Газета «Наш Мир»
2 марта начался православный Великий пост, который продлится ни много
ни мало 48 дней. Прогнозируя всплеск спроса на постные продукты,
отечественный пищепром делает очередную попытку соответствовать
ситуации. Результат попробовал на вкус корреспондент «МП». Все
мы видели на полках продовольственных магазинов продукты, на упаковке
которых красуются слова «постный», «монастырский», «православный».
Особенно заметны они стали накануне Великого поста - продавцы готовятся
к изменениям в рационе верующих покупателей. Такую заботу о разных
группах потребителей можно было бы только приветствовать, однако на
деле часто оказывается, что пищевики используют религиозный антураж для
того, чтобы протолкнуть на рынок самые обычные, а то и
низкокачественные продукты. Попробуем разобраться, что к чему. Если
рассматривать ситуацию с формальной точки зрения, может показаться, что
применительно к пище определение «постная» принципиально ничем не
отличается от иудейского «кошерная» и мусульманского «халяльная». Та же
в общем-то «еда для верующих», только соответствующая разным
религиозным нормам. Однако в реальности ситуация несколько сложнее.
Дело в том, что и халяльная, и кошерная еда должны пройти специальную
ритуальную подготовку, прежде чем правоверный мусульманин или иудей
сможет поставить ее на стол. Правила забоя скота на мясо, состав и
сочетаемость продуктов и их ингредиентов - эти нюансы (и еще множество
других) должны быть досконально соблюдены. Религиозные организации
тщательно следят за тем, чтобы производитель, объявляющий о выводе на
рынок продуктов для той или иной конфессии, выполнял все указанные выше
требования, и даже осуществляют процедуру сертификации. Иное
дело с постной пищей, ведь в православии, как известно, какие-либо
ритуальные требования к продуктам отсутствуют. Даже в пост верующие
лишь исключают из рациона мясо, молочные продукты и яйца, а
овощи-фрукты никакой дополнительной подготовки перед употреблением не
проходят: купи в любом магазине, помой да и ешь на здоровье Казалось
бы, на что в таком случае рассчитывают те, кто делает «православные»
продукты? Сидящие на посту могут безо всяких угрызений совести питаться
овощными салатами, супами, потчевать себя, скажем, картошечкой с
квашеной капустой и заедать ее солеными огурцами. Тут тебе и соблюдение
канонов, и аскетика, и даже здоровый образ жизни.Но тут надо
быть объективными - основная масса, если не большинство верующих
сегодня постится не по уставу. В общем-то это неудивительно, ведь
каноны писались в первую очередь для монахов, а просидеть полтора
месяца на однообразном овощном меню обычному человеку, не стремящемуся
к духовным подвигам, не всегда по силам. Поэтому постящиеся начинают
искать способы разнообразить рацион, не нарушая при этом устав. Времени
и сил, чтобы сварганить что-то оригинальное из скудного набора
разрешенных продуктов, у активно работающих людей обычно не остается, и
они отправляются в магазин за готовыми решениями. Что же они там
находят? Давайте посмотрим. Итак, заходим в среднестатистический
универсам районного масштаба. При входе нас встречают полки с овощными
консервами. Банальные кукуруза, горошек и кабачковая икра нас не
интересуют, мы проходим дальше, и... вот она! «Фасоль по-монастырски в
томатном соусе». Берем и двигаемся вперед... Стоп. Двухлитровая бутыль
с квасом - тоже «монастырским». На этикетке - радостный бородач (как бы
монах) с увесистым деревянным черпаком. Неподалеку - бутылка
дешевого красного вина «Душа монаха». Туда же, в тележку, вместе с
кваском: по выходным вино разрешается, так что придержим до 8 Марта.
Что у нас насчет салатов и прочих холодных закусок? Вот коробка салата
из морской капусты, на крышке которой сияет золотыми куполами
фотография монастыря. К упаковке приложена бумажка - «продукт идеально
подходит в пост». Только вот загвоздка: ровно ту же самую капусту я
покупал примерно за месяц до того, и постной она тогда не была, да и
стоила подешевле. Хороший способ поднять продажи, не находите?
Напечатал этикетку со словом «пост» и жди, пока кто-нибудь из
постящихся не схватит товар с полки. А как насчет горячего?
Пожалуйста, никаких проблем - на выбор несколько марок замороженных
полуфабрикатов, в названиях которых используют слова, призванные,
видимо, стимулировать у целевой аудитории хватательный рефлекс. «Русь
святая», «Россия православная», всяческие комбинации с ключевым словом
«монастырский». Берем на пробу пельмени с креветками и блинчики с
капустой, но вообще хочется спросить у производителей - что это за
монастырская кулинария такая, которая, судя по этикеткам, знает
креветки, Е-консерванты и порошковый квас? Вопрос, конечно,
риторический, и выглядит все это весьма забавно - пока. А сейчас мы
будем все это пробовать. Фасоль я дегустирую следующим образом -
открываю банку «монастырской», рядом ставлю банку обычной мирской
фасоли в томатном соусе, безо всяких намеков на религиозную тематику.
Пробую, сравниваю - разница минимальная, вся соль в этикетке. Точно
такой же метод применяю к морской капусте - и получаю идентичный
результат. Да, для поста она действительно подходит, производители не
врут. Но эта маленькая хитрость маркетологов, признаться, оставляет
неприятный осадок. Кому понравится, что на нем откровенно делают деньги? Пельмени,
пельмени... Да, постные пельмени, к тому же деликатесные, с креветками
- звучит заманчиво. Одна беда: приготовленные, они тут же отправились в
помойку. Тесто размякло и развалилось, а начинка была либо со вкусом и
ароматом подметки, либо и вовсе отсутствовала. Пост, однако, зачем
начинка, правда? Может быть, истово верующий производитель захотел
таким образом смирить покупателей-чревоугодников? Хотели, дескать,
пельмешек в пост откушать? А вот нечего себя баловать - всем на хлеб,
воду и картошку! Но денежку за пельмени нам в карман, пожалуйста, мы ее
на благотворительность потратим (кстати, на упаковке как раз и было
написано, что десятая часть прибыли идет на восстановление православных
храмов. Пойди, дорогой покупатель, и проверь, если сможешь). Ту
же картину я имел несчастье наблюдать, брезгливо расковыряв вилкой
«постный блинчик»: резиновое тесто без запаха и три с половиной вялых
листочка горелой капусты внутри. Опять же - покупаем, жарим,
смиряемся... вздыхаем и идем чистить картошку, деликатно поругивая про
себя (грубо нельзя - пост!) жуликов от пищевой промышленности. При
желании можно при этом попивать монастырский квас, уставом сие не
возбраняется. Кстати, именно квас оказался единственным приличным
продуктом из всего приобретенного мной в магазине. Впрочем, от
продуктов с религиозной лексикой в названии ничего хорошего ждать, как
видите, не приходится. Цинизм производителей продуктов налицо.
Спрос на постную еду стабильно возрастает каждую весну уже не первый
год. Однако вместо того, чтобы потрудиться и разработать для этого
периода отдельную товарную линейку, они слегка меняют маркетинговую
стратегию для уже существующих продуктов. Перенацеливание, так сказать,
на новые группы потребителей. И никаких лишних затрат. А те компании,
что пытаются создавать новые марки, откровенно халтурят, прикрываясь
благочестивыми слоганами. Получается, что в нашей торговле формируется
новый, оригинальный бренд «Православие», прикрываясь которым пищевики
пытаются решить свои коммерческие проблемы - за счет кошельков и
желудков голодных покупателей. Выходов здесь два: покупать
высококачественные консервы и полуфабрикаты без «постных маркировок» и
за немаленькие деньги либо справляться своими силами. А это значит -
все та же картошка, капустка да хлебушек с водичкой. Только на хлеб
советую не налегать, особенно на ржаной. По неподтвержденной пока
гипотезе, активно плодящийся в злаковых зернах грибок спорынья способен
вызывать у человека бред и галлюцинации. Посидишь на хлебе сорок дней -
и начнут ангелы да святые прямо на дом являться. В христианской
традиции такое блаженное состояние называется «прелесть» - тот, кто в
него впадает, обычно плохо кончает. Так что лучше давайте ограничимся
картошкой.
|