Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
В
этом году исполняется сто лет самому известному социологическому
трактату за
всю историю человечества: речь идет о книге "Протестантская этика и дух
капитализма" Макса Вебера. Его теория стала своего рода "марксизмом наизнанку". По
Веберу
религия – не идеология, порожденная экономическими интересами (марксистский "опиум
для народа"). Именно религия сделала возможным появление современного
капитализма. Сегодня, в начале нового века, якобы отмеченного "столкновением
культур", когда в провалах модернизации и строительства демократии на
Ближнем
Востоке зачастую винят именно религию, стоит еще раз, по-новому,
взглянуть на
идеи Вебера и его книгу.
В
центре внимания Вебера – протестантизм в его аскетическом варианте. По
его
мнению, кальвинистская доктрина предопределенности побуждала верующих
демонстрировать свою богоизбранность за счет активной коммерческой
деятельности
и участия в накоплении благ земных. Таким образом, протестантизм привел
к
возникновению трудовой этики – то есть цениться стал усердный труд сам
по себе,
а не только его результаты – и демонтажу прежней
аристотелевско-католической
доктрины о том, что человеку не следует приобретать больше богатства,
чем это необходимо
для достойной жизни. Кроме того, протестантизм обязывал своих
приверженцев к
нравственному поведению не только в семье, что сыграло важнейшую роль в
формировании общества, основанного на взаимном
доверии.
Тезисы
Вебера вызывали неоднозначное отношение с момента их опубликования.
Многие
ученые утверждали, что факты не подтверждают превосходства протестантов
над
католиками в экономической деятельности, что современный капитализм
начал
вызревать в католических странах еще задолго до Реформации, что
причиной
экономического отставания этих стран стал не сам католицизм, а
Контрреформация.
Немецкий экономист Вернер Зомбарт заявлял, что ему
удалось
обнаружить функциональный эквивалент протестантской этики в иудаизме,
Роберт
Белла нашел его в японском буддизме эпохи сегуната
Токугава.
Можно
с полным основанием утверждать, что большинство современных экономистов
не
воспринимают тезисы Вебера – как и любое культурологическое объяснение
экономического роста – всерьез. Многие считают культурологию своего
рода
'запасным аэродромом', где совершают посадку ленивые социологи, не
способные
создать подлинно научные теории. Действительно, в попытках объяснить те
или
иные экономические и политические результаты воздействием культурных
факторов
следует проявлять осторожность. Предостережением здесь могут служить
работы
самого Вебера о других мировых религиях. В книге "Религия Китая:
конфуцианство
и даосизм",
опубликованной в
1916 г., он довольно мрачно оценивает перспективы экономического роста
в
конфуцианском Китае, чья культура, по его мнению, является почти таким
же
серьезным препятствием на пути развития современного капитализма, как и
культура японская.
Однако,
как мы теперь понимаем, движению Японии и Китая вперед препятствовала
не
культура, а засилье бюрократии, неразвитость политического процесса и
неудачные
политические решения. Как только эти недостатки были устранены, обе
страны
пережили настоящий экономический взлет. Культура – лишь один из многих
факторов, определяющих успех того или иного общества. Об этом
необходимо
помнить, сталкиваясь с утверждениями, будто терроризм, отсутствие
демократии и
другие явления, присущие Ближнему Востоку, связаны с исламом. В то же
время,
нельзя и отрицать значение религиозных и культурных факторов при
анализе
вопроса о том, почему в одних обществах институты функционируют
эффективнее,
чем в других. В католических государствах Европы экономическая
модернизация, да
и утверждение демократии, проходили дольше, чем в протестантских. Так,
'третья
волна' демократизации (по определению Сэмюэла Хантингтона)
в 1970х – 1990х гг., во многом охватывала именно католические страны –
Испанию,
Португалию, и ряд государств Латинской Америки. Даже сегодня в странах,
входящих в Европейский союз – при всем их светском характере –
отношение к
политической коррупции на протестантском Севере и средиземноморском Юге
существенно различается. В конечном итоге именно вступление в Союз
'щепетильных' скандинавов привело в 1999 г. к отставке руководства всех
его
исполнительных структур из-за незначительного коррупционного скандала с
участием бывшего премьер-министра Франции.
Однако, "Протестантская этика" ставит куда более фундаментальные вопросы о роли
религии
в жизни современного общества, чем можно было бы предположить исходя из
большинства спровоцированных ею дискуссий. Вебер утверждает, что в
современном
мире трудовая этика существует отдельно от породившего ее религиозного
рвения,
превратившись в элемент рационального, 'научного' капитализма. По
Веберу,
общественные ценности формируются не рациональным путем, а за счет
творческого
импульса, первоначально вдохновлявшего все великие мировые религии. В
конечном
итоге их источником является явление, которое он окрестил "харизматической
властью" – в первоначальном смысле этого греческого слова "отмеченной
Богом". В
современном мире, по его словам, на смену подобному типу власти
приходит другой
– рационально-бюрократический, который, устанавливая на земле мир и
процветание, одновременно омертвляет человеческий дух (помещая его в
так
называемую "железную клетку"). Современную эпоху все еще преследует "призрак
мертвых религиозных верований", но подлинной духовности она в основном
лишена.
Особенно, по мнению Вебера, это касается Соединенных Штатов, где "погоня за
богатством, лишенная религиозного и этнического смысла, все больше
связывается
с чисто земными страстями".
Вопрос
о том, насколько веберовская картина современного мира актуальна
сегодня, через
сто лет после выхода "Протестантской этики", заслуживает более
тщательного
рассмотрения. Во многом, конечно, она подтвердилась с убийственной
точностью:
рациональный, "научный" капитализм распространяется по планете, принося
во
многие регионы мира материальный прогресс, и сплачивая его воедино в "железной
клетке", которую мы сегодня называем
глобализацией.
Однако
бесспорно и другое: религия и религиозные страсти отнюдь не угасли:
проявлением
этого является не только воинствующий ислам, но и глобальный взлет
протестантского
евангелизма, который, по крайней мере с количественной точки зрения,
вполне
способен поспорить с исламским фундаментализмом в качестве источника
подлинной
религиозности. Возрождение интереса к индуизму у представителей
среднего класса
Индии, возникновение движения "Фалун Гонг" в Китае (секта приверженцев
буддийского философского учения, связанного с медитацией и
оздоровительной
гимнастикой – прим. перев.), "взлет" православия в России других
посткоммунистических странах, сохраняющееся влияние религии в Америке –
все это
позволяет предположить, что секуляризацию и рационализм вряд ли можно
считать
неизменными "повивальными бабками" современности.
Можно
даже поставить вопрос шире: что именно следует считать религией и
харизматической властью? Одной из характерных черт прошедшего столетия
стало
появление, по определению немецкого теоретика Карла Шмитта, "политико-религиозных" движений, таких как нацизм или
марксизм-ленинизм,
основанных на страстной вере в иррациональные по сути постулаты.
Марксизм
претендовал на научность, но в реальном мире его приверженцы следовали
за
вождями вроде Ленина, Сталина или Мао с такой слепой верой в верховную
власть,
что в психологическом плане ее невозможно отличить от религиозного
рвения. (Во
время "культурной революции" в Китае следовало с осторожностью
относиться к
старым газетам: если кто-то садился на газету с портретом Мао, или
заворачивал
в нее рыбу, виновника подобного святотатства могли заклеймить как
контрреволюционера).
Как
это ни странно, веберовская картина современного мира, где действуют "специалисты без души, сластолюбцы без сердца" куда больше подходит к
современной Европе, чем к сегодняшней Америке. Нынешняя Европа –
мирный,
процветающий континент, рационально управляемый Евросоюзом, и абсолютно
светский. Европейцы по-прежнему употребляют такие понятия как "права
человека"
и "человеческое достоинство", которые уходят корнями в христианские
ценности их
цивилизации, но мало кто может внятно объяснить, почему они до сих пор
верят в
эти принципы. О Европе с куда большим основанием, чем об Америке, можно
сказать, что по ней бродит "призрак мертвых религиозных
верований".
Таким
образом, веберовская "Протестантская этика" сыграла важнейшую роль в
качестве
стимула серьезных дискуссий о роли культурных ценностей в современную
эпоху.
Однако в качестве труда по истории современного капитализма или с точки
зрения
социального прогнозирования ее научная точность оставляет желать
лучшего.
Жестокий век, наступивший после публикации книги, не знал недостатка в
примерах
харизматической власти, а новое столетие, похоже, будет в этом
отношении еще
богаче. Стоит задуматься: может быть веберовская ностальгия по
подлинной
духовности – можно даже сказать, его своеобразное ницшеанство – не так
уж и
справедлива, а жизнь в "железной клетке" современного рационализма – в
конечном
итоге не так уж и ужасна.