Газета «Наш Мир»
С приходом напряженности на финансовых рынках, с разрастанием
экономического кризиса все мы в какой-то мере пополнили свой словарный
запас экономическими понятиями. Такие термины как ликвидность,
волатильность, активы, рецессия, акции, облигации, хеджевые фонды,
фьючерсы и опционы – все чаще и чаще звучат в программах новостей.
Финансовый кризис заставляет особо пытливых подробно разбираться в сути
этой терминологии. Как ни странно, при исследовании структуры
современной экономики еще раз убеждаешься в справедливости древних, но
актуальных предостережений, однажды сделанных иудейским пророком
Иисусом. Еврейский мессия в окружении учеников, а также
незаметно пристроившихся зевак, две тысячи лет назад уже связал
некоторые "непреходящие темы" экономики, раскрывая принципы своего
царства. "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа
истребляют и где воры подкапывают и крадут" (Евангелие от Матфея,
6:19). Конечно, здесь Иисус не бросает вызов принципам современного
капитализма и не осуждает их. Иначе, как быть с принципами кальвинизма,
которые однажды стали идеологической матрицей, в которой зародился
капитализм. Оказывается, Иисус не против накопления финансовых
средств. Успокоим капиталистов – Господь далее продолжает: "Но
собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и
где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет
и сердце ваше" (Матфея, 6:20-21). Последняя строчка многое проясняет.
Подобным образом апостол Павел, как и другие библейские авторы,
предостерегает против чрезмерного употребления пищи или вина. Для
кого-то богом стало собственное чрево, а для другого бог – мамона, т.
е. деньги. Иисус, разумеется, как и многие его современники,
знал об инфляции. Читая одну из Его притч, где слуга возвращает своему
господину переданную ему инвестицию, мы можем прийти к заключению, что
подчиненный отдал своему начальнику меньше, чем получил. Инфляция
съела это вложение за время отсутствия экономически расчетливого
инвестора (Матфея 25:18). Так и в современной экономике. Если раньше
богатству угрожала моль, ржавчина или воры, то современная экономика
ничего не может сделать с таким явлением как "свободный рынок".
Современный рынок со свободными ценами, зависящими от спроса и
предложения, создает такие условия, в которых миллион может быстро
превратиться в тысячу. И наоборот. Возьмем золото. Это вечный
металл, который никогда не теряет своих драгоценных свойств. Но
волатильность цен на рынке может внезапно изменить прежние показатели,
при которых состоялась покупка этого актива. Если же вы вкладываете
свои деньги в банковские депозиты, то, несмотря на то, что вы получаете
ежемесячный стабильный доход, он не всегда сможет покрыть инфляцию. А
что делать, если внезапно обанкротился банк? В условиях кризиса такая
ситуация вполне возможна. Известно, что произошло с банками в Америке и
Европе. Рассмотрим теперь недвижимость. С одной стороны, она
придаст вам уверенность своей надежностью. С экранов телевизора мы
слышим и запоминаем "песню", которая поется как восточные мантры:
недвижимость – это самое лучшее капиталовложение! Но у недвижимости
весьма низкая ликвидность, а ваше вложение может пострадать при
внезапном обвале на рынке цен. Если же говорить о фьючерсах,
опционах и о Forex, то несмотря на то, что вы можете получать высокий
доход, все равно остаются риски эмитентов рынка, риски неликвидности
или вы можете быть просто обмануты брокером. Что же делать тем, кто серьезно занимается финансовыми вопросами? Во
всех активах, которыми возможно кто-то уже и обзавелся, есть
определенный толк. Люди должны проявлять финансовую смекалку и, по
сути, каждый из нас ею постоянно пользуется, планируя хотя бы, как
тратить ежемесячную зарплату. Только у одних эта финансовая
смекалка развита превосходно, так что он получает и сохраняет большие
деньги, а у других – слабо. Однако в обоих случаях существует
определенная опасность. В первом случае человек может предаться суетной заботе о сохранении и приумножении капитала. Думается,
что здесь слова Иисуса, которые мы привели в начале этой статьи,
становятся наиболее уместными. Сердце человека не с Богом, а с теми
сокровищами, которые он постоянно накапливает для себя. А риск их
потери сегодня весьма велик. И как говорит Соломон, именно грешнику Бог
дает заботу собирать и копить, чтобы после себя оставить доброму пред
Богом (Екклесиаст 2:26). С другой стороны, человек, который
проявляет беспечность в финансовых вопросах, вряд ли станет тем, кто
сможет похвалиться (в Господе) избытком благословений. Соломон
в своих притчах говорит, что "праведник ест до сытости" (Притчи 13:26).
"Праведник дает и не жалеет", — говорит царь в другом месте (Притчи
21:26). Кажется, что праведность и мудрость идут рука об руку:
"Вожделенное сокровище и тук – в доме мудрого; а глупый человек
расточает их" (Притчи 21:20). И, как всегда, истина находится где-то
посередине. Иисус в одной из своих притч строго осудил того
человека, который решил проявить свои накопительские качества и
смекалку. "Покойся, ешь, пей, веселись" — говорил себе человек (Луки
12:19). Но Бог на это отреагировал следующим образом: "Безумный! в сию
ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты
заготовил?" (Луки 12:20). Библейские авторы строго осуждают как
излишнюю самонадеянность, так и безответственную беспечность. Как
всегда, мы находим в библейской мудрости обилие диалектических подходов
к той или другой реальности. Но факт остается фактом: Библия
не предлагает портрет отрешенно настроенного благочестивого верующего,
некоего пиетиста, который озабочен лишь спасением своей души. Так в
начале нашей эры поступали коптские и сирийские монахи. Праведник
не только оправдан Богом (Заветом на основании Торы или Евангелия), но
отражает в своей жизни всю целостность, весь спектр многоразличных
здоровых сторон жизни. Он богат благословениями, мудростью, боится
блуда, печется о скоте, искусен в ремесле, сберегает средства, имеет
Божий страх, управляет семьей, слушает старцев и многое другое.
Поэтому экономический кризис говорит не только о нарушении какой-то
одной функции в жизнедеятельности мировой экономики, но и о нарушении
общего ее устройства. Финансовый кризис – это еще и духовный кризис.
Однако современные экономисты используют такое понятие как "психология
рынка", а не "духовные ценности его участников". Люди перестали
прислушиваться к Божьему Слову. Отсюда и проблемы. Подводя
итог, мы можем сказать, что жизнь христианина — это ни в коем случае не
эскапизм (т. е. бегство от мира), не изоляция от его проблем,
успокаивание своей совести пассивностью и исключительно усердными
молитвами. Это всегда ответственность перед Богом, использование даров
и непрестанный поиск мудрости, которую мы проявляем в новаторстве. Именно таких слуг искал себе Господин, прежде чем отправился в далекое и долгое путешествие. Однажды Он вернется.
|