$IMAGE1-right$ Газета «Наш
Мир» В Израиле проживают более 5,5 млн. евреев. По разным оценкам, число
религиозных людей среди них составляет порядка 20%. Вопреки устоявшимся
– как в Израиле, так и за рубежом – стереотипам, подавляющее
большинство ортодоксально религиозных евреев ведут совершенно обычный
образ жизни: служат в армии, получают высшее образование, работают.
Лишь чуть более 100 тыс. человек (включая детей) посвящают себя
исключительно религиозному образованию.
"Изучение Торы – процесс бесконечный. Это смысл всего нашего
существования", – сказал в беседе с автором статьи 28-летний Шломо.
"Основное субсидирование мы получаем от пожертвователей из-за рубежа,
поэтому все разговоры об использовании государственной казны совершенно
необоснованны", – говорит он.
В отличие от большинства западных стран в Израиле религия не
отделена от государства. Поэтому взаимоотношения религиозных и
государственных институтов проявляются на всех уровнях, и образование
не является исключением.
По официальным данным, в 2008 году в Израиле действовали более 1500
классических религиозных учебных заведений для мужчин (ешив). В ешивах
для взрослых, о которых речь пойдет далее, обучаются 94 тыс. человек, а
в ешивах для подростков еще 24 тыс. Самыми крупными учебными
заведениями являются Мирская ешива в Иерусалиме (по названию местечка
Мир в Белоруссии), где обучаются на постоянной основе 4500 человек, и
так называемая Поневежская ешива (по названию города в Литве), где
учатся 1700 человек.
Отметим, что религиозное образование в Израиле начинается с детского
сада. Каждый желающий может отдать своего ребенка в религиозный детский
сад, где малыш приобретает первые понятия о мироздании в соответствии с
выбранным его родителями направлением в иудаизме. То же самое
продолжается и в школах. Если дети из семей национально-религиозного
направления зачастую отдают детей в так называемые МАМАДы
(государственно-религиозные школы), где преподаются как религиозные,
так и светские дисциплины, а мальчики и девочки учатся вместе, то дети
из ультраортодоксальных семей записываются исключительно в школы
"независимого направления", то есть крайне религиозные. При этом
возникает серьезный конфликт между ортодоксальной общиной и
государством, так как, добиваясь равноправного с остальными школами
финансирования, ультраортодоксальные учебные заведения отказываются от
государственного контроля над программами обучения. Естественным
образом подавляющее большинство предметов, изучаемых в этих школах,
исключительно религиозного содержания.
Ешива входит в жизнь израильского мальчика начиная с 13 лет, когда
он может поступить в так называемую "малую ешиву". Там также идет
изучение исключительно религиозных дисциплин, причем в соответствии с
идеологическими установками различных направлений иудаизма. Так, в
конце 1990-х годов в среде религиозного сионизма возникли так
называемые малые национальные ешивы, уделяющие особое внимание наследию
основателя этого течения раввина Авраама Ицхака ха-Коэна Кука.
Когда юный ешиботник достигает 16 лет, он поступает в "среднюю
ешиву", где учится до окончания школы и помимо религиозных предметов
изучает общеобразовательные науки для сдачи экзаменов на аттестат
зрелости. Следует отметить, что показатели успеваемости в ешивах ни в
чем не уступают, а порой и превосходят по оценкам светские школы.
Отметим, что до сих пор речь шла исключительно о мужчинах. Женщины
также могут посвятить себя изучению Торы. Во время учебы в школе
девушки имеют возможность учиться в "ульпанах", а в более взрослом
возрасте в "мидраше" (специальных курсах).
Как и в большинстве семей в Израиле, решающим моментом в жизни
молодых израильтян становится призыв в армию. Для ультраортодоксов этот
вопрос зачастую снимается автоматически, так как израильское
законодательство предусматривает предоставление отсрочек на время учебы
до 24 лет, возраста, позже которого уже не призывают. Девушкам же
достаточно заявить в военкомате о своей религиозности, и они получают
автоматическое освобождение от армии.
Эта практика неоднократно вызывала резкую критику со стороны
светских кругов. "Я не понимаю, почему я должен идти и служить в то
время, как они сидят в ешивах", – возмущенно заявил автору Давид,
недавно демобилизовавшийся из одной из элитных частей Армии обороны
Израиля.
"Мы отнюдь не хотим превращать ешивы в убежища для дезертиров", –
заверил меня депутат Кнессета от ультрарелигиозной партии ШАС Амнон
Коэн. По его словам, "учиться в ешиве могут далеко не все, и те, кто не
может этого делать, обязаны служить".
Религиозные сионисты, в свою очередь, нашли решение этой проблемы
путем соглашения с государством, по которому желающие продолжить учебу
в ешиве сочетают это с армейской службой – полтора года учебы, полтора
года армии и еще два года ешивы. Разумеется, длительность учебы и
службы варьируется в зависимости от того, какую службу проходит
учащийся. После окончания армейской службы (или вместо нее, в случае
ультраортодоксов) учащиеся поступают в ешиву для взрослых ("большая
ешива"), где идет серьезное многолетнее изучение религиозных дисциплин.
Необходимо подчеркнуть, что крайне малое число религиозных людей
полностью посвящает себя религиозным занятиям. Это объясняется
необходимостью зарабатывать средства к существованию для своей семьи.
Подавляющее большинство религиозных евреев Израиля сочетают ту или иную
работу с учебой в религиозных заведениях. При этом их деятельность
может быть напрямую связана с религией – преподавание, контроль за
кашрутом (диетарными правилами иудаизма) в заведениях общепита, работа
в городских религиозных советах.
Добавим, что выходцы из бывшего СССР, соблюдающие иудейские
традиции, также нашли свое место в мире религиозного образования. В
частности, в иерусалимской ешиве "Махон Меир", относящейся к движению
религиозного сионизма, открылось отделение, работающее на русском языке.
Говоря об учебе в ешивах, как правило, используют выражение "изучать
Тору". Но это не означает, что на протяжении многих лет ешиботники
перечитывают Пятикнижие Моисея. Им приходится изучать многочисленные
тома Талмуда, а также сочинения раввинов и толкователей Закона,
созданные на протяжении веков – от древности до наших дней. "У иудаизма
есть тысячи лиц и граней, всей жизни не хватит для того, чтобы с ними
познакомиться", – говорит мой уже упоминавшийся собеседник Шломо,
который постигает премудрости религиозного образа жизни в одной из
иерусалимских ешив. |