Газета «Наш Мир»
Количество зрителей в кинотеатрах продолжает сокращаться: с декабря по февраль посещаемость снизилась на 21%. В этих условиях некоторые региональные кинотеатры начали снижать цены на билеты. Крупные федеральные сети по этому пути пока не идут, хотя некоторые готовы рассмотреть подобную возможность.
Кассовые сборы в России за январь-февраль 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года в рублевом выражении выросли на 12,5% (или на 500 млн) — до 4,5 млрд рублей, а в долларовом — сократились на 8% (11,5 млн) — с 149,7 до 138,1 млн долларов, подсчитали эксперты компании Movie Research Company (MRC). По их мнению, отклонения обусловлены изменением курса доллара: за первые два месяца 2009 года его среднее значение составило 32,7 рублей, в аналогичный период прошлого года — 26,8 рублей. Помимо сокращения бокс-офиса в долларовом выражении продолжает снижаться и посещаемость кинотеатров, отмечает редактор отдела статистики журнала «Кинобизнес сегодня» Сергей Лавров. По его оценкам, за первые три месяца прокатного года (с декабря по февраль) этот показатель сократился на 21%.
«Из-за падения платежеспособности населения снижение посещаемости по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ощутимое, но сейчас сложно сказать, в какой степени это обусловлено репертуаром, а в какой — кризисом», — рассуждает гендиректор группы компаний «Люксор синема» Евгений Ленский. Количество посетителей в основном снижается в городах с моноотраслевым построением, например, в Челябинске и Набережных Челнах, уточняет замгендиректора сети кинотеатров «Синема Парк» Кирилл Иванов. В то время как в других городах (Тюмени или Новосибирске), наоборот, — количество посетителей растет.
«По итогам марта мы сможем сказать, потянулся ли зритель в кинозалы или на посещении кино стали экономить», — считает председатель совета директоров группы компаний «Каро» Леонид Огородников. По его словам, за период с января по февраль 2009 год в сети кинотеатров «Каро Фильм» отмечен рост посещаемости, составивший порядка 15-20%.
Сейчас в России действует 740 кинотеатров (около 1870 залов). Концентрация рынка в руках 10 главных киносетей продолжает увеличиваться, на начало 2009 года она составляет примерно 40%, говорится в исследовании Discovery Research Group(DRG). В 2008 году национальный бокс-офис, по оценкам журнала «Кинобизнес сегодня», составил 830 млн долларов. Основными факторами его роста были увеличение цены на билет и рост посещаемости кинотеатров.
Эксперты отмечают, что рынок развивается согласно наметившимся еще в конце прошлого – начале этого года тенденциям. Посещаемость кинотеатров начала падать еще в декабре 2008 года: по сравнению с аналогичным периодом 2007 снижение этого показателя составило 45,5% (до 5,2 миллионов зрителей). В январе количество посетителей в России и СНГ (без Украины) снизилось на 14%. Впервые за последние годы сократились и сборы кинотеатров. За декабрь бокс-офис в России и СНГ (без учета Украины) сократился на 33,8% — до 35,3 млн долларов.
В этих условиях некоторые региональные кинотеатры начали снижать цены на билеты. Так поступили, например, в екатеринбургском мультиплексе «Салют» и в киноконцертном театре «Космос», который начал продавать билеты жителям уральской столицы с 50% скидкой.
По оценкам Сергея Лаврова, средняя стоимость билета сейчас составляет 5,8 долларов: «В регионах средняя цена за билет остается более-менее стабильной, но незначительно растет в крупных городах». В 2008 году средняя цена входных билетов в московские кинотеатры была 200 рублей, подсчитал Леонид Огородников. Но в январе 2009 года средняя стоимость билета в кинотеатр «Каро фильм» составила около 228 рублей. «То есть в наших кинотеатрах цена на билеты увеличилась примерно на 14%. Этот показатель ниже уровня инфляции за данный период. Для сравнения, стоимость продовольствия в течение этого времени возросла в разы», — говорит он.
Федеральные сети пока цен не билеты не снижают, но некоторые из них не исключают такой возможности в будущем.
«Каких-то специальных мероприятий мы не проводим, пока действуют стандартные программы лояльности для наших кинозрителей», — говорит Леонид Огородников. «Мы не поднимаем цены в рублях, но путь демпинга — это путь в никуда, — уверен Кирилл Иванов. — Например, в Набережных Челнах в прошлом году средняя цена билет была на уровне 160 рулей, но сейчас она снизилась на 10%. Это произошло потому что люди начали перераспределять время посещения кинотеатров с выходных на будни, чаще ходить в кино по утрам, таким способом приобретая более дешевые билеты».
«Снижение цен нужно и можно было бы провести, если бы владельцы торговых центров, которые являются арендодателями площадей, снизили арендные ставки, зафиксировав ее в рублях, или перевели арендную плату в процентные ставки с оборота кинотеатра», — считает Евгений Ленский.
По имеющимся данным, в связи с ростом курса доллара арендные ставки для кинотеатров возросли среднем на 30% в рублевом выражении, отмечают в своем исследовании DRG.
Летом 2008 года арендные ставки для кинотеатров варьировались по московским проектам на уровне 100–400 долларов за кв. метр в год, по региональным — от 100 до 200 долларов, уточняет старший консультант компании «Магазин магазинов в ассоциации с CB Richard Ellis» Вячеслав Коркин. «Сейчас многие кинооператоры настаивают на арендной плате в виде процентов от оборота или в рублевом эквиваленте арендных ставок лета 2008 года (то есть 100 долларов или 2300 рублей за кв. метр в год)», — рассказывает эксперт. Схема оплаты арендных платежей в виде минимальной арендной платы и процента от оборота является наиболее справедливой, — считает Коркин, — так как и арендатор, и арендодатель участвуют в распределении финансовых рисков функционирования торгового центра и кинотеатра как его неотъемлемой части.
|