Газета «Наш Мир»
Сегодня нет никаких сомнений, что глобальный финансовый кризис коренным образом повлиял на общественно-политическую жизнь во всем мире, спутав карты как "рядовым" странам, так и общепризнанным государствам-лидерам. При этом нетрудно догадаться, что первые больше всего пострадали от экономических коллизий.
В 2009 году население многих стран определенные надежды на выход из финансового тупика стало связывать с приходом к власти в США - родине современного экономического кризиса - новой администрации Белого дома во главе с Бараком Обамой. В первую очередь, небезосновательные ожидания появились у верных стран-вассалов США, совсем недавно получавших регулярную долларовую подпитку от "старшего брата".
В этой связи, попробуем разобраться, как сбываются "надежды на дядю Сэма" и какими политическими и экономическими успехами могут похвастать Грузия и Украина, выбравших в результате "цветных революций" прозападный путь развития демократии и поспешивших "откреститься" от любых отношений с Москвой.
Следует отметить, что со времени совершения "революции роз" до лета прошлого года дела у Тбилиси шли достаточно благополучно. Бюджет, львиную долю которого составляла финансовая помощь из США и их западных союзников, позволял перевооружать и приводить грузинскую армию к натовским стандартам, поддерживать на приемлемом уровне экономику республики, строить дороги и выполнять социальные обязательства перед населением. В результате грузинский лидер Саакашвили неизменно добивался высокого уровня поддержки своих действий среди населения, несмотря на громкие политические скандалы, связанные с оказанием силового давления на грузинскую оппозицию. Кроме того, у Тбилиси появился перспективный вариант вступления в ряды Североатлантического альянса, позволявший обзавестись надежным натовским щитом от любой агрессии.
Однако август 2008 года и последующие за этим события заставляют усомниться в реализации идеи "грузинского счастья цвета роз". Провал грузинской агрессии в Южной Осетии стал не только военным поражением Тбилиси, брошенного в разгар событий "надежными" союзниками, но и негативно сказался на псевдодемократическом имидже руководства республики на международной арене. В частности, на прошедшем 5 марта этого года встрече министров иностранных дел стран НАТО была официально признана вина Грузии в развязывании вооруженного конфликта на Кавказе. При этом в свете потепления отношений Москвы и Североатлантического альянса и возобновления деятельности Совета Россия-НАТО стала еще более туманной перспектива присоединения Грузии к могущественному блоку, руководство которого может запросто разыграть с Кремлем грузинскую карту в обмен на предоставление Россией военного транзита в Афганистан.
Вместе с тем отметим, что свою состоятельность как кандидата в натовские ряды Тбилиси намерен доказать готовностью усилить миротворческие контингенты альянса собственными подразделениями. Так, в конце февраля с.г. министр обороны Грузии Д. Сихарулидзе заявил о возможной отправке в Афганистан сотни своих миротворцев. Не рассматривая количественную составляющую подобного "усиления", обращает на себя внимание качественная характеристика грузинских "рейнджеров". По мнению предшественника Сихарулидзе на министерском посту Каркарашвили, "в течение 4-х лет политики навязывали легенды о силе грузинской армии, но это оказалось мифом, а деньги на армию были потрачены нецеленаправленно". Он также подчеркнул, что в ходе югоосетинских событий 2008 года особенно остро "ощущался дефицит патриотизма" среди солдат грузинской армии, которую уже несколько лет готовят инструкторы США.
Экономическая ситуация в "краю роз" также оставляет желать лучшего. Лагеря беженцев, замороженные строительства, безработица – такова "безоблачная" картина современной Грузии, смятой военными неудачами и мировым финансовым кризисом, один из пиков которого пришелся в аккурат на прошлогоднюю осень. К марту этого года внешний долг Грузии вырос на 30% и составил 2,575 млрд американских долларов. Рост долга в основном объясняется снижением курса лари и получением кредитов от различных международных организаций после августовской войны. В итоге кризис власти и экономические пертурбации не преминули вылиться в недовольство президентского электората.
10 марта с.г. на встрече с представителями бизнеса Михаил Саакашвили призвал не допустить раскола общества и "развития ситуации по украинскому сценарию, где идет постоянная борьба за власть и ухудшается экономическая ситуация". Грузинский лидер особенно опасается массовых выступлений оппозиции, приступившей к сбору подписей за его отставку. По утверждениям грузинской оппозиции, 9 апреля на улицы Тбилиси выйдут сотни тысяч граждан республики с требованием отставки президента Саакашвили.
Не менее "радужно" идут дела у грузинских друзей из Киева. Еще совсем недавно прочно ассоциировавшаяся с очередной кандидатурой в НАТО и Евросоюз, сегодня Украина в глазах западных партнеров является этакой "загнанной лошадью", не справившейся с политической и экономической дистанцией на пути к европейскому финишу.
Во-первых, кризис политической власти давно вышел за все разумные рамки – борьба президента Ющенко с премьером Тимошенко, уже "традиционные" роспуски парламента, отставки ведущих министров превратили украинских политиков в главных героев многочисленных анекдотов.
Во-вторых, история с воровством российского газа и пострадавшим от этого Евросоюзом существенно подпортила позиции Киева на европейской арене. По мнению зарубежных обозревателей, многие страны ЕС переменили свое отношение по вопросу скорейшего принятия в ряды "младоевропейцев" "хлопца с неадекватным поведением".
В-третьих, на Украине, чем в других республиках постсоветского пространства, сильнее всего отразился мировой финансовый кризис. Согласно международным оценкам чувствительности к макроэкономической нестабильности, из 73 стран, проанализированных в мае 2008 года, Украина заняла второе место среди наиболее уязвимых стран. Промышленное производство в стране в феврале этого года, по сообщению государственного комитета статистики Украины, сократилось на 31,6 проц. по сравнению с прошлогодними показателями.
Как водится, больше всего страдают от политической неразберихи и финансовых коллизий наименее защищенные социальные слои населения. Эту весну многие украинские пенсионеры не смогли получить свои пенсии, став заложниками безответственности и небрежности властей. По данным украинской Партии регионов, "в Полтавской области не выплачено 50 проц. пенсий, на Луганщине свыше 6 тысяч пенсионеров, которые получают пенсию через один из коммерческих банков, до сих пор не получили заслуженные выплаты, в Павлограде (Днепропетровская обл.) 4 тысячи пенсионеров вторую неделю напрасно стоят в очередях за выплатами".
Не совсем эффективной оказалась и принятая в прошлом году программа по информированию населения о пользе вступления Украины в НАТО до 2011 года. Уровень поддержки идеи вступления страны в натовский блок среди населения по-прежнему очень низкий и колеблется, по мнению экспертов, в пределах 20 процентов.
Вместе с тем далеко не все согласны с готовностью Киева соответствовать критериям НАТО. Большую озабоченность у руководства альянса вызывает нищета украинской армии. Как заявил по итогам декабрьской встречи глав оборонных ведомств стран НАТО генеральный секретарь этой организации Яап де Хооп Схеффер, "альянс располагает информацией о том, что финансовый и экономический кризис, который нанес тяжелейший удар и по Украине, оказывает влияние на ход украинских реформ".
Следует особо отметить, что США и Евросоюз не спешат оказывать финансовую помощь не только кандидатам в НАТО и ЕС, но и молодым союзникам. На недавнем неформальном саммите ЕС выяснилось, что отцы-основатели Евросоюза отказали в просьбе государствам Центральной и Восточной Европы выделить им кредит на сумму 600 млрд евро. Наиболее жесткую позицию заняли Франция и Германия, категорически отвергнув вариант кредита и на более скромную сумму в 190 млрд евро, объяснив свое решение собственными экономическими проблемами.
На фоне довольно-таки непритязательной картины следует печальный вывод, что демократический прозападный курс Тбилиси и Киева основательно сбился с пути, а первое же серьезное испытание в виде глобального финансового кризиса не только ввергло эти республики в "экономический шок", но и продемонстрировало отсутствие желания и готовности западных государств на деле оказывать посильное содействие Украине и Грузии.
Вместе с тем не стоит утверждать, что, например, пророссийски ориентированные страны-члены СНГ живут припеваючи – финансовая чума в большей или меньшей степени болезненно сказалась на каждой из них. Однако в их действиях четко прослеживается главный принцип – "действуем ВМЕСТЕ". На гарантиях равноправия и взаимовыручки, в едином экономическом пространстве, защищенном силами быстрого реагирования стран Содружества.
По крайней мере, это лучше, чем сидеть и с унылым видом ожидать, когда откроют тугие кошельки "старшие братья" с западной стороны. Не очень верится и в то, что украинские и грузинские истинные борцы за свободу и демократию в ходе событий "цветных переворотов" желали в итоге размещения на своих территориях военных бах НАТО, к чему их так уговаривают "галстучный гурман" Саакашвили и "отравленный" Ющенко.
|