Газета «Наш Мир» Психологи разных стран осмысляют истоки мирового кризиса и приходят к выводу, что причины — не только в экономике, они намного глубже. На днях в Мельбурне состоялся круглый стол, главным ньюсмейкером на котором стала известный британский ученый в области исследований мозга из Окфорда — Сьюзен Гринфилд. По ее мнению, кризис не столько в экономике, сколько в мозгах. Глобальные экономические катаклизмы можно рассматривать как предупреждение об изменениях ментальности, которые несут компьютерные игры и социальные онлайн-сети.
Гринфилд призвала бизнесменов, работающих с IT-технологиями, отвлечься от разработок, направленных на расширение потребления (стимулирующих все новые покупки и кредиты) и задуматься о необходимости создания технологий, развивающих любопытство, абстрактное мышление и чувство ответственности. По мнению ученого, существующий сценарий развития «компьютерного ландшафта» ведет к деградации таких функций, как память, концентрация внимания, умение решать проблемы. Вместо этого стимулируется желание иметь все – здесь, сейчас и любыми методами.
У людей, погруженных в виртуальную реальность, развивается компьютерный инфантилизм и деградирует чувство ответственности за свои поступки и в целом за свою линию жизни. В сочетании с расширяющимся спектром кредитов, а также вторичных и третичных финансовых инструментов для игры на рынке, это приводит к тому, что человек перестает контролировать свою реальную жизнь, реальные траты и теряет способность к оценке своих возможностей, в том числе и финансовых. А безответственность потребителей такого рода с удовольствием эксплуатируется финансовыми системами, которые стимулируют людей брать на себя обязательства, с которыми они явно не могут справиться.
Гринфилд высказала предположение, что в середине XXI века человечество может получить поколение инфантильных взрослых, которых будут характеризовать неспособность к длительному сосредоточению на чем бы то ни было, превалирование чувственного восприятия над рассудочным, неспособность к сопереживанию и зыбкое чувство самоидентичности.
В качестве одного из доказательств возможности такого сценария Гринфилд привела данные по постоянно увеличивающемуся числу детей, страдающих от расстройства внимания и неспособных долгое время концентрироваться на чем-либо. Она предполагает, что специальные исследования выявят: люди, увлеченные онлайн-сетями и играми, имеют сниженные показатели активности фронтальной части мозга, которая во многом формирует высшие психические функции, тесно связанные с самоидентичностью личности.
Тем временем, на этой неделе в петербургcком Гуманитарном университете профсоюзов ведущие российские психологи обсуждали возможности и особенности самоактуализации личности в пору кризиса. Дискуссия, в которой участвовали свыше двадцати психологов из разных вузов, в том числе член-корреспондент РАН Виктор Петренко, декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко, профессора Борис Парыгин, Владимир Парфенов, Зинаида Сикевич, состоялась в рамках научной конференции по социальной психологии. В центре обсуждения оказался, в частности, вопрос о социальном капитале современного российского общества, качество которого было признано неудовлетворительным. Более того, высказывалось мнение, что по сути социальным капиталом в современной России обладают прежде всего чиновники, на которых должна замыкаться любая цепочка связей, чтобы быть эффективной.
По мнению некоторых психологов, россияне в условиях кризиса скорее будут реализоваться в рамках малых групп (семья, друзья, рабочий коллектив), чем в рамках общества в целом, которое дает для этого все меньше возможностей. Однако это чревато еще большим ослаблением связей в «большом обществе», которые собственно и «цементируют» страну.
Прозвучала даже парадоксальная на первый взгляд идея о том, что кризис увеличивает возможности самореализации — конечно, если отрешиться от позитивной социальной направленности. То есть, грубо говоря, сейчас легче реализоваться людям с криминальными наклонностями — сбои в обществе и экономике позволяют «ловить рыбу в мутной воде».
Российские психологи тоже явно склоняются к мысли о том, что в мире произошел не естественный «кризис развития», а формационный кризис, сигнализирующий о перепотреблении, слишком сильной фиксации на потребительских ценностях в ущерб духовным, социальным и интеллектуальным.
Таким образом, мировое психологическое сообщество приходит к пониманию того факта, что качество работы экономической системы зависит не только от самой системы, но и от того, что собой представляют включенные в эту систему люди.
|