Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Международный женский день – наверное, единственный праздник,
который остался любим и дорог нашему народу несмотря на свое
коммунистическое происхождение. Это не просто лишний выходной, это день
радости для многих и многих людей. Отношение православных христиан к 8
марта неоднозначно.
Кто-то от всего сердца дарит дорогим ему
женщинам цветы и стремится оказать им внимание. Кто-то не только не
признает женский день, но и активно выступает против. Каково же
православное отношение к этому празднику?
Лично мне праздник 8-е
марта в современном виде не очень понятен. В советское время это был
«красный день календаря», день, когда чествовали первых революционерок,
а вслед за ними и всех советских женщин, внесших свой вклад в дело
Октябрьской революции. Заодно не могли не почествовать и советскую
власть, даровавшую женщинам «права и свободы». Во времена перестройки
коммунистическая основа, придающая этому празднику некоторую
осмысленность, ушла, освободив место для торжествующего в наши дни
романтического культа женственности.
Для меня до сих пор
нерешенными остаются некоторые вопросы. Что это за день женщины как
таковой? В чем заслуга большей части жителей России, имевшей счастье
родиться женщинами? Что мы празднуем? Однако отсутствие ответов и
неприязнь к коммунистической идеологии никогда не мешали мне понимать,
что логика и знания тут ничего не решают. Слабая половина человечества,
принимая доводы и исторические справки разумом, сердцем отвергает все
это и ждет того, что бесконечно дорого в любое время: заботы и внимания
безотносительно своих личных качеств и заслуг. То, что у меня есть
некоторые недоумения, совсем не значит, что я не признаю 8 марта или
отвергаю его. Я вижу и знаю, насколько женский день значим и любим.
Более того, я вижу, что и православные женщины и девушки вопреки
анти-клара-цеткиновской пропаганде, стараются в этот день одеться
понаряднее, ждут в этот день поздравлений, надеются на оказанное
внимание и очень радуются букетикам первоцветов.
Для себя я
понял, что в данном случае не важно мое отношение, важно откликнуться
на возможность сделать добро, послужить тем, кто рядом, доставить
радость знакомым женщинам.
О неприятии праздника православной общественностью
Напомню,
что в основе православной критики лежит неприятие самих истоков
праздника: коммунистических и, как это ни странно прозвучит, иудейских,
возникших в результате новейших изысканий некоторых богословов. Но это
скорее повод для отвержения, чем серьезный аргумент. Для всех очевидно,
что ни одна женщина 8 марта не вспоминает Розу Люксембург или праздник
Пурим, для нее это просто женский день, ее день.
Более серьезным
мотивом для критического взгляда на 8 марта следует признать вполне
оправданное неприятие православным сознанием безответственного
романтизма, культа сексуальности и эмансипации, навязываемых
современной культурой. В этом смысле православные традиционны и
отстаивают некоторые ключевые для христианства ценности, среди которых
одна из первых – семья. Семейной жизни трудно начаться и состояться без
ответственности, понимания уникальности призвания мужчины и женщины,
без желания иметь детей. Христианство отвергает пренебрежение семейными
ценностями в разных сферах современной культуры, в том числе и в
философии праздника 8 марта.
Наряду с такими рассуждениями
присутствует и более радикальная точка зрения, отвергающая этот
праздник вовсе. Она по сути ультимативна: если нельзя сделать
церковным, надо отвергнуть. На деле это порой проявляется в
категоричном отказе православных христиан от поздравлений в этот день и
от празднования его с неверующими друзьями.
Думаю, такой подход
продиктован неадекватной оценкой своего положения в стране и обществе,
недопониманием того, что православные царства и империи, православная
культура, православное традиционное воспитание, да и вообще
традиционное общество ушли в прошлое. Да, христиане, христианские семьи
призваны по силам воплощать в своей жизни некоторые из идеалов прошлого
социального устройства, но массовое воплощение этих моделей невозможно,
это надо признать.
Сам подход к женщине, воспеваемый праздником
8 марта, мало совместим с православным мировоззрением и тем более с
традиционной ролью женщины в семье, обществе и Церкви. Да в прошлом
жизнь женщины была другой. Некоторые считают, что эта жизнь больше
соответствовала женской природе. Но теперь-то все это ушло и ушло
навсегда. Пора признать такое положение вещей и исходить из этого.
Несколько поколений женщин за добрую сотню лет воспитаны на либеральных
основах, где царствует романтизм, где роль женщины определяется
совершенно иными, социальными ценностями и моделями, эпохи
постиндустриализма. Женщины включены в производство, они составляют
около половины всей рабочей силы страны. Экономическая независимость и
наличие противозачаточных средств дали женщинам социальную
независимость и возможность жить самостоятельно. Православие сегодня
живет в совершенно ином мире, чем даже 80 лет назад. Поэтому оголтелую
критику и огульное отвержение праздника 8 марта нельзя считать
адекватными.
Совершенно карикатурно, надуманно выглядят попытки
ввести свой альтернативный православный женский праздник в День памяти
святых жен мироносиц. Тех женщин, что вопреки опасности, пришли
совершить обряд погребения над умершим Христом и тем самым стали
первыми свидетельницами Воскресения Христова. Совершенно очевидно, что
этот церковный праздник, воспевающий веру и подвиг конкретных женщин,
призывает христиан подражать именно этим их качествам, а не
женственности как таковой. Праздновать подвиг веры и естество природы
одновременно невозможно. Радовать же одних только православных женщин
цветами и подарками, выделяя их особую православную женственность, по
меньшей мере странно.
Какое же возможно отношение?
Я
думаю, что в советское время православные христиане более трезво
реагировали на окружающую действительность. Они четко понимали свою
роль и свои возможности. Было очевидно, что православие на грани
исчезновения, жить амбициями и мечтами, требовать, чтобы мир
перестроился, невозможно. Надо было жить своей жизнью, созидать Церковь
и личную христианскую жизнь. Я не помню, чтоб так откровенно в начале и
середине 90-х противились 8 марта, как это происходит порой сейчас в
православной среде. Возможно, было живо понимание, что это не просто
государственный праздник, который не будет отменен, но и один из
немногих праздников, который нравится людям.
Надо признать, что
праздник 8 марта как нельзя лучше соответствует сложившемуся в обществе
положению вещей, от женского дня невозможно просто отмахнуться. Женский
день надо принять как данность нашей общественной и государственной
жизни, как нечто важное для десятков миллионов наших сограждан, и
строить свое отношение исходя из этого.
Создавать альтернативные
православные праздники не имеет смысла. Идеи, наполняющие светские
торжества и веселья, невозможно вместить в дни церковного календаря.
Церковный календарь существует для тех, кто считает себя христианином,
светский – для всех желающих. Пока со стороны Церкви нет официального
заявления о том, что тот или иной праздник неприемлем для христиан –
участие в нем личное дело каждого.
Могут ли христиане наполнить
празднование 8 марта своим смыслом? Воспользоваться как поводом, чтобы
поздравить женщин с их днем, прославляя при этом не эмансипацию и
сексуальность? Конечно, могут. Христианству есть что сказать о женщинах
и женщинам.
Да, это будет особый контекст, особое видение, но
оно будет не менее радостное и торжествующее, чем то, к которому все
привыкли. Прежде всего это может быть радость о том, что Бог сотворил
женщин и тем восполнил мужское бытие. Женщина - существо во многом иное
и в то же время способное многим обогатить жизнь мужчин. Эта
уникальность природы говорит об уникальности призвания, об особой роли
женщин, и это тоже достойно воспевания и радости. Известный английский
писатель Гилберт Честертон писал, что любовь мужчины и женщины
прекрасна и их союз - это чудо и радость именно потому, что они разные,
а если бы все люди были одинаковы, то скучный вышел бы роман.
Женский
день может стать праздником, когда христиане воспевают женщин как жен и
матерей – тех, без кого невозможно было бы семейное счастье, радость
иметь и растить детей. Ведь семья имеет не только богословское
измерение, но и простое человеческое, в котором женщина, ее труд, ее
любовь достойны всяческих похвал. Любая женщина, будь она христианка
или нет, нуждается в мужском внимании и заботе, надеется на понимание и
поддержку.