Газета «Наш
Мир» Христианские церкви в США теряют поддержку, а число неверующих растет
В понедельник был опубликован Американский обзор
религиозной идентификации (American Religious Identification Survey,
ARIS) - масштабное исследование религиозных предпочтений жителей США. В
период с февраля по ноябрь 2008 года исследователи опросили примерно
54,5 тысячи человек, живущих в основной части страны - за исключением
Аляски, Гавайев и островных территорий. В числе прочего выяснилось, что
основные христианские церкви теряют поддержку общества, а число
американцев, не связывающих себя с какой-либо религией, растет.
Это уже третий выпуск ARIS: предыдущие исследования
проводились в 1990 и 2001 годах. Новые данные не слишком отличаются от
данных семилетней давности, однако они подтверждают зафиксированный
раньше сдвиг, произошедший с 1990 года. "Многие думали, что наши
находки в 2001 году были какой-то аномалией. Теперь мы знаем, что это
не так", - говорит Ариэла Кисар (Ariela Keysar), один из двух соавторов
доклада. Главное заключение исследователей состоит в том, что "люди без
религии" - единственная из охваченных исследованием групп, увеличившая
свою численность во всех штатах. "Конкуренцию христианству представляют
не другие мировые религии или новые религиозные течения, а скорее отказ
от организованных религий вообще", - говорится в докладе.
Доклад ARIS подготовлен в рамках Программы исследования
общественных ценностей в Тринити-Колледже (Хартфорд, штат Коннектикут),
финансируют проект два некоммерческих фонда - Lilly Endowment и Posen
Foundation. Наименее благоприятны результаты исследования для основных
протестантских деноминаций, долгое время игравших в американском
обществе ключевую роль: это методисты, лютеране, пресвитериане,
англикане (епископальная церковь) и Объединенная церковь Христа.
"Похоже, что двухпартийная система американского протестантизма -
основные деноминации против евангельского христианства - рушится", -
отметил руководитель Программы исследования общественных ценностей Марк
Силк (Mark Silk).
Доля
приверженцев основных деноминаций протестантизма с 1990 к 2008 году
сократилась с 18,7 процента до 12,9. Общая доля христиан при этом с
86,2 процента в 1990 году сократилась до 76,7 процента в 2001 и 76 в
2008. Самой большой группой в классификации ARIS остаются католики: их
доля составляет около 25 процентов (в 2001 - 24, в 1990 - 26). Главная
причина, по которой католицизм сохранил свои позиции, - приток
иммигрантов из Латинской Америки. "Упадок католицизма на Северо-Востоке
можно смело назвать ошеломляющим. Благодаря иммиграции и естественному
приросту латиноамериканского населения в Калифорнии теперь процент
католиков больше, чем в Новой Англии", - заявил соавтор Кисар Барри
Космин (Barry Kosmin). На втором месте в национальном масштабе -
баптисты, доля которых с 1990 по 2008 год сократилась с 19,3 процента
до 15,8 и которые остаются самой большой некатолической группой
христиан.
Ни с какой религией себя не идентифицируют уже 15 процентов
американцев. Это небольшой скачок в сравнении с 2001 годом, когда доля
нерелигиозных людей оценивалась в 14,1 процента, но с 1990 года
ситуация изменилась разительно: тогда этот показатель составлял всего
8,2 процента. Если раньше наименее религиозной частью страны было
северо-западное побережье Тихого океана, то теперь на первое место
вышел север Новой Англии. Вермонт, где доля нерелигиозных людей
достигла 34 процентов, опережает по этому показателю остальные штаты.
Особо стоит отметить, что сами себя называют атеистами или агностиками
лишь 1,6 процента американцев, но исходя из их взглядов, под такие
определения подходят 12 процентов. Если исходить из специфики личных
взглядов, то еще 12 процентов людей можно назвать приверженцами деизма,
верящими в высшие силы, но не персонифицирующими Бога.
После
католиков, баптистов и нерелигиозных людей в рейтинге ARIS
располагаются христиане в широком смысле (14,2 процента), протестанты
основных деноминаций (12,9 процента), пятидесятники и харизматы (3,5
процента), другие протестантские деноминации (сюда включены различные
церкви Христа, свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня - всего 3,1
процента) и мормоны (1,4 процента). Последующие места распределились
между последователями нехристианских религий. Наиболее многочисленная
группа включает различные новые течения, в частности неоязыческую
религию викка: в общей сложности, на долю таких учений приходится 1,2
процента населения по сравнению с 0,8 в 1990 году. Доля верующих иудеев
сократилась (с 1,8 процента в 1990 году до 1,2 процента), во многом,
как заключают исследователи, из-за снижения роли религии в среде
молодых евреев. Далее следуют восточные религии (в частности, имеется в
виду буддизм), число последователей которых с 1990 года выросло 0,4 до
0,9 процента. При этом, как отмечают исследователи, американцы
азиатского происхождения чаще других отказываются причислять себя к
конкретной религии. Замыкают список мусульмане, доля которых в 1990
году составляла 0,3 процента, а к 2008 году удвоилась.
Религия в американском обществе изначально играла очень большую
роль, расхожее мнение заключается в том, что "настоящий" американец
может следовать какой-нибудь необычной вере, но вовсе без религии
обходиться не способен. О том, что ситуация изменилась радикальным
образом, пока говорить нельзя, но перемены налицо: без религии
обходится все больше людей. К тому же многие находятся "в активном
поиске": в прошлом году Исследовательский центр Пью (Pew Research
Center) заключил, что 40 процентов американцев успели за время жизни
поменять свои религиозные предпочтения. Важнейшая отмеченная в ARIS
тенденция - рост численности христиан, находящихся вне деноминаций, что
связывают с увеличением популярности так называемых "мегацерквей".
Мегацеркви - это храмы, рассчитанные на одновременное
пребывание нескольких тысяч молящихся, а в своей религиозной практике
придерживающиеся, как правило, максимально универсальных позиций. Если
в 1990 году в США насчитывалось менее 200 тысяч прихожан мегацерквей,
то теперь их число перевалило за 8 миллионов. Другой важный феномен -
понятие "евангельского христианства" (evangelicalism). Это понятие
оказалось шире церковных рамок: евангелистами и "заново рожденными
христианами" себя называют 34 процента взрослых американцев и 45
процентов от общего числа христиан (среди католиков такие
характеристики к себе применяют 18 процентов). По мнению Марка Силка,
исследователям еще предстоит разобраться, что же представляет собой
евангельское христианство по-американски, но уже понятно, что сдвиг в
сторону наиболее универсальных и мягких его форм является в США главной
тенденцией среди протестантов, а возможно - среди американских христиан
вообще.
|