Газета «Наш
Мир» Тайна Чингис Хаана Россия, 2008 Режиссер: Андрей Борисов В ролях: Эдуард Ондар, Степанида Борисова, Ефим Степанов, Олег Тактаров
Почему
привычного нам Чингисхана на его родине теперь пишут через два "а", вы
из этого фильма не узнаете. Хотя догадаться не сложно: из гиперуважения
к персонажу, чья роль в истории нашего отечества до недавнего времени
считалась едва ли не самой зловещей. Впрочем для азиатских народов, так
или иначе самоидентифицирующихся через национальную мифологию - это не
столь очевидно. Их задача – донести до зрителя мысль, будто появление в
природе якутов, тувинцев, бурятов, калмыков, башкир, монголов и других
народностей региона обязано одному-единственному человеку. Загадка
этого фильма в другом: как можно умудриться за немыслимую для
провинциального кино сумму в $10 млн снять подобную белиберду? Ответ на
этот вопрос, как правило, тонет в ура-патриотических местечковых
реляциях: вот, глядите, мы хоть и нацменьшинства, а тоже умеем с
кинокамерой обращаться! У нас "мультикультурный проект". Вроде бы после
этого подобное кино рифмуется уже не с тем словом, о котором вы
подумали, а с гордым понятием "культурное и духовное развитие субъектов
Федерации". Как говаривал Остап Бендер, "песни народностей", куда
против этого попрешь? И прошу не обижаться, потому что любая профанация
остается таковой, независимо от величия поставленной задачи и
исторической значимости протагонистов.
По факту этот фильм – экранизация одноименного романа
писателя Николая Лугинова, он же числится и автором сценария. Якутский
режиссер Андрей Борисов уже ставил в республиканском Театре имени
Ойунского спектакль "По велению Чингисхана" в декорациях того же
Геннадия Сотникова, который стал художником-постановщиком фильма. И все
бы ничего, все как в национальном театре, за исключением того, что
Министерство обороны Монголии предоставило свою кавалерию для батальных
сцен в количестве, годном для экранизации великого переселения народов.
Но кино имеет свои законы, отличные от сценических, в частности, оно
куда более технологично. А по части применения новейших достижений
"Тайна Чингис Хаана" демонстрирует доисторическую ископаемость
российских регионов в означенном плане.
Создатели гордятся тем, что Москва к данному проекту
руку не прикладывала. А жаль, не было б столь мучительно наблюдать
полученный результат, если б авторы хоть краем уха слыхали о такой
кинодисциплине, как теория монтажа. Прибавьте сюда практически
авангардистскую попытку доведения актерской исполнительской манеры до
уровня кукольного театра. О прямом плагиате музыки Ханса Циммера
умолчим, в надежде на то, что этот корифей фильма не увидит и в суд не
подаст. А уж про то, что историки заявляют, будто Чингисхан и его
войска вообще никогда не были на территории современной Республики Саха
– забудем. Короче говоря, провинциализм такой степени очистки вряд ли
идет на пользу какой бы то ни было национальной культуре.
Что касается сюжета (фильм, между прочим, идет два часа!), то о жизни
Темучина, будущего, то есть Чингис Хаана, существует ровно одна, упорно
воспроизводимая из фильма в фильм легенда. Если вы смотрели недавний
"Монгол" Сергея Бодрова-ст., то пересказывать ее нет смысла. Для
новичков в чингисханологии скажу: когда из длинноволосого толстячка,
подрастая, вы превращаетесь в воина-супергероя, ничего не остается, как
возомнить себя избранником сил небесных. Обычно окружающие без слов
соглашаются, что и дает любому пассионарию право установить гегемонию
на вверенной богами территории. Каноническое "житие" Темучина включает
спасение из плена его невесты Борат, дружбу и разрыв с антигероем
Джамухой, выяснение отношений с родителями-язычниками, и все это на
фоне бесконечных попыток на жестких условиях объединить окрестные
племена. Затяжная междоусобная война заканчивается безоговорочной
победой хитрого супермена лишь потому, что на его стороне верховный
языческий идол Тэнгри. В финале объединенные племена провозглашают
степного императора Чингис Хааном и поют гимн новому владыке Великой
Монголии.
Однако авторам фильма этого показалось мало, и они
снабдили свое повествование кучей фантастических подробностей и
оборванных сюжетных линий, не имеющих отношения ни к исторической
реальности, ни, тем более, к какой-либо внятной художественной
концепции. В чем тут "тайна", спросите вы? А как вам понравится, когда
среди монгольских степей появляется японский самурай с катаной в руке,
выскочивший прямо из комикса? А когда католический монах, якобы
открывший Темучину "тайну спасения", с крестом наперевес пытается
остановить атакующую конницу?
Вся "тайна" в том, что на экране забытый жанр: кич, то
есть набор мельтешащих подробностей, существующий лишь в воспаленном
воображении современных интерпретаторов главного регионального мифа.
Идейно он рассчитан на школьников младших классов, впервые встречающих
на экране упоминание о загадочном Чингис Хаане. Но тут парадокс: если
фильм адресован детям, к чему все эти квазиреалистические съемки?
Снимаешь RPG про битвы холодным оружием, так и позционируй фильм
правильно. А то и тебе "аутентичный актерский состав – потомки кочевых
народов", и "уникальные ландшафтные съемки, проходившие в монгольских
степях, пустыне Гоби, на Байкале, Алтае и в Долине мертвых царей
Хакасии". А битвы все какие-то хиленькие, театральные. Спрашивается,
зачем хороший (видимо) спектакль испортили? Если бы в фильме было
что-то помимо канонической версии событий, но не столь
идиотски-неправдоподобное, его, возможно, стоило бы рекомендовать в
качестве образца этнографического кино, ибо силы были задействованы
немалые. Три года велись съемки на натуре (про павильон и компьютер
авторы, вероятно, еще не прослышали, что придает фильму своеобразный
диковатый шарм), тоннами шились разнообразные костюмы, выдумывалась
псевдоисторическая канва, осмыслялся фантасмагорический сценарий. В
результате – все ушло в пар. Ни правдивой истории, ни драк нормальных,
сплошной гул и раздвоение гласных.
|