Газета «Наш Мир»
Острый социальный вопрос с «Основами православной культуры»
постепенно движется к своему логическому разрешению. В конце концов,
министерство образования и науки предложило компромиссный и вполне
демократический вариант для всех. Выбор того, основы какой религиозной
культуры будут изучать в школах, делают сами ученики и их родители. По
словам заведующей отделом департамента госполитики в сфере образования
Татьяны Петровой, в самое ближайшее время в школы регионов России будут
отправлены инструкции для проведения опросов среди старшеклассников и
родителей учеников. Выбирать придется из трех вариантов: либо
это будут Основы Православной Культуры, либо курс истории Мировых
религий, либо же основы ислама и мусульманской культуры. Преподаваться
выбранный учениками курс будет в рамках обязательной программы, то есть
религиозная культура в наших школах будет изучаться в любом случае. Первый
вопрос противников таких школьных программ, зачем это нужно. Очевидно,
что цели введения этого курса в данном случае социально-политические.
Как можно предотвратить атомизацию общества, предотвратить сползание в
социальный изоляционизм? Очертить обществу границы, простите за
тавтологию, общности членов этого общества. В данном случае речь идет о
религиозной культуре, которая будь то культура православная или
исламская имеет в виду не только свою религиозную систему, но четко
определяет свое отношение к иным религиозным системам, и что самое
главное, к носителям иных религиозных традиций и убеждений.
Культурное пространство у российских мусульман, православных,
буддистов, иудеев, атеистов и даже агностиков одно. Точки зрения на это
культурное пространство разные в силу менталитета привитого той или
иной религиозной или нерелигиозной системой. Проблема в том, что это
культурное пространство, а если точнее, то пространство культурной
идентичности, в образовательной системе не очерчено никак. Существует,
конечно, курс мировой художественной культуры (МХК), но он
распространен не повсеместно. К тому же этот курс очерчивает границы
культурного пространства народов мира. То есть показывает в первую
очередь особенности и достижения вне нашего культурного поля. Это тоже
полезно, но этот курс не решает проблемы воспитания этно-культурной
идентичности. Кстати говоря, опыт преподавания религиозных
дисциплин в школе не уникален и ни в коей мере не противоречит
институту светского общества. Вот, например, данные о преподавании
религиозных дисциплин в различных странах мира, взятые из работы
диакона Николая Лызлова: Норвегия. Конституция. Статья 2:
«Евангелическая лютеранская религия является официальной
государственной религией. Граждане, исповедующие эту религию, должны
воспитывать своих детей как ее последователей».Арабская
Республика Египет. Конституция. Статья 2: «Религиозное воспитание -
основной предмет в программах системы государственного образования».Греция.
Конституция. Статья 16: «2. Образование составляет основную задачу
государства. Оно включает нравственное, культурное, профессиональное и
физическое воспитание греков, а также развитие их национального и
религиозного самосознания и формирования их как свободных и
ответственных граждан».Литовская республика. Конституция.
Статья 40: «Государственные учебно-воспитательные учреждения
самоуправлений являются светскими. В них по желанию родителей ведется
обучение Закону Божьему» (заметьте, речь идет не о религиозной
культуре, а непосредственно о религиозном образовании – прим. авт.)ФРГ.
Конституция. Статья 7: «3. Религиозное обучение является в
государственных школах, за исключением не конфессиональных,
обязательным предметом».США. В США фактически нарушается
принцип отделения Церкви от государства, поскольку поправка 1 к
Конституции США не нашла единодушной поддержки штатов. Так, в
конституциях Пенсильвании, Нью-Гемпшира, Джорджии, Коннектикута и
Массачусетса специально оговариваются привилегии религии и поддержка со
стороны штатов, в частности, в области образования. Вот лишь
несколько примеров поддержки светскими демократическими государствами
программ религиозного образования в светских школах. У нас же вопрос об
Основах Православной Культуры повис в воздухе на несколько лет. То ли
из-за возмущенной «прогрессивной общественности», то ли из-за того, что
курс ОПК был «сырым» и недоработанным, то ли из-за страха перестать
быть «общечеловеками» и признать за собой определенную культурную,
историческую и религиозную идентичность. Кстати, стереотип, что если в
государстве преобладают демократия и светскость, значит, никому
предпочтения мы не отдаем, как видно выше, опровергается самой
«колыбелью демократии» - Европой. Собственно, проблема по
преподаванию любой из религиозно-культурологических программ как всегда
одна, кадровая. Есть ли сейчас в России достаточное количество
профессиональных педагогов-религиоведов? Вопрос этот, предлагаю считать
риторическим. В школе я со «страшилками» на тему неадекватных учителей,
ведущих ОПК или историю религий, не сталкивался (в некоторых школах и
тот, и другой предмет преподаются факультативно). Но вот про
университетских преподавателей-религиоведов я слышал много странного.
От неприкрытой агитации за вступление в ряды той или иной конфессии до
элементарного незнания основ той или иной религии. Школа – это не
институт. У студентов критическое мышление развито всё же больше, чем у
школьников. Поэтому от некорректного преподавания религиозной культуры
школьники могут пострадать куда серьезнее студентов. Сама же
по себе процедура выбора предмета очень интересна. Понятно, что
например в Чеченской республике большинство, если не все ученики будут
изучать основы ислама. А вот что касается русской нации в составе
российского многонационального народа, то такого рода опрос покажет
насколько наши «номинально православные» номинальны и насколько
православны. Иными словами, отдадут ли родители и дети предпочтение
«историям мировых религий» или все же выступят за изучение в школах
российской культуры с православных позиций, хоть и номинально (на
уровне, крестили в детстве и всё), но принятых. Результаты
выборов той или иной дисциплины очень ясно покажут особенности
религиозной культуры в российском обществе. Хотят ли люди знать именно
свое вероисповедание, или же предпочтут узнать об особенностях мировых
религий, к которым непосредственного отношения они большей частью не
имеют. И станет ли этот курс общеобразовательным и расширяющим
кругозор, или всё же в большей степени воспитательным и
ценностно-образующим, как планировалось изначально? Не поймите
неправильно, я ни в коей мере не выступаю против изучения в школах
вместо ОПК курса «основ мировых религий». Я лишь говорю о том, что
результаты тестирования общества, о котором так любят рассуждать
различного рода эксперты, переведут дискуссию о судьбе традиционных
религий и Православия, в частности в современной России, на качественно
иной уровень. Есть ли повод у Православной Церкви говорить о
православном российском обществе, члены которого тянутся к
традиционному для себя вероисповеданию? Или же правы сторонники
всеобъемлющей светскости, говорящие о равноправии всех религиозных
систем вне зависимости от их идентичности и традиционности относительно
нашего общества? Знаете, это как с ЕГЭ, его все не любят, но он до рези
в глазах показателен. Впрочем, вопрос общественного выбора –
уже несколько иная тема, связанная с системой образования в РФ и
преподаванием в рамках этой системы основ религиозной культуры
опосредованно. Пока же подождем результатов опроса.
|