Газета «Наш
Мир» Если ребенку на первое сентября текущего года уже будет шесть с
половиной лет, отдавать ли его в школу сразу или подождать, решать
родителям. Администрация школы отказать в приеме как слишком маленькому
не вправе. Но не будет ли решение родителей не ждать во вред, зависит
от особенностей развития самого ребенка.
Факторы риска
Основные доводы психологов в пользу того, чтобы не спешить:
–
шестилетний ребенок зачастую не в состоянии выдержать урок больше
получаса, а стандартный урок в первом классе длится сорок пять минут;
–
шестилетним детям часто нужны игры, развивающие навыки общения. Если
эти навыки недостаточно развиты, он может замкнуться в себе, что
приводит к детским неврозам;
– в шесть лет ученику, в отличие от
его семилетнего одноклассника, надо время от времени переключаться от
учебы к игре, а в ходе урока такая возможность, как правило, не
предусмотрена. Из-за этого шестилетка может сам начать играть на уроке,
что приводит к проблемам с дисциплиной. Ведь в первом классе
формируется модель дальнейшего поведения в школе;
– шестилетним детям обычно нужно днем поспать, в школе – негде;
–
на переменах семилетние первоклассники в состоянии сами себя занять,
шестилетним нужна помощь педагога, к чему тот может быть не готов;
–
в этом возрасте еще формируются навыки речи, для чего может
потребоваться помощь логопеда, а то и дефектолога. В большинстве школ
таких специалистов нет.
Призрак казармы
Дополнительным
стимулом отдать сына в первый класс пораньше для многих родителей
служат действующая редакция закона о воинской обязанности и концепция
изменения подхода к призыву. В первую очередь, порядок предоставления
отсрочек. Если мальчишке исполнится восемнадцать до окончания школы,
доучиться ему дадут. Но вот право на отсрочку для получения высшего
образования он уже потеряет.
Если в вузе, куда он поступит, нет
военно-учебного центра (бывшие военные кафедры), а предполагается, что
таких будет меньшинство, доучиваться придется после армии. Если только
негодным к службе не признают.
Школьная практика
Учителя,
признавая все факторы риска, все же отмечают, что акселерация сделала
свое дело, и у шестилетних первоклассников этих проблем чаще всего нет.
Многое
также зависит от школы и от учителя, и вопрос на самом деле может
стоять не «отдавать/не отдавать», а «какую выбрать школу». Проблем
может не быть просто потому, что ребенок попадет в хорошие руки. А вот
с другим педагогом они вполне могут возникнуть.
Способы выбора
будущего классного руководителя для сына или дочери те же, что и при
выборе школы: личные впечатления от знакомства с ним и «дворовый
рейтинг» – что говорят о каждом педагоге родители тех, кто уже у него
учится и отучился. Мнения будут разные, но чем больше собрать, тем
лучше.
Насколько ребенок готов к школе, вопрос сугубо
индивидуальный. Но полагаться только на родительскую интуицию
специалисты не советуют, рекомендуют сначала показать будущего
первоклассника психологу, работающему с этим возрастом. Найти
таких специалистов можно, например, в центрах психолого-педагогического
и медико-социального сопровождения, которые есть в крупных городах.
Скажем, в Москве таких центров по несколько в каждом округе. Обычно там
начинают консультировать родителей на предмет готовности их ребенка к
школе каждую весну – в марте-апреле. Их рекомендации не повредят и при
выборе школы, программы и системы обучения. Так что при грамотном
подходе все должно получиться, как надо. |