Газета «Наш
Мир» Итак, собрание состоялось. И я таки не удержался, да. Я не люблю
много говорить и не умею, если честно – я письменный человек. Но... В общем, по порядку: Представьте
себе картину: актовый зал, сидят мрачные родители вперемешку с угрюмыми
подростками, а перед сценой расположились завуч и два учителя.
Директора с милицией почему-то не было, мотоциклеты с пулеметами тоже
не подвезли. И начинается обличительная речь завуча... Что меня
сразу зацепило – это обращение во множественном числе, причем и к
родителям, и к детям сразу. Тон был дивный - лязганье траков в нем
слышалось, скрежет орудийных башен и тяжелая поступь краснознаменного
гегемона. Таким тоном меня в 87-м из комсомола выгоняли, за
невосторженность мыслей. Началось с подачи: «Мы считали, что вы
порядочные люди...» - это, заметьте, всем собравшимся. Я молча
восхитился отличным заходом и положил диктофон поудобнее. Дальше было
не хуже: «Мы не можем больше работать с такими детьми...» - опять же,
заметьте, со всеми детьми они не могут. Со всем классом. Аллергия,
бл*дь, у них? Я мысленно сказал: «Ну и увольняйся нах*й, если работать
не можешь, в чем вопрос?». Но промолчал пока. Потом нас стали стращать
последствиями для класса – для всего, бл*дь, класса! Из-за одного
придурка, который сделал глупость. Типа, журнала нет, проблемы с
аттестацией будут у всех. В общем, мы обязаны найти виновного, иначе
накажут весь класс. Ну не ох*ели ли? И дальше обычный бред про милицию,
которая должна все бросить и расследовать пропажу журнала в средней
школе. Делать им больше нечего, ага. Я все сижу и молчу. Потом
выступила учительница музыки, у которой из под носа и уперли журнал, с
поминутным изложением того, как и в какую сторону она отвернулась, пока
коварные ниндзя прокрались и совершили эту кражу века. «Я вечнобиженная
стервозная старая дура, ведущая нах*й никому не нужный предмет» было
написано на ее челе большими буквами. Это именно та учительница,
которую хотели назначить нашему классу классухой в наказание. Мне было
интересно, как ощущает себя учитель, назначаемый детям В НАКАЗАНИЕ, но
тут я понял – она просто не понимает двусмысленности ситуации.
Оперативная память мала. И что это таки да, реально страшно – в ментов
с расследованием я ни в жисть не поверю, а вот назначить такое чудо в
классные руководители – это действительно жуткая кровавая месть. По
роже видно – ей только дай, она всем все припомнит... Она и до этого
приходила на собрания заунывно стонать, что ее никто не любит и дети не
уважают. Ну так они ж не дураки, дети-то. Потом опять завуч
снова закамлала про страшные последствия, и про отвратительный
коллектив, где никто не пришел и не настучал. В общем, «выдавайт
политрук унд официр, иначе мы вас всех будем немножечко стреляйт».
«Ведь вы знаете, знаете, кто это сделал! Так приидете же и
всепокайтеся! Настучавший да спасется, а промолчавший сгинет в
«отстойном классе», во мраке и скрежете зубовном!». Кстати, как вам
термин «отстойный класс»? Он употребляется учителями по отношению к
общеобразовательному (не специализированному) классу гимназии. Приятно,
должно быть, детям, которые там учатся... Но я опять же сижу и
молчу. И надо бы встать и заорать – но не можется. Вот знаете, со
стыдом поймал себя на том, что мне страшно. Где-то там, в глубине души,
еще живет тот мальчик, которого тридцать лет назад прессовали две
недели всем педсоветом, чтобы он признался в том, чего не делал.
(Только что по почкам не били, и за то спасибо. Но усиленно поощряли к
этому одноклассников). И этому мальчику внутри еще было страшно тем
ужасом бессилия и чудовищной несправедливости. И, хотя разумом я
прекрасно понимал, что это просто старые грымзы, которые ровно ничего
не могут мне сделать, я сидел и молчал. А потом выяснилось
вообще прекрасное – оказывается, девочка, которая сдуру сперла этот
самый журнал, давно уже призналась, а весь прессинг продолжается просто
для того, чтобы все усвоили, какое они чм*, и какое дети их чм*, и что
с ними что хотят тут, то и сделают. Ну и для того, конечно, чтобы
кто-нибудь из детей таки настучал на одноклассницу, пока не поздно. А
то непорядок, сами понимаете – что это за коллектив, где не стучат?
Педагогический прокол, а не коллектив. Вывели перед строем
зареванную девочку, выдавили из нее невнятные извинения пополам с
соплями, отправили обратно. Я все молчу, заметьте. Тошнит уже, а молчу.
Но потом предложили выступить родителям. И встала некая Тетка и понесла
уже запредельный соцреализм: «...мы, в едином порыве, ...осуждаем, ...
всем коллективом, ...клянемся что, ...повышенные обязательства,
...отщепенцы в наших рядах...» И я таки не выдержал. Мне стало страшно,
что сейчас встанут остальные в том же «едином порыве» и продолжат эту
сладостную тему самоунижения, и дотаптывания оступившегося. И вот тогда
мне останется только действительно уебывать в Австралию – хоть вплавь,
- потому что жить среди таких людей просто нельзя. Я не стал
говорить с места. Я вышел вперед, присел жопой на стол президиума этой
«особой тройки» и развернулся к залу. Верите – руки тряслись, сам с
себя удивляюсь. И я сказал. Я много чего сказал – минут пятнадцать меня
несло. И про то, что у нас давно не общинный строй, и что принцип
коллективной ответственности противоречит законам нашего государства. И
что такой прессинг на детей, с навязыванием круговой поруки, абсолютно
аморален, незаконен и даже подсуден. Что требовать от детей
доносительства – мерзость и дурь. Что дети есть дети, и что они
совершают ошибки. Что пусть они совершат их сейчас, а не потом, во
взрослом возрасте, когда последствия будут куда тяжелее. Что школа не
место для игры в суд, причем для игры, в которую играют взрослые люди,
используя в ней детей. Что бред про милицию слушать стыдно – кого вы
хотите этим напугать? И что давайте уже прекратим эту абсурдную пародию
на партсобрание, потому что стыдно на вас смотреть, сограждане. Я еще
чего-то говорил, но помню плохо, потому что это был порыв вдохновения. А
потом пошел, и сел на место, потому что сказать мне было больше нечего.
Я тридцать лет, можно сказать, ждал этого момента, а всего-то на
пятнадцать минут меня и хватило. Собрание еще некоторое время
продолжалось, но весь пафос как-то сдулся. И родители стали говорить:
«Действительно, чего это мы? Ну, х*йню девочка спорола, бывает. Кто из
нас в детстве х*йни не спорол? Да и вообще, пора, действительно,
заканчивать эту байду...». И классная руководительница пустила слезу,
говоря, что дети вообще-то прекрасные, и что лично она ни от кого
доносительства не требовала и вообще, она, конечно, не отдаст этот
класс, она их всех так любит! – смотрела она при этом, почему-то,
исключительно на меня. Она вообще не плохая тетка, эта классуха –
молодая, неглупая, дети ее любят. Вот только среда влияет. И оказалось,
что оценки никуда не пропали, потому что все дублируется учителями в
своих журналах, и вот они, все оценки – можете ознакомиться. И,
конечно, ни о какой неаттестации речи идти не может, ну что вы. И про
милицию, что характерно, тоже как-то замяли. И вообще, чего это мы тут
делаем – учиться надо, а не фигней страдать! Конец четверти на носу!
Всем спасибо, все свободны. Вот вечно так - рассвирепеешь, накрутишь себя, размахнешься – а удар в пустоту. Ветряные мельницы образования. |