Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Кто и как будет преподавать детям культуру религии?
Газета "Наш Мир"

Газета «Наш Мир»

Острый социальный вопрос с «Основами православной культуры» постепенно движется к своему логическому разрешению. В конце концов, министерство образования и науки предложило компромиссный и вполне демократический вариант для всех. Выбор того, основы какой религиозной культуры будут изучать в школах, делают сами ученики и их родители. По словам заведующей отделом департамента госполитики в сфере образования Татьяны Петровой, в самое ближайшее время в школы регионов России будут отправлены инструкции для проведения опросов среди старшеклассников и родителей учеников.

Выбирать придется из трех вариантов: либо это будут Основы Православной Культуры, либо курс истории Мировых религий, либо же основы ислама и мусульманской культуры. Преподаваться выбранный учениками курс будет в рамках обязательной программы, то есть религиозная культура в наших школах будет изучаться в любом случае.

Первый вопрос противников таких школьных программ, зачем это нужно. Очевидно, что цели введения этого курса в данном случае социально-политические. Как можно предотвратить атомизацию общества, предотвратить сползание в социальный изоляционизм? Очертить обществу границы, простите за тавтологию, общности членов этого общества. В данном случае речь идет о религиозной культуре, которая будь то культура православная или исламская имеет в виду не только свою религиозную систему, но четко определяет свое отношение к иным религиозным системам, и что самое главное, к носителям иных религиозных традиций и убеждений.

Культурное пространство у российских мусульман, православных, буддистов, иудеев, атеистов и даже агностиков одно. Точки зрения на это культурное пространство разные в силу менталитета привитого той или иной религиозной или нерелигиозной системой. Проблема в том, что это культурное пространство, а если точнее, то пространство культурной идентичности, в образовательной системе не очерчено никак. Существует, конечно, курс мировой художественной культуры (МХК), но он распространен не повсеместно. К тому же этот курс очерчивает границы культурного пространства народов мира. То есть показывает в первую очередь особенности и достижения вне нашего культурного поля. Это тоже полезно, но этот курс не решает проблемы воспитания этно-культурной идентичности.

Кстати говоря, опыт преподавания религиозных дисциплин в школе не уникален и ни в коей мере не противоречит институту светского общества. Вот, например, данные о преподавании религиозных дисциплин в различных странах мира, взятые из работы диакона Николая Лызлова:

  • Норвегия. Конституция. Статья 2: «Евангелическая лютеранская религия является официальной государственной религией. Граждане, исповедующие эту религию, должны воспитывать своих детей как ее последователей».
  • Арабская Республика Египет. Конституция. Статья 2: «Религиозное воспитание - основной предмет в программах системы государственного образования».
  • Греция. Конституция. Статья 16: «2. Образование составляет основную задачу государства. Оно включает нравственное, культурное, профессиональное и физическое воспитание греков, а также развитие их национального и религиозного самосознания и формирования их как свободных и ответственных граждан».
  • Литовская республика. Конституция. Статья 40: «Государственные учебно-воспитательные учреждения самоуправлений являются светскими. В них по желанию родителей ведется обучение Закону Божьему» (заметьте, речь идет не о религиозной культуре, а непосредственно о религиозном образовании – прим. авт.)
  • ФРГ. Конституция. Статья 7: «3. Религиозное обучение является в государственных школах, за исключением не конфессиональных, обязательным предметом».
  • США. В США фактически нарушается принцип отделения Церкви от государства, поскольку поправка 1 к Конституции США не нашла единодушной поддержки штатов. Так, в конституциях Пенсильвании, Нью-Гемпшира, Джорджии, Коннектикута и Массачусетса специально оговариваются привилегии религии и поддержка со стороны штатов, в частности, в области образования.
  • Вот лишь несколько примеров поддержки светскими демократическими государствами программ религиозного образования в светских школах. У нас же вопрос об Основах Православной Культуры повис в воздухе на несколько лет. То ли из-за возмущенной «прогрессивной общественности», то ли из-за того, что курс ОПК был «сырым» и недоработанным, то ли из-за страха перестать быть «общечеловеками» и признать за собой определенную культурную, историческую и религиозную идентичность. Кстати, стереотип, что если в государстве преобладают демократия и светскость, значит, никому предпочтения мы не отдаем, как видно выше, опровергается самой «колыбелью демократии» - Европой.

    Собственно, проблема по преподаванию любой из религиозно-культурологических программ как всегда одна, кадровая. Есть ли сейчас в России достаточное количество профессиональных педагогов-религиоведов? Вопрос этот, предлагаю считать риторическим. В школе я со «страшилками» на тему неадекватных учителей, ведущих ОПК или историю религий, не сталкивался (в некоторых школах и тот, и другой предмет преподаются факультативно). Но вот про университетских преподавателей-религиоведов я слышал много странного. От неприкрытой агитации за вступление в ряды той или иной конфессии до элементарного незнания основ той или иной религии. Школа – это не институт. У студентов критическое мышление развито всё же больше, чем у школьников. Поэтому от некорректного преподавания религиозной культуры школьники могут пострадать куда серьезнее студентов.

    Сама же по себе процедура выбора предмета очень интересна. Понятно, что например в Чеченской республике большинство, если не все ученики будут изучать основы ислама. А вот что касается русской нации в составе российского многонационального народа, то такого рода опрос покажет насколько наши «номинально православные» номинальны и насколько православны. Иными словами, отдадут ли родители и дети предпочтение «историям мировых религий» или все же выступят за изучение в школах российской культуры с православных позиций, хоть и номинально (на уровне, крестили в детстве и всё), но принятых.

    Результаты выборов той или иной дисциплины очень ясно покажут особенности религиозной культуры в российском обществе. Хотят ли люди знать именно свое вероисповедание, или же предпочтут узнать об особенностях мировых религий, к которым непосредственного отношения они большей частью не имеют. И станет ли этот курс общеобразовательным и расширяющим кругозор, или всё же в большей степени воспитательным и ценностно-образующим, как планировалось изначально? Не поймите неправильно, я ни в коей мере не выступаю против изучения в школах вместо ОПК курса «основ мировых религий». Я лишь говорю о том, что результаты тестирования общества, о котором так любят рассуждать различного рода эксперты, переведут дискуссию о судьбе традиционных религий и Православия, в частности в современной России, на качественно иной уровень. Есть ли повод у Православной Церкви говорить о православном российском обществе, члены которого тянутся к традиционному для себя вероисповеданию? Или же правы сторонники всеобъемлющей светскости, говорящие о равноправии всех религиозных систем вне зависимости от их идентичности и традиционности относительно нашего общества? Знаете, это как с ЕГЭ, его все не любят, но он до рези в глазах показателен.

    Впрочем, вопрос общественного выбора – уже несколько иная тема, связанная с системой образования в РФ и преподаванием в рамках этой системы основ религиозной культуры опосредованно. Пока же подождем результатов опроса.


    Источник:  newsland.ru

    Категория: Общерелигиозные | Просмотров: 811 | Добавил: serj | Рейтинг: 0.0 | |

    Источник:

    Автор:

    Новости по теме:


    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
    Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
    Удар молнии. 9000 кадров в секунду
    NASA | Mars Evolution

    Поиск
    Последние новости
    В iPhone 8 появится новая система защиты
    Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
    Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
    Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
    Названа главная опасность искусственного оплодотворения
    Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
    Red Bull создал торговый биткоин-автомат
    Исламисты запретили кошкам размножаться
    Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
    Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
    16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
    Врачи оказались сторонниками женского обрезания
    Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
    Архив новостей
    «  Март 2009  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031
    Форма входа
    Самые популярные
    Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
    Религиозные искания Исаака Ньютона
    Пять мифов об Америке
    Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
    Почему я выбираю Ислам?
    Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
    Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
    Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
    Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
    Иррациональная вера
    Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
    КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
    "РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
    О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
    Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
    Читай! Во имя Господа твоего…
    Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
    ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
    ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
    Математическое доказательство существования Бога
    облако тегов
    Copyright © 2006-2024 Наш Мир

    расписание оразы

    расписание уразы

    расписание рамазана

    расписание рамадана