Газета «Наш
Мир» Богатые тоже плачут… Комиссионный магазин
«Мечта» на Чистых прудах называют элитным. В Советском Союзе таких
вообще не было, как не было в нем «Прады» и «Луи Виттона». Это детища
уже нового, глянцевого времени. В «Мечту» сбываются вещи только самых
дорогих и известных марок. Выходной день. Из автомобиля «Ауди»
вылезает одетая с иголочки девушка и прямиком идет к входу. В руках у
нее — объемный бумажный пакет. Явно приехала что-то сдавать, а не
покупать. Впрочем, потенциальных покупателей внутри тоже довольно много. Почти у каждой вешалки стоят посетители и что-то рассматривают. —
Здравствуйте, — приветствует продавщица одну из посетительниц, явно
заходящую сюда не в первый раз. — У нас много новой обуви сегодня, как
раз вашего размера. Вот эти туфельки только на днях принесли. Кризисом
здесь как будто даже и не пахнет. Как не пахнет и старыми вещами: все
они постираны-поглажены, да и надевались, скорее всего, своими прежними
хозяевами не больше раза или двух. Директор элитной комиссионки Ольга
Гутеева на вопросы про кризис отвечает: — У нас как были постоянные клиенты, так они и остались. — Неужели кризис вообще никак не отразился на вашем бизнесе? — Ну, может быть, стали меньше покупать вещи из новых коллекций. Но у нас же всё равно всё дешевле. — Ну а мотивировка у тех, кто сдает к вам всю эту одежду, тоже совсем не поменялась?
— Раньше люди всегда приносили нам вещи, потому что, скажем, коллекция
устарела. Или вот взять вечерние платья — ну раз ты его надела, ну два,
а на третий уже даже и неприлично будет, если снова в нем куда-нибудь
придешь. Кстати, недавно (вот такого точно раньше никогда не было)
пришла к нам одна девушка, которая из-за кризиса лишилась работы. Так
она с каждой своей босоножкой расставалась — как с любимым ребенком,
чуть не плакала. Я ее успокаивала как могла, говорила, что на самом
деле она ничего не лишается, а просто освобождает место для новой жизни
и для новых вещей. Или вот еще у нас есть одна очень известная и
богатая клиентка. Рассказывала, что прежде всегда раздаривала вещи
своим домработницам, а сейчас к нам стала их носить. Одиночество в торговой сети
Впрочем, «Мечта» — это такой новорусский вид комиссионки. На самом же
деле рублевский casual ныне теряет обороты. В комиссионном магазине
«Модный чердачок» на Тверской — совсем другая картина. На входе висит
объявление о том, когда можно принести вещи на комиссию. Берут одежду,
обувь и сумки тоже только топовых и люксовых марок. Но здесь на весь
зал две скучающие продавщицы и ни одного покупателя. — А где все ваши покупатели? — интересуюсь у продавщиц. —
Кризис же, — отвечает одна из них. — Нам-то вещи как носили, так и
продолжают носить. Одной Тверской достаточно, чтобы набрать на целый
магазин, никаких Рублевок уже не надо. Главное — что покупать всё это
сейчас некому, никто почти сюда к нам теперь не приходит, ничего почти
не берут. Сидим тут одни целыми днями. Старый новый штрихкод
В Москве сейчас все-таки больше секонд-хендов, нежели комиссионок.
«Ничего подобного» — так называется один из таких магазинов в центре
Москвы. Длинное подвальное помещение, вещи плотно висят друг к другу,
некоторые из них свалены в контейнеры, немного душновато. В
интернет-справочниках магазин везде именуется комиссионным, но на деле
оказывается все-таки секонд-хендом. Отвечая на вопрос, какие вещи у них
продаются, продавщицы не без гордости подчеркивают разницу, что вся
одежда исключительно американская и носили ее раньше именно американцы,
а никак не наши граждане: «Все товары только из-за границы». В зале магазина полно народу, в основном все пожилого или среднего возраста. — Наташ, посмотри, что я для тебя тут откопала. Бриджи! — Не издевайся, я в них даже не влезу, — смеется подруга. — Ты мне лучше чего-нибудь толковое поищи.
Несколько пенсионерок сгруппировались вокруг вешалок с поддержанными
лифчиками. Кто-то выбирает себе весенний плащик или легкое пальто.
Пожилой мужчина стоит в отделе спортивных товаров и присматривает себе
штаны: «Это настоящий «Рибок», где еще я себе фирменные спортивки за
такую цену куплю? Пусть даже старые. Раньше бы сын подарил, но теперь
ему не до этого, он сам к нам жить переехал». — Марин, у нас примерочные свободные есть? — кричит на весь зал одна из продавщиц. — Нет, занято пока, пусть подождут. Цены
в секонд-хенде вполне демократичные, но не всегда дешевле каких-нибудь
подобного рода новых. Кофточки — в среднем по 200—700 рублей, джинсы —
600—1000, куртки и пальто — 1000—4000. Выгоднее всего покупать вечерние
платья — их можно найти рублей по 600—700. На окраине Москвы
тоже сохранились комиссионки. Правда, в классическом понимании этого
слова — не больше десяти. Один из старейших — комиссионно-коммерческий
магазин «Воронцово», работает еще с 1980 года. Товароведы там говорят,
что людей, жалеющих сдать свои ненужные вещи, сейчас стало несколько
больше. Сдают чаще всего детскую и подростковую одежду, посуду,
предметы интерьера. «На самом деле я принесла в комиссионку
свои вещи не из-за кризиса, — говорит одна из клиенток комиссионного
магазина. — Всё равно на этом ничего не заработаешь. Эту кофту я купила
намного дороже, сейчас сдам ее рублей за 300 минус 30% комиссионных.
Деньги получу, только когда ее продадут». Да и покупателей
особо не прибавляется. Редко какие комиссионки выдерживают конкуренцию
с секонд-хендами, магазинами по сбыту конфискованного товара, рынками.
Опрошенные «Часкором» покупатели говорят, что лучше променяют фирменные
магазины на рынки, чем купят ношенные кем-то блузку или брюки. «Наши
люди любят донашивать свои вещи до дыр», — жалуется один из них. Вокзал для двух платьев
Однако еще в феврале в городском департаменте потребительского рынка и
услуг заявили, что в связи с кризисом столичные власти планируют
открыть новые комиссионные магазины, сейчас разрабатывается целая
программа по их возвращению: «В рамках первоочередных мероприятий на
потребительском рынке Москвы будет рассмотрен вопрос совместно с
префектурами административных округов об открытии в каждом округе не
менее двух магазинов комиссионной торговли», — говорится в сообщении.
Обещают, что желающим заняться этим бизнесом будет предложено льготное
налогообложение и приемлемая арендная ставка. Председатель
правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин
скептически относится к идее поддержки комиссионок: «Меня в этой идее
смущает то, что в этом будет участвовать правительство Москвы. Всё это
очень плохо для бюджета. Московское правительство может потратить кучу
денег на программу поддержки бизнесменов, ведь комиссионные магазины —
это довольно дорого: помещение, продавцы, аренда (особенно если на
льготных условиях). Если рынок не создал такие комиссионные магазины,
то, может, они и не нужны? Бизнесмены, конечно, могут так рисковать,
это их право, но бюджет было бы очень и очень жалко». По мнению Янина,
правильнее было бы открыть рынки выходного дня: «Любой желающий мог бы
купить туда билет по фиксированной цене и в течение дня стоять и
продавать всё со своего балкона или гардероба. Этот проект не потребует
вложений, разве что на милицию и уборку. У людей должно быть право
избавиться от б/у вещей или купить б/у вещь. Во всем мире давным-давно
существуют блошиные рынки». Согласно последнему исследованию компании
ACNielsen, именно сейчас российский потребитель всерьез берется за
экономию и его готовность тратить неуклонно снижается. …Подмосковный
город Пушкино находится совсем недалеко от столицы. В скверике около
железнодорожного вокзала вот уже несколько дней подряд стоит женщина.
На вид лет пятьдесят. Она развесила на ограде два платья и два пиджака
— явно со своего плеча. На бумажке черным жирным фломастером написала:
«Все по 30—50 рублей». «Кризис», — разводит руками женщина и скромно
улыбается. |