Газета «Наш
Мир» Три ступени выведут Казахстан на орбиту глобального лидерства: антикризисная программа Назарбаева, освоение новой техники и технологий, переустройство государства, - считает автор. 6 марта 2009 года в Парламенте Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с посланием народу Казахстана под названием “Через кризис к обновлению и развитию”. Поскольку все желающие с ним уже ознакомились, текст его постоянно доступен, и в прессе вышли комментарии, не станем останавливаться на содержании, подчеркнем лишь ключевые моменты. Это Послание обозначило целую веху в развитии Казахстана. До этого времени основные усилия самого Президента были нацелены на создание государственности и заложения основ его существования и развития. Потому огромное внимание уделялось в экономической области развитию нефтяной промышленности, созданию крупных промышленных корпораций, консолидации контроля над “командными высотами” в экономике в руках государства. Все остальные проблемы оставались на периферии внимания и им выделялись средства по остаточному принципу. Это направление политики, в сочетании с хорошей конъюнктурой нефтяного рынка, породило приток нефтедолларов, приток иностранных займов, и сформировало у многих в Казахстане иллюзию, что больше ничего делать не надо, а нужно только решить вопрос с распределением нефтедолларов, которые считались универсальным средством решения всех проблем. На почве распределения нефтяных доходов и образовалось политическое размежевание в Казахстане в 2000-х годах: сторонники Президента в целом выступали за аккумулирование доходов от нефти в Национальном фонде, а его противники требовали немедленной траты доходов, в том числе и путем прямой раздачи их населению. Даже оппозиционные партии и политики тогда двигали единственную экономическую идею, которую я назвал как-то “нефтяным социализмом”, то есть траты на социальные нужды и прямое распределение средств за счет доходов от экспорта нефти. Вокруг этого строились целые движения и партии, программы, риторика и попытки получить какую-то власть. На фоне нефтяного процветания тезис о том, что нужно работать, нужно развивать собственное производство, нужно развивать регионы Казахстана, был откровенно непопулярен и почти не присутствовал в прессе. Даже Президенту стоило больших трудов и усилий продвигать его в различных версиях (“Казахстан-2030”, и стратегия корпоративных лидеров). И его в “жирные годы” мало кто слушал. Довлело голое потребительство, стремление сделать быстрые и легкие деньги. Хотя, в то же время, наиболее проницательные люди в самый пик цен на нефть поняли и озвучили идею, что у Казахстана, как “нефтяной бочки” нет будущего, и нужно думать о более масштабных задачах. Банкротство оппозиции Кризис безжалостно сломал все эти картонные дворцы, возведенные на нефтяные доходы, привел к политическому банкротству весь оппозиционный лагерь со всей их петро-социалистической риторикой. Назарбаев не отказал себе в удовольствии акцентировать победу своего курса в послании: “Создав Национальный фонд, мы проводили целенаправленную политику сбережений. Вы хорошо помните, сколько было сломано копий – надо ли создавать этот фонд или раздать его всем понемножку. Чтобы мы делали сейчас, когда на 20% снизились сборы в бюджет, с выплатой пенсий и заработной платы?”. Он не называет по именам участников тех дискуссий, но, думается, вспомнить их не так трудно. Президент подчеркивает, что их предложения поставили бы сейчас Казахстан в очень тяжелое положение. Воспользовавшись моментом растерянности, Назарбаев решительным рывком выдернул из-под оппозиции социальную политику: “Правительство обязано гарантировать, что все обязательства государства по увеличению социальных выплат и заработной платы бюджетникам будут сохранены в полном объеме. Как и было запланировано, в 2010 году зарплата бюджетников и стипендии будут увеличены на 25 процентов, а в 2011 году - еще на 30 процентов. Средний размер пенсий будет увеличен в 2010 году на 25 процентов, и на 30 процентов в 2011 году. При этом к 2011 году размер базовых пенсионных выплат возрастет до 50 процентов от размера прожиточного минимума. Как вам известно, государство поддержало студентов, оставшихся без средств, чтобы оплатить учебу. Всего государство дополнительно выделяет 11 тысяч грантов и 40 тысяч кредитов для студентов”. Это сильный ход, взять на себя более социализированные обязательства в период экономического кризиса. Впрочем, он полезен не только с точки зрения социальной защиты неимущих слоев населения и политической поддержки курса, но и с точки зрения экономики. Социальные выплаты укрепят платежеспособный спрос населения, что очень важно в свете широких планов по развитию местного производства, агропромышленного комплекса, увеличения занятости. Активная социальная политика проводилась и в благоприятные годы, но тогда оппозиционные политики уверяли своих сторонников, что доходов от нефти много, и их можно еще раз разделить “по справедливости”. Часть казахстанцев верила этим утверждениям. А теперь цена на нефть упала со 140 до 50 долларов, но Назарбаев заявил о продолжении активной социальной политики. Что на это скажут оппозиционеры? Вряд ли от них можно дождаться вразумительного ответа. Послание Президента, кроме всего прочего, в некотором роде подвело итог под деятельностью оппозиционных партий. Они обанкротились. Новый план развития Казахстана Далее, Назарбаев не был бы Назарбаевым, если бы в ключевой момент не заявил новых идей, подкрепив тем самым свое политическое лидерство. Этот момент очень многими комментаторами и аналитиками замечен не был. Ими было проявлено незаурядное умение читать между строк, выпуская при этом прямой смысл того, что было сказано в самих строках. Итак, что же это за идея? Это решительный поворот в сторону интенсивного, внутреннего развития Казахстана, который прямо и ясно выражен в словах Президента: “Я предлагаю не останавливаться, идти дальше и осуществить новый план дальнейшей модернизации экономики и реализации стратегии занятости для обеспечения посткризисного развития страны”. Словосочетание “новый план” было выделено в официальной публикации текста послания на сайте Президента РК, видимо, специально для самых больших специалистов читать между строк. Надо сказать, что в этом вопросе Нурсултан Назарбаев несколько переоценил способности своих граждан. Этот ключевой тезис, специально выделенный, дошел явно не до всех. Позволим себе, основываясь на тексте послания, растолковать, в чем состоит смысл нового плана, пока еще не получившего названия (думается, за этим дело не станет). Итак, в нем несколько пунктов.Во-первых, сырьевые доходы теперь не накапливаются, а направляются на развитие ключевых секторов экономики и инфраструктуры. В 2009-2010 годах это около 600 млрд. тенге. Цифра приблизительная, поскольку цена на нефть может как вырасти, так и упасть, а это скажется на общей сумме, которую можно будет выделить по этой линии. Во-вторых, взят на вооружение типично советский принцип, который в СССР назывался “внутренними накоплениями”, а Назарбаев назвал его “жесткая экономия по всем расходным статьям бюджета и строжайшая финансовая дисциплина”. В сущности, то же самое. Сэкономленные средства направляются туда же, куда и сырьевые доходы, то есть на развитие. В-третьих, ставка на занятость казахстанцев и открытие новых рабочих мест. Президент считает, что можно создать 350 тысяч рабочих мест. Основываясь на опыте советской индустриализации, можно сказать, что это в первоначальной оценке. Как аппетит приходит во время еды, так и реализация политики создания рабочих мест может открыть неиспользуемые возможности. Занятость может быть больше, чем 350 тысяч человек. Дополнительно открываются 96 тысяч социальных рабочих мест. В-четвертых, Назарбаев озвучил по-настоящему революционный тезис об экономической самостоятельности районных маслихатов и аульных акимов, которым будут выделяться для самостоятельных действий собственные средства, пока по 50-100 млн. тенге. Это расставание со старой практикой, когда местное самоуправление и местные органы власти традиционно были самыми бедными и зависимыми во всем, ничего не могли сделать сами. Теперь им предоставляется такой шанс, и возможность попробовать себя в роли организаторов. Скажем прямо, это серьезнейшее испытание для аульных акимов и районных маслихатов. Не все из них справятся с этими задачами. Председатель РОО «Шанырак» Асылбек Кожахметов был единственным из комментаторов послания, кто заметил и сформулировал большое социальное значение этого пункта нового плана. Слабое развитие аула толкало его жителей в крупные города, где их никто не ждал, и от этого возникали острейшие социальные конфликты. «Зона конфликтов теперь объявлена приоритетом номер один», - подчеркнул Кожахметов. В-пятых, развитие агропромышленного комплекса, отказ от импорта продуктов питания и развитие экспортного производства продовольственных продуктов. Этот пункт программы Назарбаев осветил кратко, но по общим оценкам АПК может занять до 500 тысяч человек. Конечно, этот план можно истолковать и так, и эдак. К тому же, между этими оценками и реальным исполнением плана будет определенная разница, хотя бы в силу того, что обстановка кризиса будет безжалостно корректировать любые предположения и расчеты. Но если этот план получится хотя бы наполовину, и это уже будет большим достижением. Взяться за работу Впрочем, к чему минимализм? Можно достичь и лучших результатов, если отбросить сомнения и взяться за работу. О чем Президент и говорит прямо и открыто: “Поэтому обращаюсь ко всем казахстанцам - взяться за осуществление названных мер, проявить трудолюбие и напористость, быть бережливыми, помогать и заботиться о близких, о тех, кто нуждается в помощи”. Тут надо оценить открывающиеся перспективы. Ситуация кризиса совершенно непохожа на годы нефтяного процветания. В условиях кризиса и после объявления Назарбаевым курса на интенсивное развитие Казахстана, никто не сможет отмахиваться от инициатив и предложений, как это часто бывало раньше. Но и гражданам, общественности в целом, нужно стать гораздо более решительными и жесткими в своей позиции, требовать от акимов, маслихатов, государственных органов, корпораций активного содействия развитию, продвижению новых инициатив, созданию производств, увеличению занятости. Надо сносить всех, кто встает поперек дороги развития Казахстана, и устраивать обструкцию ленивым руководителям. Наконец, сложившаяся ситуация открывает возможности для ученых, экспертов, изобретателей в продвижении своих идей, разработок и изобретений. Если мобилизовать весь интеллектуальный потенциал республики на решение обозначенных в послании задач, то можно не только выполнить, но и значительно перекрыть предположения нового плана развития. Надо было Президенту все же более четко и ясно артикулировать в своем послании призыв к казахстанскому “мозговому тресту”, выделить его ключевую роль в антикризисной программе и дальнейшем развитии. Работа ученых и изобретателей в состоянии экономить средства и трудовые ресурсы, открывать неиспользуемые возможности и так далее. Отсутствие четко выраженного призыва к ученым и изобретателям - это, пожалуй, наиболее серьезный недостаток президентского послания. От инициативы снизу зависит столь важное для Казахстана направление, как развитие технологий. Эта сфера не была обозначена прямо и ясно в послании Нурсултана Назарбаева, но понятно, что создание рабочих мест и развитие производства в том же агропромышленном секторе потребует оборудования, машин, инструментов. Например, развитие производства в АПК требует развития производства промышленных холодильников для мясокомбинатов, производства хладагентов, оборудования для мукомольных комбинатов, хлебозаводов, пекарен, производства огромного количества упаковочного материала, луженой жести и многого другого. Одна программа развития агропромышленного комплекса затрагивает десятки отраслей. Большой спрос на материалы и оборудование предъявит программа ремонта и модернизации коммунального хозяйства. Но важно также понимать, что в государственных органах не могут придумать все идеи и разработать все планы. Этим должны заниматься, так или иначе, все имеющиеся в Казахстане специалисты. Уже сейчас можно развернуть работу по развитию смежных производств для обеспечения агропромышленного и коммунального комплекса необходимыми материалами, оборудованием, машинами, инструментами, причем под лозунгом максимально возможного импортозамещения. Если полностью использовать уже заложенные в государственной политике моменты, можно дать сильный импульс развитию казахстанской промышленности. Главное - не бояться и проявить инициативу. От антикризисной программы к глубокой модернизации Президент закончил свое послание словами: “Все поставленные цели – достижимы!”. Что же, с ним трудно не согласиться, поскольку описанная в послании антикризисная политика явно составлялась исходя из имеющихся реальных возможностей, заделов и разработанных проектов. Эта мысль постоянно звучит в разных местах послания Нурсултана Назарбаева. Однако кризис покажет, кто чего стоит и кто чего достоин. Можно, конечно, ограничиться выполнением предложенной антикризисной программы. Это уже будет большое и нужное дело. Только вот есть такое встречное предложение. Опираясь на президентскую антикризисную программу выдвинуть концепцию глубокой и всесторонней модернизации Казахстана. Суть этой концепции состоит в том, чтобы освоить новые отрасли промышленности и технологий, которых пока нет в республике, но которые остро необходимы. Это авиастроение, космическая индустрия, производство скоростных поездов, производство собственных автомобилей, электроники, робототехники, станков и промышленного оборудования. Этот момент есть и в послании: “Мы приступили к организации производств электровозов, пассажирских и грузовых вагонов, дорожных битумов, химической промышленности”. Только вот Назарбаев не может сейчас акцентировать на нем внимание, поскольку в казахстанском обществе пока еще существует сильное неверие в собственные силы, сильная недооценка собственного потенциала и возможностей. Внесение этой идеи подорвало бы доверие к антикризисной программе. Это недостаток послания, впрочем, имеющий объективные причины. Далее, на основе нового промышленного и технологического комплекса осуществить переустройство Казахстана, с резким повышением уровня и качества жизни, резким повышением уровня человеческого развития, резким ростом привлекательности страны, накоплением ресурсов и потенциала для решения крупномасштабных задач. Следующая стадия - это проекты глобального масштаба и значения. Если пользоваться космической аналогией, то антикризисная программа Назарбаева - это первая ступень, освоение новой техники и технологий - вторая ступень, переустройство Казахстана - третья ступень. Эти три ступени выведут Казахстан на орбиту глобального лидерства. Вот такую концепцию можно начать разрабатывать, обсуждать и даже в каких-то моментах воплощать уже сейчас, опираясь на антикризисную программу Президента Нурсултана Назарбаева. |