Газета «Наш Мир»
Россия сформулировала радикальное предложение по преодолению глобального финансового кризиса. На сайте Кремля в понедельник появился текст, подготовленный к саммиту «Группы двадцати» (G20), который пройдет в Лондоне в начале апреля. Официальная позиция России состоит в том, что сложившаяся мировая финансовая система с треском провалилась — по причине низкого качества регулирования, «из-за чего огромные риски оказались вне должного учета». И теперь назрела необходимость кардинально поменять ситуацию.
Для этого Россия призывает мировое экономическое сообщество рассмотреть сценарий создания «суперрезервной» валюты, которая обеспечит стабильность на финансовом рынке. Регулятором должен выступить Международный валютный фонд, который, кстати, уже придумал такую валюту — СДР (SDR — Special Drawing Right, специальные права заимствования). «Представляется целесообразным рассмотреть роль МВФ в этом процессе, а также определить возможность и необходимость принятия мер, которые позволят СДР стать признанной всем мировым сообществом «суперрезервной» валютой», — отмечается в тексте предложений Кремля.
Точки зрения экономистов по поводу целесообразности СДР расходятся. Одни аналитики убеждены, что МВФ в нынешнем виде просто не справится с возросшей нагрузкой по эмиссии и контролю за использованием СДР. Другие полагают, что использование СДР может стать первым шагом к формированию принципиально новой валютной системы, что пойдет на благо мировой экономике.
Экономисты всего мира солидарны в одном: время доллара США как резервной валюты и валюты международных расчетов прошло, однако адекватной замены «зеленому», которая могла бы устроить большинство крупнейших экономик мира, пока нет. Между тем, СДР, по сути, являются корзиной валют, а значит их использование могло бы обезопасить мировую финансовую систему от некоторых рисков, присущих валютам отдельных стран.
СДР были разработаны МВФ в 1969 году и состоят из 0,632 доллара США, 0,410 евро, 18,4 иены и 0,0903 фунта стерлинга. Первоначально СДР играли весьма скромную роль: регулировали сальдо внешнеторгового баланса и пополняли резервы стран, находящихся в преддефолтном состоянии. То есть фактически валюта использовалась в качестве «финансовой пилюли» для проблемных экономик. Теперь, когда «болезнь» поразила финансовую систему всего мира, чудо-деньги могут оказаться весьма кстати.
Как отмечает аналитик ГК Broco Михаил Макаров, кризис обострил противоречие между функцией доллара как национальной валюты США с одной стороны, и как основной мировой расчетной/резервной денежной единицы — с другой. В этих условиях повсеместное распространение СДР может стать первым шагом, промежуточной стадией в процессе перехода к действительно единой мировой валюте. «Это могло бы позволить развязать проблемы США и мировой экономики, могло бы позволить США девальвировать свою валюту — если это станет необходимым для преодоления перегруженности долгами — как частного сектора, так и государства», — полагает эксперт. Между тем, он признает, что процесс отказа от доллара будет довольно болезненным для глобальной экономики. Так, при переходе к альтернативной валюте может произойти резкое неконтролируемое падение доллара и, соответственно, стоимости американских активов. Кроме того, на мировых рынках будут наблюдаться крутые взлеты и падения курсов валют, а это чревато новой волной кризисов финансовых институтов и целых государств.
По мнению Макарова, от введения СДР в первую очередь пострадают Соединенные Штаты. «Роль США в мире неизбежно ослабнет, Америка станет не первейшей, а только первой среди равных», — считает эксперт. Также могут серьезно пострадать держатели американского госдолга — в первую очередь Китай и Япония. Впрочем, даже несмотря на многочисленные «минусы», по прогнозам экономиста, со временем переход на СДР может сыграть на руку большинству участников рынка.
С этим мнением, однако, не согласны эксперты ФГ «Калита Финанс». Они считают, что наделение МВФ правом печатать банкноты и эмитировать СДР для обслуживания мировых финансовых потоков и торговли не сможет решить всех накопившихся в мировой экономике проблем. Да и капитал МВФ пока слишком мал для того, чтобы обеспечить мировую экономику необходимым количество суперрезервов: на сегодняшний день он составляет всего 217 млрд СДР, а для международных накоплений и введения валюты в обращение понадобится как минимум 1 трлн СДР.
Кроме того, самым большим количеством голосов (17,5%) в МВФ обладают США. Следующими по величине участницами фонда являются Япония и Германия, однако на их долю приходится всего 6,3% и 5,53% фонда соответственно. В итоге основной доход и контроль за эмиссией новой мировой валюты все равно получат США. «Конечно, глобальный финансовый кризис обострил проблемы мировой экономики и выявил изъяны нынешней валютной системы, когда одна и та же валюта является одновременно и международной резервной и национальной. В то же время эмиссия новой «суперрезервной» валюты на базе SDR Международного валютного фонда вряд ли сможет кардинально исправить перекосы в мировой экономике», — уверены эксперты.
Вопрос о возможности повсеместного использования СДР будет обсуждаться на предстоящем саммите «Большой двадцатки» в Лондоне. Очевидно, дискуссия будет жаркой. Впрочем, как признают эксперты, не так важно, к чему в итоге придут руководители ведущих мировых держав. Главное — от участников рынка наконец стали поступать реальные предложения, которые уступили место бесконечным спорам о том, на ком лежит вина за кризис.
|