Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
8 Марта – один из крупнейших праздников нашей страны. Его ждут и
отмечают миллионы людей по всему миру. Об истоках этого праздника мы попросили рассказать Гейдара Джемаля, председателя Исламского комитета России
Как мусульманин я вообще не считаю праздниками ничто из того, что имеет
основание не в Исламе, потому что отмечание дней такого рода и
превращение их в праздники имеет зороастрийское происхождение. Оно
связано с культом времени и культом определенных дней солнечного
календаря, в то время как наши мусульманские праздники привязаны к
лунному циклу. Поэтому они не имеют ничего общего с космическим ритмом
и космическим круговоротом вечного возвращения, носят не природный, а
теологическо-концептуальный характер и не зависят от состояния космоса.
Космические праздники ритуального характера, привязанные к солнечному
календарю, – это наследие зороастрийской культуры, в которой у каждого
дня из 365 был свой ангел – фаришта, отвечавший за этот день, и год
вращался как карусель, когда один и тот же день, один и тот же ангел,
оказывается через полный оборот в одной и той же точке. Поэтому каждый
день имел значение и был одним из ритуальных праздненств.
К космическим праздникам относится и 8 марта, поскольку и в календаре
православной церкви это некая дата. 8 марта, таким образом, имеет
двойной характер: это левый красный праздник, приуроченный к первой
забастовке ткачих в Чикаго в 1887 году, он институциализирован Кларой
Цеткин как первое вхождение женщин в политическую борьбу. Второй аспект
этого праздника – религиозный. Это делалось часто, поскольку левые
нередко ставили на место сакральных дат собственные праздники.
Тем не менее, нынешнее состояние общества с его постсоветским
менталитетом очень хорошо демонстрирует амбивалентность такого подхода:
одни и те же дни кто хочет, празднует, как бывшие советские праздники,
кто - как православные. Все это свидетельствует о глубоко укорененном
языческом отношении ко времени как к круговороту, как к некоему циклу,
и возвращает нас к тем бедуинам, которые, как приводится в Коране,
отказывались поклониться Всевышнему Аллаху, говоря: «Мы живем и умираем, и убивает нас только время».
Таким образом, празднование подобных дат сопряжено с непониманием
природы длительности, с идолопоклонством, с отказом от исповедания веры
в Единого Бога.