Газета «Наш
Мир» Недавняя кровавая операция, проведенная
Израилем в cекторе Газа, породила много вопросов не только о сути
нового этапа израильско-палестинского противостояния, но и о том, чем
живет и руководствуется само израильское общество. Для россиян это
государство, несмотря на большое количество репатриантов из нашей
страны, в значительной степени продолжает оставаться малоизвестным.
Оттого для многих российских читателей в свое время настоящим открытием
стали книги и статьи русскоязычного израильского автора Исраэля Шамира. Шамир,
вне всякого сомнения, весьма яркая и примечательная фигура. Наш бывший
соотечественник из Новосибирска, диссидент, отчисленный из института и
проникшийся сионистскими идеями, репатриант в Израиль 1969 года,
участник арабо-израильской «войны Судного дня» 1973 года, впоследствии
разочаровавшийся в сионизме, ныне является убежденным левым, защитником
прав палестинского народа, а также сторонником создания на территории
Израиля и Палестины единого государства для евреев и арабов. В
телефонной беседе с Русланом Курбановым Исраэль Шамир отвечает на
вопросы о сегодняшней общественной и политической ситуации в самом
Израиле и вокруг него.
- Как вы оцениваете итоги выборов, прошедших недавно в Израиле, и
изменение партийно-политического ландшафта в результате этих выборов?
- Результаты выборов, на момент нашей беседы, практически уже
окончательные. Вряд ли будут уже заметные подвижки. Голоса практически
все сосчитаны. Среди наиболее интересных итогов этих выборов — резкое
падение социал-демократов. То есть тех, кто условно называется
«израильскими левыми».
Они, фактически, ушли в полураспад, выпали в осадок. Сожалеть по этому
поводу не приходится, потому что кому нужна соль, если она несоленая.
Ее бросают под ноги. Потому что израильские «левые» перестали быть
«левыми» как в общественном, так и внешнеполитическом смысле. Они
утратили всякий смысл своего существования. И они заслужили то, что их
избиратель от них отвернулся.
- Насколько на итоги выборов повлияла последняя военная операция Израиля в секторе Газа?
- Цель такая у израильских политиков была, но она никем не была
достигнута. К примеру, министр обороны и лидер рабочей партии «Авода»
Эхуд Барак. Его партия провалилась на выборах с таким треском, с каким
она никогда не проваливалась. А это ведь бывшая правящая партия,
которая создала Израиль и правила с момента возникновения и до 1977
года. А сейчас она стала четвертой по величине партией и практически
сошла с политической сцены.
Или взять Ципи Ливни, которая тоже была очень воинственной. Тоже не
видно, чтобы у нее был оглушительный успех. Биньямин Нетаньяху тоже
поддерживал боевые действия. И не выиграл. Конечно, пострадал во время
войны «Мерец». Это левая социалистическая партия, у которой все-таки
были прогнозы, по крайней мере, на 5—6 мандатов. Но они поддержали
войну, и в результате их избиратели от них ушли. Они оказались с тремя
мандатами, практически, на улице.
- Как вы оцениваете итоги операции в Газе для самого Израиля и для Палестинского сопротивления?
- Конечно, ХАМАС, в некотором смысле, одержал победу. Поскольку они
находились в таком положении, что нужно было любой ценой выжить,
уцелеть. Для них, действительно, не выбросить белый флаг означало
победить. И они в этом смысле устояли.
Более того, они и на сегодняшний день еще не согласились с израильским
предложением о перемирии. И прямо за 30 минут до голосования выпустили
еще одну ракету по какому-то участку израильской территории, показав,
что они вполне еще боеспособны. Несмотря на страшную бойню, поставить
на колени ХАМАС все же не удалось.
В этом смысле, конечно, можно говорить о победе ХАМАС. Это пусть и
очень выстраданная, но все же победа. Кроме того, им удалось не только
устоять, но и добиться того, что с ними сейчас ведутся очень серьезные
переговоры. Чего не хотели делать раньше. Положение у них, конечно,
тяжелейшее, но оно было таким и раньше.
Что же касается самого Израиля, то я, при всем своем желании, не могу
увидеть хоть какое-то достижение. Даже если очень постараться, даже
если занять любую позицию, присутствовавшую в израильском обществе,
Израиль в результате этой операции не получил ничего того, что он мог
бы получить и без нее.
Убита масса палестинцев, отношение к Израилю в мире лучше не стало. Ну
и для чего все это было предпринято? Каков был положительный результат
этой операции для Израиля? Совершенно никакого!
- Каким вы видите ближайшее будущее ХАМАС после этой операции?
- Есть несколько вариантов развития ситуации. Самый оптимальный для
ХАМАС вариант из вероятных — это, например, заключение перемирия с
Израилем на полтора года, открытие по этому соглашению всех КПП по
периметру сектора Газа и прекращение его блокады. И если на последующих
выборах в палестинский парламент и на пост президента палестинской
автономии ХАМАС примет участие, то тогда он будет просто в шелке. Этот
вариант для ХАМАС будет для него самым замечательным.
- Получается, что ХАМАС только укрепил свои позиции в палестинском
обществе? Но смирится ли сам Израиль и само израильское общество с тем,
что ХАМАС теперь стал практически неуничтожимым?
- А что Израиль может сделать? Помните старый русский анекдот со
словами: «А вы их дустом пробовали?» Так тут же не только дустом
пробовали, но и белым фосфором. Дело не в том, что Израиль чего-то не
пробовал для уничтожения ХАМАС или чего-то не сделал. Нет, Израиль
сделал все, что смог. Семь мечетей разбомбил, школы уничтожил, более
500 детей положил. И к чему все это теперь приведет? Если ты сделал уже
все, что смог, то после этого и пугать-то уже нечем…
- А какие пути для прекращения противостояния с ХАМАС предлагаются в
самом израильском обществе? Или общество осознает, что это
противостояние будет бесконечным?
- Да, в общем-то, никому в Израиле этот ХАМАС не мешает жить. И Газа
никому не мешает. Эта операция на самом деле была никому не нужной. Как
говорится, «Вас беспокоит Гондурас? Так вы его не чешите». Не было
никаких оснований у Израиля затевать эту войну. И ХАМАС никого не
беспокоил, и они могли не беспокоить ХАМАС…
- Каким вы видите решение конфликта между израильтянами и
палестинцами? Какое решение конфликта было бы идеальным для обеих
сторон?
- На мой взгляд, идеальным вариантом была бы полная интеграция
палестинских территорий и того, что называется Израилем. Чтобы возникло
нормальное государство с равными правами, где не было бы преимуществ ни
у тех ни у других. Мне это кажется наиболее простым вариантом решения
проблемы.
- Но насколько это реально?
- Я думаю, что никакого другого варианта не будет. Остальные варианты будут промежуточными и стабильности не принесут.
- И каким путем это может быть достигнуто? Опять через большую кровь или все-таки через переговоры?
- Хотелось бы, конечно, чтобы через переговоры. Другой вариант, что это
может стать возможным просто в результате усталости материи. Просто
люди, может быть, в конце концов устанут от противостояния...
- А вы ощущаете эту усталость внутри израильского общества?
- По правде говоря, пока не очень остро. Израиль-то от неспокойных
палестинских территорий очень плотно отгорожен. И то, что происходит
там, в Израиле напрямую не ощущается. Если не изменится международная
ситуация, то Израиль в этой ситуации может протянуть еще очень долго.
- После неудач Израиля в Ливане и Газе, после укрепления Хизбуллы и
ХАМАС многие аналитики уже предсказывают скорый конец Израиля. Рисуются
самые апокалиптические сценарии. К примеру, Станислав Хатунцев
предсказывает, как к границам Израиля «стекаются добровольцы-моджахеды
со всего мира», как «корпуса шахидов устилают библейские холмы горами
собственных трупов», как «геройской смертью гибнет подразделение»
«гиперсиониста» Авраама Шмулевича, а израильтяне спасаются бегством из
приморских городов «на чем попало, вплоть до досок для серфинга».
Насколько реален подобный сценарий?
- Все-таки «толпы моджахедов» — это сон в летнюю ночь. На сегодняшний
день — вещь совершенно нереальная. Мы видели, как израильские войска
вошли в Газу, как они вышли из Газы, практически никого не потеряв. Нет
пока у палестинцев никакого военного ответа. У них даже нет возможности
нанести хоть какой-то серьезный ущерб Израилю, даже самый маленький.
Давайте возьмем, к примеру, средний миллионный город в России. Сколько
там человек погибает от бандитов в течение года? Ну, человек 50—100. Но
палестинцам не удается убить столько израильтян. Иными словами, даже
уровень какой-нибудь поножовщины где-нибудь в Рязани у них не
получается устроить.
А ведь из Рязани пока люди не бегут. Даже военного сценария тут пока не
просматривается. Ситуация может измениться, если начнут меняться
внешние факторы, если падет режим Мубарака в Египте... Если Ирану
удастся замириться с США, причем без своего полного разоружения... Если
правительство в Ираке займет патриотические позиции... Только если
вокруг Израиля произойдут серьезные подвижки… Если в Москве произойдут
серьезные изменения… Если в Вашингтоне произойдут серьезные изменения…
Только в этом случае возможно изменение ситуации в самом Израиле и
Палестине. Пока же ситуация такова, что собственно сами палестинские
силы расклад сил в регионе изменить не смогут.
- С момента своего создания Израиль руководствовался политикой
постоянного расширения своего жизненного пространства. Он занимал все
новые и новые палестинские территории, безостановочно расширяя свои
границы. Как обеспечивалось и обеспечивается постоянное расширение
границ Израиля? Мифом о Великом Израиле от Нила до Евфрата? Каковы
границы, до которых еще готов расширяться Израиль? И насколько это
расширение ему по силам после неудач в Ливане и Газе?
- На сегодняшнем этапе я не вижу возможности этого. Конечно, миф о
Великом Израиле от Нила до Евфрата где-то существовал в общественном
сознании, но не думаю, что это была какая-то реальная политическая
парадигма. Границы Израиля, в общем-то, существуют в понимании людей. И
они совпадают с границами Палестины, находившейся на тот момент под
британским мандатом. То есть они включают в себя то, что называется
Израилем и то, что осталось от палестинских территорий.
- Означает ли это, что внутреннее напряжение внутри
израильского общества будет сохраняться до тех пор, пока будут
сохраняться эти палестинские вкрапления в «тело израильского
государства»?
- Конечно. Но эти палестинские территории никуда же не денутся. И
желательно эту проблему с поиском формулы сосуществования как-то
разрешать. Но я не вижу пока, чтобы кто-то в Израиле всерьез о таком
разрешении задумывался.
- Почему палестинцы утверждают о притеснениях арабов в Израиле, если
они там представлены в парламенте и даже получают министерские посты?
- Конечно, они дискриминируются, это бесспорно. Другой вопрос, что,
будучи ущемляемыми в правах, они же сравнивают свое положение не с
положением евреев в России. Иначе они бы обзавидовались. Израильские
арабы сравнивают свое положение с положением своих же
братьев-палестинцев в двух шагах от них.
Они понимают, к примеру, что «у нас ситуация такая, что мы не можем
получить работу, но мы можем подъехать к морю и посмотреть на море». «А
вот наши братья, которые живут буквально в двух километрах от нас, они
даже на море не могут посмотреть». Или «мы можем иногда поехать в
Иерусалим и посетить мечеть аль-Аксу, а они не могут…»
Поэтому израильские арабы хоть оправданно и жалуются на дискриминацию,
но, как видите, до отчаяния большого не доходит. Ведь даже во время
войны в Газе не было больших волнений среди израильских арабов.
Напряжение среди них, конечно же, было. Но оно не вылилось ни в большие
демонстрации, ни в противостояние с полицией.
- Получается, что израильские арабы все-таки дорожат своим
гражданством, стараются его сохранить и показать какую-то лояльность
тому обществу, в котором они проживают?
- Все-таки у них положение такое, что они, в общем-то, жить могут. Трудно, противно, плохо, но могут.
- Правда ли, что иммигранты из России в Израиле являются наиболее
горячими сторонниками войны и жестких мер по отношению к палестинцам?
- Это, конечно же, очень грустная тема. Среди них очень много
отморозков. Очень много. Конечно, далеко не все. Российские иммигранты
в Израиле не очень-то понимают, что происходит, не очень-то видят и
осознают серьезность проблем. И потом, с ними произошла еще такая вещь,
что они все-таки стали израильтянами третьего сорта.
Очень важно понять, что если эти евреи в России были людьми первого
сорта, то здесь они вдруг оказываются людьми третьего сорта. И когда
люди оказываются вдруг третьим сортом, то им очень и очень важно знать,
что есть четвертый сорт. Вот вы, к примеру, живете в Москве и прекрасно
понимаете, как себя там ощущают выходцы с Кавказа.
Но при этом вы в любой момент можете посмотреть вокруг и увидеть,
каково положение человека, приехавшего в Москву из Таджикистана, и
сравнить, насколько лучше ваше положение. И тогда у вас рождается
понимание того, что кому-то может быть еще хуже и что ваше положение
еще терпимо.
- Много ли в Израиле репатриантов с Кавказа? Каковы их политический вес, политические пристрастия и политическая активность?
- В Израиле есть грузинские евреи. Это довольно-таки большая община.
Есть горские евреи. В общем-то, и те и другие экономически неплохо
преуспевают. Политически ни те ни другие особенно не активны. Они,
конечно же, пылкие националисты и сторонники еврейского государства. И
потом, насколько мы знаем, на Кавказе есть очень сильная традиция
племенной верности.
Какие-то там западные либеральные идеи там, на Кавказе, не получают
особого распространения. И вот приезжают в Израиль эти люди и начинают
ощущать, что «вот, мол, мы принадлежим к титульной нации». То есть они
воссоздают для себя какую-то такую, скажем, дагестанскую ситуацию
верности своему племени…
- То есть они привносят в израильское общество какой-то кавказский колорит и кавказскую специфику?
- В некотором смысле, безусловно. В плане такого племенного
национализма. Но другой вопрос, что они не являются таким уж большим и
сильным элементом израильского общества. Они нами воспринимаются как
что-то такое дополнительное к бухарским евреям, которые все-таки
сильнее. Да и они сами, видимо, ощущают какое-то родство. Потому что
они, обычно, вместе выступают электорально.
- В чем секрет обеспечения единства такого разнородного израильского общества? Страх перед войной, перед тотальным уничтожением?
- Главное орудие, которое используют израильские элиты, это все-таки
войны. Войны и запугивание тем, что, мол, с той стороны «злой араб
ползет на берег, точит свой кинжал». Вот таким манером людей и
удерживают вместе. Особенно хорошо это было заметно в 2000 году, к
которому Израиль пришел после долгого мирного промежутка. В том году
очень раскалилась межобщинная рознь внутри самого Израиля.
И вот тогда была спровоцирована израильскими шовинистами Вторая
интифада. И она привела к внутреннему миру среди еврейских общин. То же
самое происходило и в 1973 году. К тому времени тоже вырос внутренний
антагонизм, появились израильские «черные пантеры», начались социальные
волнения и протесты. Тут началась война 1973 года — «черные пантеры»
исчезли. Секрет этот прост. Хочешь сплоченности в обществе — устраивай
войну.
- Насколько велика была поддержка Израилем Грузии в последнем
конфликте на Кавказе? Присутствовала ли и обсуждалась ли эта тема в
израильском публичном пространстве?
- В Израиле есть бизнесмены, которые были привлечены Грузией. Было
немало людей из армии, связанных с Грузией. Но сказать, что была
какая-то массовая поддержка Грузии, это был бы явный перебор. По
большому счету в Израиле не было ни массовой поддержки, ни массового
осуждения ни той ни другой стороны.
Хотя до начала войны Израиль посылал много оружия в Грузию. А
израильские военные инструкторы якобы действовали в Грузии как частные
лица, а не как представители израильской армии. Каждый из них
представлял собой вольнонаемного специалиста. Они там просто «бабло
рубили».
А израильские вольнонаемные военные специалисты служат в огромном
количестве стран. В любой стране Африки или Латинской Америки, в любой
стране вы их найдете. У нас армия выпускает много людей, занять их всех
страна не может, и они сами ищут себе заработок на стороне.
Кроме того, Израиль сейчас еще замечательно заработал и на
реконструкции Грузии. У нас недавно прошло очень интересное сообщение о
том, что израильские бизнесмены получили 40% всех контрактов по
восстановлению Грузии. А это все-таки огромные суммы, поскольку
американцы выделили большие деньги.
И потом к нам приезжает не так мало грузинских туристов. В принципе,
отношения с Грузией хорошие. Но нельзя сказать, что это делается за
счет России. Все-таки Россия гораздо больше и гораздо важнее для
Израиля по всем параметрам, чем Грузия. Нельзя сказать, что Израиль
ради дружбы с Грузией готов был бы чем-то рискнуть. Ведь «ласковое теля
двух маток сосет».
- Насколько присутствует в израильском публичном пространстве тема
иудейского государства на Кавказе — Хазарии? Вспоминают ли израильтяне,
что в истории было такое государство, исповедовавшее иудаизм?
Существует ли интерес к нему?
- Недавно в Израиле вышла книга, которая стала бестселлером. Книга
написана профессором педагогического университета и носит несколько
провокационное название «Когда был выдуман еврейский народ?» В этой
книге проводится мысль, что те, кто сегодня называют себя евреями, это
в основном потомки различных народов и племен, которые были обращены в
иудаизм, в частности хазары.
И до этой книги о хазарах в Израиле писали. Эта вещь, в принципе,
известная. Но при этом я не могу сказать, чтобы очень многие люди на
эту тему задумывались. Потому что в основе сионистского мифа лежит идея
о том, что евреи жили в Палестине, были изгнаны из Палестины и
вернулись в Палестину. То есть существует некоторая
палестиноцентричность израильского сознания. А разговоры о хазарах
иногда могут кого-то и напрячь…
- Потому что они нарушают чистоту сионистского мифа?
- Конечно. Но, видимо, это напрягает не настолько сильно. Судя по большому успеху этой книги, израильтяне с этим как-то живут...
|