Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Если вы
обещали показать своим детям
сказочную страну, не в театре и не в кино, а настоящую, то выход один –
поехать
в Хиву, которую по праву называют и «восьмым чудом света», и
«жемчужиной
Востока». Столица средневекового Хивинского ханства в современной
Хорезмской
области Узбекистана, на одном из отрезков Великого шелкового пути.
Попасть сюда
можно на самолете до Ургенча – административного центра области, а
потом 30
километров
собственно до Хивы – либо на такси, либо на троллейбусе по самому
длинному
«электроавтобусному» маршруту на территории бывшего
СССР.
В
соответствии со средневековыми
архитектурными традициями Хива была разделена на внутренний город Ичан
Кала,
где находились резиденция хана и большинство сохранившихся памятников,
и на
наружный город Дишан Кала, где жили и работали простые люди. Сегодня
Ичан Кала
– центральная часть города-музея, охраняется как Всемирное наследие
ЮНЕСКО и
представляет собой особую гордость
узбекистанцев.
Центральная часть Хивы – Ичан Кала –
огорожена древней массивной высокой стеной с четырьмя воротами. У
каждого из
ворот свое название. Главные – Ота-Дарвоза. Жители очень трепетно
относятся к
старому городу. А своими хозяйствами в этой части Хивы дорожат
особенно. Они ни
за какие деньги не продадут дом, так как он достался им по наследству
от
предков.
На
протяжении десятилетий стены домов
красят в один и тот же цвет. Хозяйственные постройки возводят из тех же
материалов, что и 200–300 лет назад, – глина и природные удобрения.
История
этих домов настолько глубоко уходит в прошлое, что во дворах могут
находиться
могилы почтенных
старцев.
Хозяев это
нисколько не смущает. Напротив,
это их особая честь и гордость. Недалеко от могилки легко могут
резвиться
детишки, а через минуту во двор свободно могут войти туристы из Японии
или
Европы для того, чтобы послушать истории из жизни какого-нибудь
хивинского
старца.
Кстати,
несмотря на мусульманский обычай,
все захоронения в Хиве возвышаются над землей. Дело в том, что
грунтовые воды
протекают слишком высоко. Зато в окруженном пустыней городе очень много
колодцев. Жители до сих пор пользуются колодцами, которые вырыли их
предки в XVI –
XVII
веках.
В этих
древних стенах, где каждый угол –
музей, люди живут обычной жизнью: готовят еду, стирают, ткут ковры,
женятся.
Молодожены, одетые, кстати, вполне современно и по-европейски, с
гостями ходят
по старинным улочкам. По пути встречаются специальные палатки, где за
небольшую
плату громко включают национальную музыку. Вся свадебная процессия
останавливается, танцует минут 10 и продолжает путь... «Музыканты»
выключают
магнитофон и ждут следующих
клиентов.
В отличие
от других туристических центров
хивинцы не утомляют чужеземцев надоедающими попытками использовать себе
на
благо содержимое их карманов. Хивинцы, хотя сами они предпочитают
называться
хорезмцами, в общении с иностранцами предстают предельно вежливыми и с
большим
чувством собственного
достоинства.
Наш гид
Муяссар, говорящая по-русски с
забавным акцентом, оказалась наполовину русской. Ее мать родом из
Калужской
области. В советское время, выйдя замуж за хивинца, переехала к мужу и
родила
ему восьмерых детей. Сейчас он с одним из сыновей уехал на заработки к
родственникам в
Калугу.
Такая вот
глобализация по-хорезмски. Новая
знакомая провела с нами весь день, обойдя все музеи и памятники, и
наотрез
отказалась от всякой платы. Но это было не все. Верх восточного
гостеприимства
мы испытали за обедом. Гид пригласила нас в ресторанчик, который держат
ее
знакомые. Пытаясь рассчитаться, мы вызвали недоумение не только
Муяссар, но и
хозяев ресторанчика.
Хорезмская
кухня – это вообще разговор
особый. Если пока нет кулинарной книги с хорезмскими рецептами, то ее
следует
издать. Лепешки пекут прямо на улице в тандырах. Хорезмские лепешки
особые:
тоненькие, большие и хрустящие. Симпатичные узбечки, которые их пекут,
всегда
готовы угостить голодных
туристов.
В чайхане
на столе будет старенькая и не
очень чистая китайская клеенка, а сидеть придется на пластмассовом
табурете. Но
как только попробуешь местную чучвару – мелкие пельмени в бульоне, или
шурбо –
суп из баранины, гастрономическое удовольствие перекрывает все недочеты
в
сервисе. Все просто и безумно
вкусно.
И хозяева
после трапезы обязательно поинтересуются,
понравилась ли еда. Не кривя душой на этот вопрос можно отвечать
загодя!
История
Хивы – переплетение историй и
легенд о мыслителях, удачливых торговцах и очень храбрых воинах. В
общении с
хивинцами казалось, что все историческое наследие они вобрали сполна.
Только
вот научно-технический прогресс обошел эти земли
стороной...