Газета «Наш
Мир» 25 февраля, при подлете к аэропорту Schiphol, города Амстердам потерпел катастрофу самолет авиакомпании Turkish Airlines. Он следовал рейсом №1951 по маршруту «Стамбул – Амстердам». На борту самолета находилось 135 человек. Первой причиной катастрофы самолета «Боинг-737» в Амстердаме была названа нехватка керосина. Об этом сообщила группа независимых авиационных экспертов. «Сейчас многие авиакомпании экономят на горючем: в самолеты заправляют как можно меньше резервного керосина, чтобы снизить расходы. На то, что кончилось горючее, указывает факт прекращения работы сразу обоих двигателей «Боинга», — процитировал мнение одного из экспертов нидерландский телеканал.Возможность террористического акта эксперты исключили с самого начала - об этом заявил представитель нидерландского Национального координатора по борьбе с терроризмом. По словам представителей аэропорта, катастрофа произошла в среду в 10:40 по местному времени. В Амстердаме было облачно. Прилетевший в Нидерланды из Турции самолет начал заходить на посадку, но, не дотянув до полосы несколько сотен метров, упал в поле недалеко от оживленного шоссе.При падении лайнер развалился на три части. Три больших фрагмента самолета упали около одной из четырех взлетно-посадочных полос аэропорта — в 100-150 метрах от автострады А-9.На борту самолета находилось 127 пассажиров и семь членов экипажа. Погибли девять человек: в том числе четыре гражданина США и пять граждан Турции, включая командира корабля и двух членов экипажа. Десятки людей получили травмы. Ранения многих людей оказались очень серьезными.Шесть человек по-прежнему находятся в критическом состоянии, сейчас врачи оказывают им помощь. По свидетельствам очевидцев и выживших пассажиров, при заходе на посадку, находясь примерно в 600 метрах над землей, самолет резко потерял высоту и упал. Удар пришелся на хвостовую часть лайнера, который от удара развалился на три части. В районе крушения “Боинга” были обнаружены и отправлены на расшифровку в Париж, бортовые самописцы (черные ящики).Следователи, изучающие обстоятельства аварии самолета авиакомпании Turkish Airlines в аэропорту Амстердама, заявили, что на лайнере был неисправен высотомер.Председатель голландского совета по авиабезопасности Питер ван Волленховен сказал, что самолет шел на посадку в автоматическом режиме, и именно неисправность высотомера привела к резкой потере скорости. По словам эксперта, когда самолет шел на посадочную полосу, реальная высота составляла чуть менее 600 метров, при этом высотомер показывал, что лайнер уже находится у самой земли. Так как самолет в этот момент был на автопилоте, его системы восприняли данные о высоте, как уже состоявшуюся посадку, и стали сбрасывать скорость. Незадолго до аварии пилоты дважды сообщали о неисправности высотомера на данном самолете. Питер ван Волленховен заявил, что компания Boeing должна проинформировать о возможных проблемах с высотомером все компании, использующие аналогичные самолеты.Тем временем нидерландские СМИ продолжают обсуждать вопрос: что помогает людям не погибнуть в авиакатастрофе? Этому посвящено исследование профессора математического моделирования гринвичского университета в Лондоне Эда Галеа. Boeing 737-800 авиакомпании Turkish Airlines 25 февраля рухнул, не долетев до посадочной полосы около пятисот метров. На его борту находились 135 человек, из них погибли девять.Один их выживших - пассажир по имени Роб де Кнехт - умудрился за неделю попасть в две авиакатастрофы. Причем оба рейса вылетали из Стамбула. 19 февраля Де Кнехт сел в самолет, который должен был лететь в северный Ирак, но потерпел аварию и загорелся еще на взлетной полосе. Тогда Де Кнехт отделался легким испугом. Неделей позже – переломом четырех ребер.Вот что он рассказывает об амстердамской катастрофе: - Полет прошел очень спокойно, в Стамбуле мы взлетели плавно, начав снижение над Амстердамом, пилот произнес рутинное “Экипаж, приготовиться к посадке”, двигатели гудели без перебоев, и вдруг мы резко осели метров на 80 – я даже подпрыгнул в кресле. Я услышал, как хвост самолета со скрежетом задел землю. Потом удар – и мы рухнули на землю. Я сразу вскочил и огляделся, нет ли где пламени или дыма – в таком случае надо как можно быстрее выбираться наружу. Я все продумал, решил в случае пожара перескочить через несколько рядов кресел. Но пожара не было. Люди не паниковали. Кое-кто толкался и покрикивал, но особой паники не было, все начали выбираться из самолета. Повезло? В этом случае - да. Но Эд Галеа утверждает, что выжить в критической ситуации людям помогает не только простое везение. Последние несколько лет профессор посвятил исследованию вероятностных факторов выживания в авиакатастрофе, изучив более тысячи частных случаев пассажиров 105 роковых рейсов. Результатами своих исследований он поделился в эфире нидерландской телепрограммы “Нетверк”.- Наши исследования показали, что многие из тех, кто в итоге выжил в авиакатастрофе, заранее задумывались, как они будут действовать в случае аварии. Вопрос жизни и смерти решается в считанные секунды, потеря времени – самое страшное в этой ситуации, необходимо выбираться из самолета как можно быстрее. Одно из интересных наблюдений, сделанных нами в ходе исследования: оказывается, в случае аварии пассажирам не удается быстро высвободиться из-под ремня безопасности! Причина заключается в том, что в состоянии паники многие начинают действовать на автомате. Как мы расстегиваем ремень безопасности каждый день в автомобиле? Путем нажатия кнопки на пряжке. В результате многие пассажиры, пытаясь расстегнуть ремень в самолете, вместо того, чтобы потянуть за скобу пряжки, по многу раз нажимают на нее и не успевают вовремя подняться с места.Самой ранней авиакатастрофой, которую Галеа включил в исследование, стало крушение самолета под Манчестером в 1985 году. - Из этой аварии мне особенно запомнился рассказ одной молодой женщины, которая никак не могла выбраться в проход между рядами, потому что большинство пассажиров продолжали сидеть на местах. В оцепенении они никак не реагировали на то, что салон начал заполнять дым, начинался пожар. И тогда эта женщина стала перелезать через кресла и сидящих в них людей. Это было рациональным решением в данной ситуации, даже если со стороны ее поведение могло показаться чем-то чрезмерным, проявлением паники. Для большей безопасности не мешает правильно выбрать место в салоне перед началом полета. Ведь в случае задымления салона аварийный выход придется искать вслепую.- Я всегда считаю, сколько рядов от моего кресла до аварийного выхода – как по направлению к кабине, так и по направлению к хвосту. Наши исследования выявили интересные статистические данные: большинство выживших в авиакатастрофах пассажиров сидели на местах, расположенных в пределах семи рядов от доступного аварийного выхода. В более серьезных авариях, в ходе которых на борту начинался пожар, пассажиры, которые сидели в пределах пяти рядов от аварийного выхода, имели больше шансов выжить, чем погибнуть. Для тех же, кто сидел дальше пяти рядов, вероятность гибели превышала вероятность благополучного исхода. На вопрос, совместимо ли стремление как можно быстрее покинуть самолет и моральный долг помочь соседу, Галеа ответил: - Это чрезвычайно интересный вопрос. Ответ, который мы получили в результате наших исследований, меня лично очень обнадеживает. В большинстве аварий, которые мы изучили, люди помогали друг другу, даже в критической ситуации. Приятно было узнать, что если я попаду в подобную ситуацию, окружающие, скорее всего, окажут мне поддержку. Во многих случаях из тех 105 авиакатастроф, которые мы изучили, люди проявляли готовность помочь окружающим. |