Ниязова и Г.Д.Джалялова.

Первая работа в России по истории арабской математики принадлежит всемирно известному крупному историку математики А.П. Юшкевичу, основателю советской школы истории математики[2,c.13]. Это «Омар Хайям и его алгебра» (1948) [3,c.11]. Так было положено начало формированию советской школы в истории физико-математических наук на средневековом Востоке.

Были проведены исследования по изучению арабских научных рукописей и выделены основные достижения арабоязычной средневековой математики. А.П. Юшкевич первым стал утверждать об оригинальности арабской математики. Он выдвинул и обосновал концепцию средневековой математики как исторически целостного закономерного этапа развития математической мысли, обладающего рядом характерных черт, общих для математической культуры стран Европы и Азии[4,c.23]. Юшкевич выделил основные достижения арабоязычной математики. Это отражено в его работах, посвященных арабской математике в средние века[4]. После выхода книги Т.Н.Кары-Ниязова «Астрономическая школа Улугбека»(1950) и упомянутых работ А.П. Юшкевича в работу включились в качестве переводчиков, комментаторов и исследователей Б.А.Розенфельд(1952), М.И.Медовой(1958), Г.П.Матвиевская (1962), М.М.Рожанская (1966), а также целый ряд других историков математики и астрономии - большей частью ученики Б.А.Розенфельда и Г.П.Матвиевской. Были изданы каталоги научных арабских и персидских рукописей. Особое значение имеет трёхтомник Б.А.Розенфельда и Г.П.Матвиевской «Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды» (VIII-XVII вв.)[5], содержащий богатую информацию о большом числе рукописей, хранящихся во многих библиотеках мира. За 50 лет были исследованы и частично изданы труды большого числа арабских математиков и астрономов[5] , начиная с ал-Хорезми (VIII-IXв.), братьев бану Мусса (IXв.), Сабита ибн Кора (IXв.), Абу Камила (IX-Xв.), Ибрагима ибн Синана (Xв.), Абу-л-Вафы (Xв.), ал-Караджи (X-XI в.), Ибн ал-Хайсама (X-XIв.), ал-Фараби (IX-Xв.), ал-Бируни (X-XIв.), ал-Хайяма (XI- XIIв.), ат-Туси (XIIIв.), и до выдающихся представителей Самаркандской школы ал-Каши (XVв.), Кази-Заде ар-Руми (XVIв.), Улугбека (XVв.), Али Кушчи (XVв.).

Многие арабские сочинения после столетий забвения впервые увидели свет в русском переводе или изложении. Все это обогатило знания в России об арабской математике и о вкладе в нее народов Средней Азии. Это позволило создать серию обобщающих работ (А.П.Юшкевич, Б.А.Розенфельд, Г.П.Матвиевская, М.М.Рожанская и др.).

Cписок литературы 1. Крачковский И.Ю. Очерки по истории русской арабистики, М.-Л., 1950, 2980с. 2. Рожанская М.М. о работах А.П.Юшкевича по истории математики средних веков// историко-математические исследования.1996,№ 2,серия вторая, выпуск 1(36), с.12-36 3. Юшкевич А.П. Математика в ее истории, М., 1996, 416 с. 4. Юшкевич А.П. Фогель К. История математики без границ, М.,1997, 311 с. 5. Матвиевская Г.П., Розенфельд Б.А. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды(VIII-XVII вв.), т.1-3, М.,1983.

Кандидат физико-математических наук Махмуд Аль-Хамза Автор  Алексей Поликовский

Источник:www.islamnews.ru

Ссылки по теме:

Категория: История | Просмотров: 1489 | Добавил: sultan | Рейтинг: 0.0 | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана