Газета «Наш Мир» В Китае отмечается резкий спад экспорта автомобилей. В январе
автопроизводители из Поднебесной поставили на экспорт на 64% меньше
машин, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные были
опубликованы сегодня Ассоциацией автомобилестроительной промышленности
Китая.
В январе за рубеж было отправлено лишь 16,4 тыс.
китайских автомобилей, что на 64% меньше, чем в январе 2008 г. и на 44%
меньше декабрьского уровня. Об этом передает агентство Xinhua, ссылаясь
на опубликованные сегодня данные Ассоциации автомобилестроительной
промышленности Китая.
Ситуация с экспортом автомобилей в Китае
начала ухудшаться еще в прошлом году. По итогам 2008 г. Китай поставил
на внешние рынки 684 тыс. автомобилей на сумму $9,6 млрд, что превышает
показатели 2007 г. на 11,2% и 31,2% соответственно (по данным Китайской
торговой палаты по импорту и экспорту продукции машиностроения и
электроники). Показатели выросли, но амплитуда роста существенно
снизилась. Начиная с 2004 г. объем экспорта ежегодно увеличивался как
минимум в два раза: в 2004 г. он составил 78 тыс., в 2005 г. - уже 173
тыс., в 2006 г. снова вырос в два раза до 340 тыс., в 2007 г. - до 615
тыс. автомобилей.
Заметное падение началось еще в третьем
квартале прошлого года. В июле-сентябре количество экспортируемых
автомобилей из Поднебесной и сумма денежных поступлений снизилась на
13,6% и 6,7% до 177 тыс. автомобилей и $2,6 млрд. В четвертом квартале,
соответственно, - до 122 тыс. автомобилей и $2 млрд.
Специалисты
Китайской торговой палаты по импорту и экспорту винят во всем всемирный
экономический кризис и сокращение спроса. Эксперты добавляют, что по
китайскому автомобильному экспорту ударили также ужесточения доступа
машин из Поднебесной на внешние рынки, в частности Россию.
В
целом Россия является одним из основных экспортеров китайских
автомобилей. "Россия используется китайскими автопроизводителями в том
числе и для того, чтобы отработать технологию экспортных продаж для
дальнейшей экспансии в Европу и США", - говорят эксперты аналитического
агентства "Автостат". Однако мощной экспансии помешали российские
законодатели, а усугубил положение разразившийся кризис. По данным
Торгового Представительства РФ в КНР, в конце 2008 - начале 2009 гг.
отмечено существенное сокращение ввоза китайских автомобилей в Россию.
Первые
китайские автомобили появились в России в 2004 г., и с каждым годом они
увеличивали свое присутствие здесь. Так, уже в 2005 г. доля китайских
брендов в России превысила 1%, в 2006 г. она составила 2,3%, а в 2007
г. - целых 3,5%. Однако прошлый год стал переломным для китайских
производителей. Только в первом полугодие их доля в России сократилась
до уровня 2006 года и составила 2,4%.
Удар в сердце
Первый
удар был нанесен по лидирующему среди китайцев автопроизводителю в
России - компании Chery, автомобили которой успешно собирались на
заводе "Автотор" в Калининграде. Но российские власти спровоцировали
прекращение этого производства в апреле 2008 г. После этого самый
популярный китайский бренд в России уже по итогам первых шести месяцев
2008 г. снизил продажи на 47%.
Одновременно власти ввели
экологический стандарт Евро-3, и мелкие компании, такие как Changfeng и
Tianye, вынуждены были прекратить экспорт в Россию. Затем были
ужесточены правила сертификации, которые лишили шансов большинства
автопроизводителей из Поднебесной на получение ОТТС.
Вторым
серьезным ударом стал разгоревшийся в России кризис и последовавшее
вслед за ним резкое падение продаж машин, а также увеличение таможенных
пошлин на импортные авто. Та же Chery закончила год с отрицательной
динамикой продаж (-58%), и нынешний год начала с 82%-го падения по
сравнению с прошлогодним январем.
И все же совсем сбрасывать со
счетов китайские автомобили не стоит, считают эксперты "Автостат". По
их прогнозам, начиная с 2010 года прирост продаж китайских машин на
российском рынке может выйти на уровень 50-60% в год и к 2012 году их
суммарный объем реализации уже будет находиться на отметке в 380-400
тысяч машин в год.
Chery, получив в декабре целевой кредит
China Eximbank в $1,5 млрд. на развитие экспортных проектов, наметила
уже новые пути завоевания России. В частности, сейчас компания ведет
переговоры с Минским автомобильным заводом об организации
полномасштабного производства. При этом белорусский проект ориентирован
в первую очередь на поставки автомобилей в Россию.
|